Основные вопросы налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

Содержание

1. Сущность налогов
2. Функции налогов
3. Система принципов налогообложения
4. Основные методы налогообложения
5. Необходимость налогов
6. Классификация налогов
7. Общая характеристика федеральных налогов
8. Краткая характеристика каждого из федеральных налогов
9. Общая характеристика региональных налогов
10. Краткая характеристика каждого из региональных налогов
11. Общая характеристика местных налогов
12. Краткая характеристика каждого из местных налогов
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 60.13 Кб (Скачать)

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Институт управления»

(г. Архангельск)

 

 

Кафедра экономики

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине

«ЭКОНОМИКА»

на  тему

«Основные вопросы налоговой политики»

 

Выполнил:

Студентка:  Никифорова Л.В.

                                                                           

Факультет:  юридический

Курс: 5 

Группа:  51-ЮЗ

Специальность:  юриспруденция

Шифр  зачетной книжки: ЮЗ-512821

Проверил:________________________

                                                                                                        (Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

Архангельск

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Функции налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

3. Система принципов налогообложения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Основные методы налогообложения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

5. Необходимость налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

6. Классификация налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

7. Общая характеристика федеральных  налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

8. Краткая характеристика каждого  из

    федеральных налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

9. Общая характеристика региональных  налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

10. Краткая характеристика каждого  из

      региональных налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

11. Общая характеристика местных  налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

12. Краткая характеристика каждого  из

      местных налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 

 

  1. Сущность налогов

       Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

       Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

       Специфическими признаками налогов  являются:

• тесная связь  налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим  источником доходов;

• принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

• участие  в экономических процессах общества.

       Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налоговыми  агентами;

3) Министерство  финансов РФ, министерства финансов  республик;

4) Федеральная  налоговая служба РФ и её  подразделения в России;

5) Государственный  таможенный комитет РФ и его  подразделения;

6) государственные  органы исполнительной власти  и исполнительные органы местного  самоуправления, другие уполномоченные  ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном  порядке помимо налоговых и  таможенных органов приём и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

7) финансовые  управления (департаменты, отделы) администраций  краёв, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, автономной области,  автономных округов, районов и  городов, иные уполномоченные  органы – при решении вопросов  об отсрочке и о рассрочке  уплаты налогов и сборов и  других вопросов, предусмотренных  НК РФ;

8) органы государственных внебюджетных фондов.

  1. Функции налогов

       Налоги как стоимостная категория  имеют свои отличительные признаки  и функции налогов, которые  выявляют их социально-экономическую  сущность и назначение.

       Функции налогов  взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений в бюджет, т.е. реализация  фискальной функции, создаёт материальную  возможность для осуществления  экономической роли государства,  т.е. экономической функции налогов.  В то же время, достигнутое  в результате экономического  регулирования ускорение развития  и роста дохода производства, позволяет государству получить  больше средств. 
Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет её, а эффективное выполнение распределительной функции создаёт благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

       Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех  государств. С её помощью образуются  государственные денежные фонды,  т.е. материальные условия для  функционирования государства.

       Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция даёт реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества.

       Контрольная функция налога как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  такой функции оценивается эффективность  каждого налогового канала, выявляется  необходимость внесения изменений  в налоговую систему и бюджетную  политику. Контрольная функция налогово-финансовых  отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции.

       Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую и стимулирующую.

       Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

       Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

       Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых со льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

 

  1. Система принципов налогообложения

          Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

          В литературе выделяются следующие  принципы построения налоговой  системы:

1) непосредственно закреплённые законодательством о налогах и сборах

– принцип единства системы налогов и сборов;

– принцип трёхуровневого построения налоговой системы России;

– принцип определённости системы налогов и сборов;

– принцип стабильности системы налогов и сборов;

– принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах

– принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов;

– принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов;

– принцип оптимальности построения системы налогов и сборов;

– принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.

          В ст. 3 НК РФ даны основные  начала и направления налоговой  политики государства:

1. Каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы.  Законодательство о налогах и  сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения.  При установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

2. Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала.

3. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными. Недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни  на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными  настоящим Кодексом признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  настоящим Кодексом либо установленные  в ином порядке, чем это определено  настоящим Кодексом.

6. При  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить.

7. Все  неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов).

          Законодательная конкретизация  принципов налогообложения в  форме основных начал законодательства  о налогах и сборах призвана  способствовать их активному  применению на практике, в том  числе судебными органами.

  1. Основные методы налогообложения

       Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

       Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).

       Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.

       Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

1. Простая  поразрядная прогрессия. Налоговая  база разбивается на отдельные  разряды (ступени). Для каждого  разряда налог определяется в  виде абсолютной суммы.

2. Простая  относительная прогрессия. В данном  случае для общего размера  налоговой базы также устанавливаются  разряды, но для каждого разряда  определяются различные ставки (как твёрдые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

Информация о работе Основные вопросы налоговой политики