Налог на добавленную стоимость: действующая система исчисления и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – рассмотреть налог на добавленную стоимость и пути его совершенствования. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
Рассмотреть действующую систему исчисления налога на добавленную стоимость;
Проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет;
Выявить недостатки законодательства в сфере налога на добавленную стоимость и пути его совершенствования в среднесрочной перспективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Действующая система исчисления налога на добавленную стоимость в России 5
1.1. Налог на добавленную стоимость, как косвенный налог 5
1.2. Плательщики НДС и порядок освобождения от уплаты 8
1.3. Основные элементы налога на добавленную стоимость 12
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации 17
Глава 3. Проблемы, связанные с исчислением и возмещением налога на добавленную стоимость, возможные пути их решения 25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 282.93 Кб (Скачать)

     Потребуется также широкая дифференциация налоговых  ставок, чтобы избежать налогообложения  социально значимых товаров первой необходимости. Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии  доходной части бюджета и об альтернативных источниках компенсации налоговых  потерь. 
       Один из них – расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных и неоправданных налоговых льгот. Общая сумма существующих налоговых льгот достигает примерно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговой системы, так как льготы для одних неизбежно означают дополнительное бремя для других. 
       Компенсация потери бюджета в результате снижения ставок НДС на прибыль возможно и за счет других источников. Например, за счет увеличения налогов на собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы, использования лицензионных платежей. 
       Важно развивать сотрудничество с правительствами различных государств в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества коренится в интенсификации хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда обеспечении равных условий конкуренции на мировых рынках.           

     В Росси с начала 90-х доля НДС  в налоговых поступлениях падает. Это объясняется как снижением  ставки НДС, так и уменьшением  уровня собирательности налога. В  последние годы величина поступлений  НДС и подоходного налога в  России была значительно ниже, чем  в большинстве развитых стран. Это  объясняется гораздо более низкой долей денежных доходов населения  в ВВП. Оценка ситуации показывает, что налоговая система России не является чрезмерно жесткой, уровень  налогообложения не слишком велик  и не очень значительно превышает  средний показатель в странах  с аналогичным экономическим  развитием. 
       В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой; другие считают, что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков. 
       Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.

       Как показывает практика, необходимо  уточнить порядок ведения раздельного  учета для целей налога на  добавленную стоимость организациями,  осуществляющими клиринговую деятельность (клиринговыми организациями) на  рынке ценных бумаг, деятельность  по определению (сверке) обязательств из заключаемых на биржах (организаторах торговли) гражданско-правовых договоров, предметом которых является товар или иностранная валюта, финансовых инструментов срочных сделок, а также обеспечению и (или) контролю их исполнения.

     В связи с этим следует рассмотреть  вопрос о возможности при расчете  пропорции, используемой для определения  сумм налога, принимаемых к вычету либо учитываемых в стоимости  приобретаемых клиринговыми организациями  товаров (работ, услуг), не учитывать  сделки с ценными бумагами, финансовыми  инструментами срочных сделок, иные сделки, по которым такие клиринговые  организации являются сторонами  сделок в целях осуществления  их клиринга, а также сделки, совершаемые  клиринговыми организациями в целях  обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

     Целесообразно внесение изменений в порядок  оформления счетов-фактур, а также  решение вопроса о возможности  оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью  урегулирования порядка применения налоговых вычетов.

     В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства рассматривался вопрос о внесении изменений в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения определили, при незаполнении или неверном заполнении каких показателей счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям.

     В настоящее время осуществляется подготовка к проведению пилотного  проекта по созданию системы составления  и выставления счетов-фактур в  электронном виде. В ходе пилотного  проекта должен быть выработан порядок  взаимодействия хозяйствующих субъектов, налоговых органов, операторов электронного документооборота счетов-фактур в рамках электронного документооборота счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи  при взаимодействии налогоплательщиков между собой и при представлении документов в налоговые органы. По результатам пилотного проекта в 2009 году были подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты для внедрения системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.

