Налог на имущество организации, его значение и роль в бюджете субъекта федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие финансово- экономического содержания налога на имущество организаций.
Для достижения этой цели в ходе работы должен быть решен ряд конкретных задач. Необходимо:
1. рассмотреть на теоретическом уровне сущность и содержание налогообложения, определить понятия «налог», «налоговая система»
2. определить роль налога на имущество организаций в бюджете субъекта федерации
3. проанализировать особенности налогообложения юридических лиц (организаций) на уровне закона и на уровне существующей практики
4. выявить специфику налогообложения имущества организаций, определив налогооблагаемую базу для этого налога, плательщиков, особенности исчисления и уплаты данного вида налога

Содержание

Введение.
1.Правовые основы налогообложения организации.
1.1. Требования к налогообложению организации.
1.2. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
2.Налогообложение организаций
2.1.Налог на имущество организаций, его значение и роль в консолидированных бюджетах субъектов федерации.
2.2. Налогообложение имущества организаций.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по налогам.rtf

— 283.14 Кб (Скачать)

По месту нахождения организации;

По местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

По местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).

В случае если имущество, признаваемое в соответствии с законом объектом налогообложения находиться:

В территориальном море РФ;

На континентальном шельфе РФ;

В исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ (для имущества российских организаций).

То налоговые расчёты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учёт в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Так же в правоприменительной практике встречаются сложности с применением налоговых санкций в виду непредставления документов содержащие расчёты по авансовым платежам. В Постановлении ФАС10, указано что, документы, содержащие расчеты авансовых платежей, не являются налоговыми декларациями, следовательно, за их непредставление к налогоплательщику не могут применяться налоговые санкции за непредставление налоговых деклараций. 

 

    2.Налогобложение организаций 

     2.1. Налог на имущество организаций, его значение и роль в консолидированных бюджетах субъектов федерации.  

Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.  
Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является введение нового налога - на имущество организаций, предусмотренного гл.30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ.  
Глава 30 НК РФ введена в действие 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов".

Налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории России и должен вводиться в каждом субъекте Российской Федерации региональным законом о налоге - в отличие от налога на имущество предприятий, который был введен в действие Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и действовал до 1 января 2004 г.

Согласно п.1 ст.372 Налогового кодекса РФ налог на имущество должен вводиться в каждом субъекте Федерации соответствующим законом о налоге. Это обусловлено тем, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам.  В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Для введения в конкретном регионе налога на имущество организаций с 1 января 2004 г. необходимо было одновременно выполнить два условия: принять соответствующий закон субъекта РФ и официально опубликовать его до 1 декабря 2003 г.

Действовавшие ранее региональные законы с 1 января 2004 г. утратили силу вместе с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1). Этот Закон был отменен Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов", которым одновременно была введена в действие гл.30 НК РФ.  Для того чтобы налог на имущество организаций начал взиматься с 1 января 2004 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации не позднее 30 ноября 2003 г. должны были принять закон о налоге на имущество организаций и опубликовать его.

Все основные элементы налогообложения, а также порядок исчисления, уплаты налога и авансовых платежей предусмотрены гл.30 НК РФ, а сроки уплаты утверждают законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.  Законы субъектов РФ о налоге могут только уточнять отдельные положения гл.30 НК РФ (если такое право передано Налоговым кодексом РФ региональным законодательным собраниям).

Согласно положениям гл. 30 НК РФ законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- определяют ставку налога, которая не может превышать 2,2 процента;

- устанавливают дифференцированные ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества;

- имеют право ввести дополнительные налоговые льготы;

- определяют сроки уплаты налога, а также вправе разрабатывать формы отчетности по налогу.

Кроме того, законы субъектов Российской Федерации могут позволить отдельным категориям налогоплательщиков не вносить ежеквартальные авансовые платежи.  В соответствии с п.2 ст.379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Но п.3 ст.379 НК РФ разрешает законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не указывать отчетные периоды по налогу.  
Региональные законы могут устанавливать форму налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам). В то же время форма налоговой декларации может быть утверждена и рекомендована региональным законодательным органам ФНС РФ.

