Налоги в системе экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение законодательства о налогах и сборах, экономической сущности налогов и их функций, основных элементов налогов и принципов налогообложения.
Главной задачей работы является выявление возможностей минимизации налоговых платежей и сборов, использования налоговых льгот.
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическая основа налоговой системы……..……………………………..5
1.1Эволюция налогообложения в России...……………………………...5
1.2Понятие, элементы и виды налогов...………………………………..13
1.3Принципы и функции налогообложения……...…………………….20
2 Система налогов Российской Федерации……..……………………………..24
2.1Законодательная база налогообложения...…………………………..24
2.2Возможности минимизации налоговых платежей...………………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретическая основа налоговой системы……..……………………………..5          

           1.1Эволюция налогообложения в России...……………………………...5

           1.2Понятие, элементы и виды налогов...………………………………..13

           1.3Принципы и функции налогообложения……...…………………….20

2 Система налогов Российской  Федерации……..……………………………..24

           2.1Законодательная база налогообложения...…………………………..24

           2.2Возможности минимизации налоговых платежей...………………..37

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованной литературы…………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

Изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного экономического образования.

Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Налогообложение находится  на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ.

Предметом исследования являются социально-экономические  отношения, складывающиеся в системе  налогообложения. Объектом же приходятся сами налоги.

Данной проблемой занимались такие ученые, как А. Смит, А. Лаффер, Д. Риккардо, Н. Тургенев, А. Соколов и другие.

Налоги — это мощнейшее  орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Цель курсовой работы – рассмотрение законодательства о налогах и сборах, экономической сущности налогов и их функций, основных элементов налогов и принципов налогообложения.

Главной задачей работы является выявление возможностей минимизации налоговых платежей и сборов, использования налоговых льгот.

Налоги — необходимое  звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             1 Теоретическая основа налоговой системы              

      1.1 Эволюция налогообложения в России

История налогообложения  в России — сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая  тенденция — периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция — постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые в конечном счете приводили к обратному результату — росту косвенного обложения.

И, наконец, третья тенденция — постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 г. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги...»[16,С.165].

К более поздним  относится упоминание об элементах  налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 г.

На протяжении XIII в. в различных княжествах проводились переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 г. переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 г. проведена перепись Новгородских земель. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.

26 апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV—XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV в. часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной  в 1556 г. Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

С конца XVI в. в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII в. появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.

 В 1679 г.  царь Федор Алексеевич провел  реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к её началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).

Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722—1724 г.), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»).

На протяжении второй половины XVIII—начала XIX в. продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями в этот период было уточнение налогообложения купечества:

  • введение налогообложения имущества (фабрик и заводов — по рублю 
    со стана, а где стана нет — по 1% с капитала);
  • введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.

Позднее была введена гильдейская подать (гильдейский  сбор с объявленных капиталов) — начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати. В дальнейшем гильдейское обложение неоднократно пересматривалось. 

Основы налоговой  системы России конца XIX — начала XX в. были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863-1865 и 1885-1887 гг.

К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.)" и подушная подать (1882—1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога.

В начале XX в. роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика. На тот период в России основными по объемам были неналоговые доходы. На долю налогов приходилось менее 33% обыкновенных доходов. Наиболее значительными из числа неналоговых доходов этого периода были казенные доходы от продажи питей, которые устойчиво превышали 30%.

До введения винной монополии с 1895 г. спирт и  иная алкогольная продукция подвергались акцизному обложению. Еще до введения винной монополии в 1886 г. доля питейных акцизов в общем объеме доходов российского бюджета составляла 37,6%.[6,С.44]

В Российской империи в конце XIX — начале XX в. основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных компонентов:

  1. основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства;
  2. дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам:
  • с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) налога с капитала;

б) процентного сбора с прибыли;

  • с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) раскладочного сбора;

б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум.

Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:

  1. местности (существовало пять классов местностей в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);
  2. разряда торгового или промышленного предприятия.

До 1898 г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов. Позднее были введены дифференцированные критерии:

  1. для кредитных организаций — в зависимости от суммы капитала;
  2. для страховых организаций — в зависимости от суммы страховых премий;
  3. для торговых акционерных предприятий — в зависимости от суммы 
    капитала;
  4. для торговых неакционерных предприятий оклады устанавливались по 
    пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля; 
    мелочные товары особо поименованные; развозный и разносный торг);
  5. для промышленных предприятий было установлено три разряда в зависимости от числа рабочих.

Если отсутствовали  четкие признаки, по какому именно разряду облагать ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по тому разряду, в котором цена свидетельства составляла бы не менее 5% нормальных размеров прибыли, установленной для раскладочного сбора.

Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги:

  • временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;
  • налог на военную прибыль;
  • особый временный налог на русский хлопок;
  • единовременный налог на телефоны;
  • ряд других.

Информация о работе Налоги в системе экономических отношений