     В конце 2008 года в главу 21 Кодекса были внесены изменения, направленные на создание возможности принятия к  вычету сумм налога на добавленную  стоимость, уплаченного в составе  авансовых платежей. С учетом практики реализации этой нормы в первой половине 2009 года в Кодексе были внесены изменения, направленные на уточнение этого порядка - прежде всего, в части уточнения понятия "предварительной оплаты", порядка выставления счетов-фактур при получении авансовых платежей, принятия налога, уплаченного в составе авансового платежа, к вычету при осуществлении операций, облагаемых по нулевой ставке, а также прочие изменения, направленные на то, чтобы исполнение новых норм было менее обременительным для налогоплательщика.  

     В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие  от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих  уровней управления – федерального и территориального – в вопросах налогообложения. Введение местных  налогов и сборов предусмотренных  законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных  налогов, позволило более полно  учесть разнообразные местные потребности  и виды доходов для местных  бюджетов. 
       И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления. 
       Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. 
       Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку. 
       Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело. 
       Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей. 
       Очевидно, совершенствование налоговой системы будет продолжаться. 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Данная курсовая работа посвящена исследованию НДС - одного из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. 
В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. 
Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить.

     НДС относится к федеральным налогам  и действует на всей территории РФ. С экономической точки зрения налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

     С появлением НДС и акцизов в  налоговой системе РФ косвенные  налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов  в бюджет. В консолидированном  бюджете РФ поступления от НДС  уступают только налогу на прибыль  и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном  бюджете РФ налог на добавленную  стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые  доходы.

     Несмотря  на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога.

     Проанализировав действующий механизм обложения  НДС в РФ, стало очевидным, что  налог на добавленную стоимость  прочно вошел в налоговую систему  Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. В целом налог имеет позитивное значение, и тенденции его развития в последнее время позволяют  сделать вывод, что за ним и  дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

 
 
 

 

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая (по состоянию на 31 япваря 2011г.) – М: Омег-Л, 2011. – 640с.
  2. Алексадров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М Александров – М.: Дашко и К, 2006. – 318 с.
  3. Аносов В.А. Неправомерное возмещение НДС: факты, проблемы, решения. Обзор выступлений на заседании Налогового клуба / В.А. Аносов // Ваш налоговый адвокат. – 2006. – № 2. – С.25–32.   
  4. Бирюкова Н.В. Налог на добавленную стоимость / Н.В. Бирюкова. - М.: НалогИнформ, 2007. - 126c.
  5. Брызгалин А.В. НДС. Сложные вопросы / А.В. Брызгалин // Налоги и финансовое право. – 2007. – № 8. – С.271–283.   
  6. Лермонтов Ю.М. О результатах и перспективах реформирования НДС / Ю.М. Лермонтов // Налоговед. – 2007. – № 5. – С.17–34.   
  7. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н.  Лыкова. - М.: Дело, 2008. - 400с.
  8. Налоги и налогообложение в Росии: Учебник. – М.: Дело, 2005. – 400 с.
  9. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб: Питер, 2007. -659 с.
  10. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. И. А. Майбурова. -М.: Юнити-Дана, 2007. - 655с.
  11. Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г. Черника - М.: Финансы и статистика, 2008. - 315с.
  12. Налогообложение организаций: учебник / науч. ред. Л. И. Гончаренко – М.: Экономист, 2006. - 480 с.
  13. Сапожков А.В. Замена НДС налогом с продаж: "за" и "против" / А.В. Сапожков // Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющей компаниях. – 2006. – № 4. – С.37–42.   
  14. Сапожков А.В. Реформа налога на добавленную стоимость / А.В. Сапожков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2007. – № 3. – С.31–35.   
  15. Семкина Т.И. О теории и практике взимания НДС / Т.И. Семкина // Налоговый вестник. – 2006. – № 7. – С.61–74.   
  16. Тишина Е. Что делать с НДС / Е. Тишина // Российский налоговый курьер. – 2007. – № 19. – С.41–54. 
  17. сайт «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: действующая система исчисления и пути совершенствования