Следует обратить внимание на то, что законы субъектов Российской Федерации о налоге не могут изменять другие элементы налогообложения, в том числе порядок исчисления налога и авансовых платежей. Региональные законодатели также не имеют права вводить новые термины и трактовать иначе установленные гл.30 "Налог на имущество организаций" НК РФ понятия, например такие, как "место уплаты налога", "объект налогообложения", "налоговая база". 

    2.2. Налогообложение имущества организаций 

Потребность в эффективной системе норм налогового законодательства всё более возрастает с повышением роли налогообложения в формировании доходов бюджетов, с усилением влияния налоговых норм на коммерческий и финансовый оборот11. В настоящее время, вот уже несколько лет, в Российской Федерации проводится масштабная и планомерная налоговая реформа12.

Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем. Принципиальные положения реформы определены и сводятся к следующим приоритетным направлениям:

- реальное снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков с помощью отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, проведения процедуры реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам;

- выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;

- упрощение налоговой системы, осуществляемое в том числе посредством совершенствования контрольной работы налоговых органов.

В качестве способа реализации поставленных целей избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер.

Концепция реформирования имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости. А именно: земли и имущественных объектов, прочно с ней связанных и относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом13. Одним из этапов такого перехода является введение нового налога на имущество организаций, предусмотренного одноимённой Главой 30 в Налоговом кодексе, вступившая в силу с 1 января 2004 года, на основании федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ14, налог на имущество организаций будет вводиться в действие законами субъектов РФ на территории соответствующего субъекта РФ. При введении налога субъекты РФ должны соблюдать норму статьи 5 Налогового кодекса РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Федеральные законы, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Следовательно, для того, чтобы налог на имущество организаций был введен на территории конкретного субъекта РФ с 2004 года, закон субъекта РФ должен быть официально опубликован не позднее 30 ноября 2003 года.

Если закон субъекта РФ не был опубликован до 30 ноября включительно, то налогоплательщики могли в течение всего 2004 года не уплачивать налог на имущество организаций на территории данного субъекта РФ. Однако скорее всего налоговые органы были против такого решения налогоплательщика, и обоснованность решения скорее всего придется доказывать в судебном порядке. И следует заметить что, суды часто в таких ситуациях поддерживают налогоплательщика. Например, когда в 2000 году органам местного самоуправления дали возможность установить дополнительную ставку налога на прибыль в размере до 5 процентов, некоторые из них не успели сделать это заблаговременно, то есть не позднее 30 ноября 2000 года15. Налогоплательщики, не платившие в такой ситуации налог по ставке 5 процентов, обычно выигрывали в судах16.

Плательщики налога на имущество организаций.

Плательщиками налога на имущество организаций, так же как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости (исключение составляют организации применяющие специальные налоговые режимы). Правила, порядок и особенности уплаты налога иностранными организациями, следует рассмотреть более подробно.

Особенности уплаты налога на имущество иностранными организациями

Ранее налог на имущество должны были уплачивать все без исключения иностранные организации, имеющие имущество на территории Российской Федерации17.

Но с 2004 года, налог на имущество не должны уплачивать те иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства на территории Российской Федерации. Исключением являются, организации имеющие в собственности объекты недвижимого имущества на территории РФ. Поводом для такого нововведения, по всей видимости, стал слабый налоговый контроль за иностранными организациями, не имеющие постоянных представительств18.

В отличие от общего порядка, налоговая база по объектам недвижимого имущества, не относящихся к постоянным представительствам иностранных организаций, определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости в БТИ. Следует учесть тот факт, что инвентаризационная стоимость, время от времени, индексируется по решению местных властей. Следовательно, иностранным организациям, целесообразно уточнять инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации инвентаризационной стоимости.

Объект (налогообложения) налога на имущество организаций. Налоговая база и порядок её определения.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не изменился: ею признаётся среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению19. В расчёт берётся его остаточная стоимость, определённая по правилам бухучёта. Если по правилам, принятым в бухучёте, по каким-то основным средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по прежнему будет определятся за вычетом износа20.

Ещё одно нововведение заключается в том, что в отличие от бывшего порядка, налоговая база согласно ст. 376 НК РФ21, определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

        организации (место её государственной регистрации);

Информация о работе Налог на имущество организации, его значение и роль в бюджете субъекта федерации