Налог на добавленную стоимость, механизм его исчисления и уплаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

НДС является крупнейшим косвенным налогом Российской Федерации. НДС широко применяется в Европе странами ЕС и распространен во многих других странах с рыночной экономикой. В России НДС применяется с 1992 года, когда была реализована принципиально новая концепция налогообложения в условиях формирования рыночных отношений.
НДС относится к универсальным косвенным налогам и этому налогу присущи основные преимущества и недостатки косвенных налогов.
Косвенные налоги - налоги на товары или услуги, взимаемые путем включения их в цену товара или в тариф на услуги. При реализации

Работа содержит 1 файл

лекция по НДС.docx

— 24.01 Кб (Скачать)

     ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ, МЕХАНИЗМ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ И  УПЛАТЫ

     1.1 Экономическое содержание  налога на добавленную  стоимость, его  место и роль  в формировании  доходов бюджета  РФ

     НДС является крупнейшим косвенным налогом  Российской Федерации. НДС широко применяется  в Европе странами ЕС и распространен  во многих других странах с рыночной экономикой. В России НДС применяется  с 1992 года, когда была реализована  принципиально новая концепция  налогообложения в условиях формирования рыночных отношений.

     НДС относится к универсальным косвенным налогам и этому налогу присущи основные преимущества и недостатки косвенных налогов.

     Косвенные налоги - налоги на товары или услуги, взимаемые путем включения их в цену товара или в тариф на услуги. При реализации такого товара, полученные налоговые суммы перечисляются  в бюджет организациями, реализующими товары и услуги. Здесь плательщик не совпадает с носителем налога.

     Косвенные налоги являются регрессивными, так  как при увеличении потребления  или повышения цен автоматически  увеличиваются налоговые поступления  в бюджет. Увеличение ставок налога приводит также к росту их доли в цене товара или услуг.

     Косвенные налоги имеют ряд существенных отличий и даже преимуществ по сравнению с прямыми налогами. Прежде всего, они не заметны для потребителя и уплачиваются без осознания необходимости платежа. Более того, поскольку время реализации товара и время уплаты налога почти совпадают, то косвенные налоги обеспечивают государству устойчивые и регулярные поступления в доходы бюджета.

     Одновременно  косвенные налоги имеют и определенные недостатки:

  • для них характерна регрессивность обложения, несогласованность с доходами налогоплательщика;
  • косвенные налоги фактически являются налогами на потребление;
  • контроль за полнотой уплаты косвенных налогов - это более затратный процесс;
  • удорожание товара снижает спрос и, следовательно, в конечном счете, влечет за собой сокращение объема производства.

     НДС играет значительную роль в формировании бюджета страны, так как отличается регулярностью поступлений. В 2005 году общая сумма НДС в консолидированном бюджете России составила 1472,3 млрд. руб. или 17,16% к доходам консолидированного бюджета, в 2008 году соответственно 2132,5 млрд. руб. и 13,32 %.

     В соответствии с Бюджетным кодексом, НДС по операциям, совершаемым на территории страны, включая ввоз товаров, поступает в федеральный бюджет в размере 100%. Доля НДС в федеральном  бюджете за последние годы снизилась  с 28,72 % в 2005 г. до 22,99 % в 2008 г., но остается весьма значительной.

     1.2 Налогоплательщики  НДС. Освобождение  от исполнения  обязанностей налогоплательщика

     Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен 21-й главой Налогового кодекса.

     Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

     -организации;

     -индивидуальные  предприниматели;

     -лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  Российской Федерации, определяемые  в соответствии с Таможенным  кодексом Российской Федерации.

     Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

     Не  являются налогоплательщиками  НДС также те организации и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы: единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

     Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

     Таким образом, получить освобождение можно при выполнении двух условий:

     1) общая сумма выручки от реализации  товаров (работ, услуг) за три  последовательных календарных месяца  не должна превышать 2 млн. руб. (без учета НДС);

     2) организация или индивидуальный  предприниматель в течение трех  предшествующих месяцев не должны  продавать подакцизные товары.

     Перечень  документов, которые нужно подать в налоговую инспекцию, чтобы получить освобождение, и условия работы после его получения установлены в статье 145 Налогового кодекса России.

     /

     При использовании освобождения от уплаты НДС, обязанность по уплате НДС сохраняется  в двух случаях:

     -при  ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации,  подлежащих налогообложению;

     - при выполнении обязанностей  налогового агента.

     Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее  письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту  своего учета.

     Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20- го числа месяца, начиная  с которого эти лица используют право  на освобождение.

     Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган  уведомление об использовании права  на освобождение, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право  на освобождение будет ими утрачено.

     По  истечении 12 календарных месяцев  не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

     -документы,  подтверждающие, что в течение  указанного срока освобождения  сумма выручки от реализации  товаров (работ, услуг), без учета  налога за каждые три последовательных  календарных месяца в совокупности  не превышала два миллиона  рублей;

     -уведомление  о продлении использования права  на освобождение в

     течение последующих 12 календарных месяцев  или об отказе от использования, данного  права.

     Документами, подтверждающими  право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

     -выписка  из бухгалтерского баланса (представляют  организации); -выписка из книги  продаж;

     -выписка  из книги учета доходов и  расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

     -копия  журнала полученных и выставленных  счетов-фактур. Если в течение  периода, в котором организации  и индивидуальные предприниматели  используют право на освобождение, сумма выручки от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога за каждые три последовательных  календарных месяца превысила  два миллиона рублей либо если  налогоплательщик осуществлял реализацию  подакцизных товаров, налогоплательщики  начиная с 1 -го числа месяца, в котором имело место такое  превышение либо осуществлялась  реализация подакцизных товаров,  и до окончания периода освобождения  утрачивают право на освобождение (ст. 145 НК РФ).

     Если  большинство клиентов организации - плательщики НДС, то получать освобождение от НДС, как правило, невыгодно. Это  обусловлено тем, что покупатель - плательщик НДС - приобретая товары у  организации, получившей освобождение от уплаты НДС, не может принять НДС  по приобретенным ценностям к  вычету, что приводит к росту затрат, а соответственно и цен на товары (услуги).

     1.3 Объект налогообложения НДС. Место  реализации товаров, работ и  услуг

     Объектами налогообложения  НДС признаются следующие операции:

  1. реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Товары, работы, услуги считаются реализованными, если право собственности на них перешло от продавца к покупателю. Для целей исчисления НДС безвозмездная передача товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав также признаются реализацией (п. 1 ст. 146 НКРФ).
  2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

     Налоговым кодексом определяются операции, не признаваемые

     объектом налогообложения.

     1) Операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Налогового Кодекса. К ним  относятся:

  • осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  • передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;
  • передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов), а также по концессионному соглашению;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации и др.

     2) Операции, отраженные в ст. 146 НК:

  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов других объектов социально-культурного и жилищно- коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

     передача  имущества государственных и  муниципальных предприятий, выкупаемого  в порядке приватизации;

  • выполнение работ, оказание услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным

     учреждениям, государственным и муниципальным  унитарным предприятиям;

Информация о работе Налог на добавленную стоимость, механизм его исчисления и уплаты