Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение моментов того когда желание налогоплательщика свести к минимуму налоговые платежи приводит к нарушению налогового законодательства.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………………..3
Общее понятие налогового правонарушения…………………………..………5
Виды ответственности за нарушение налогового законодательства ………..7
Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………..15
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства ………………………………………………………………..18
Практическая часть ……………………………………………………………..23
Заключение ……………………………..……………………………………….26
Список литературы ……………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Реферат по анализу и оптимиз. налогообл. базы..doc

— 137.00 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» 
 
 

Реферат

по дисциплине

Анализ  и оптимизация  налогооблагаемой базы

на тему:

«Ответственность за нарушение налогового законодательства» 
 
 

Выполнила:

  
 
 
 
 

Москва 2011

     Содержание

Ведение …………………………………………………………………………..3

Общее понятие  налогового правонарушения…………………………..………5   

 Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства  ………..7 

Уголовная ответственность  за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………..15

Административная  ответственность за нарушение налогового законодательства ………………………………………………………………..18

Практическая  часть ……………………………………………………………..23

Заключение ……………………………..……………………………………….26

Список литературы ……………………………………………………………...27

 

Введение

       «Налоги – это источник государственных финансов.

     Государство постоянно совершенствует порядок их взимания.

       Коммерсанты же  заинтересованы в  снижении налоговой  нагрузки.

     В результате на каждое усовершенствование находится 

     несколько способов минимизации налога и уклонения от его уплаты»

     Стратегической  целью налоговой оптимизации  является не только экономия на налоговых  платежах, но и сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых  органов, снижение налоговых рисков.

     Несмотря на большое количество существующих в России налогов, основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлений обеспечивают так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, в частности налога на прибыль организаций, падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, растет. Остальные налоги составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование в организациях направлено на минимизацию именно основных налогов, поскольку нередко их снижение приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных налогов.

     НК  РФ упорядочил процесс осуществления  налогового контроля и расширил круг правовых способов защиты прав и интересов налогоплательщиков. Многие положения НК РФ налогоплательщик может использовать для своей защиты при уменьшении налогов, например право на получение разъяснений от налоговых органов, принцип "все сомнения в пользу налогоплательщика", запрет на проведение повторных налоговых проверок налоговыми органами и др. Однако налоговая система любой страны, какой бы справедливой она ни была, затрагивает интересы налогоплательщиков - юридических и физических лиц, изымая в пользу государства часть их доходов. Налогоплательщики постоянно ведут поиск возможных способов уменьшения налогового бремени. Некоторые выбирают уклонение от уплаты налогов. Они минимизируют свои налоговые обязательства незаконно - путем сокрытия налоговых обязательств и представления в налоговые органы заведомо ложной информации. Но в основном налогоплательщики четко понимают, что налоги неизбежны и платить их необходимо. Они выбирают минимизацию налоговых обязательств с помощью использования налоговых льгот и максимального учета возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования предприятия.

     Если  в результате мер, предпринятых налогоплательщиком, будет допущено нарушение законодательства, такие действия в зависимости  от характера квалифицируются как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности.

     Целью данной работы является рассмотрение моментов того когда желание налогоплательщика  свести к минимуму налоговые платежи  приводит к нарушению налогового законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общее понятие налогового правонарушения

    Налоговым правонарушением признается виновно  совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

      Объектом  налоговых правонарушений являются сложившиеся в государстве общественные отношения в области порядка уплаты налогов и сборов.

     Не  всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения.

     Выделяют  следующие правовые признаки деяния, влекущего применение мер ответственности:

  1. противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой  нормы;
  2. виновность лица, нарушившего закон. Признаком вины нарушителя является умышленный характер его действий либо проявленная лицом неосторожность;
  3. причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия должны быть следствием именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности;
  4. недопустимость действия или бездействия.  Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения  если   за совершение противоправных деяний взыскание не установлено, то привлечение лица к правовой ответственности исключено.

    Субъекты  налоговых правонарушений

      Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ.

      В качестве субъектов налогового  правонарушения Кодексом предусматриваются только непосредственно налогоплательщик, под которым на практике понимают лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения и обязанное в связи с этим уплачивать соответствующий налог, а также налоговый агент или их представители. На других лиц, в том числе и должностных (руководителя предприятия, главного бухгалтера), составы налоговых правонарушений, предусмотренные частью первой Кодекса, не распространяются.

    Статьей 107 части первой НК РФ установлено, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение только по достижении им возраста 16 лет.

    Должностные лица организаций не являются субъектами ответственности за налоговые правонарушения. Однако не стоит  забывать, что они по-прежнему могут быть привлечены к административной ответственности. В п.4 ст.108 части первой НК РФ по этому поводу содержится норма, согласно которой привлечение организации к ответственности за совершение  налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности. 

     Виды  ответственности  за нарушение налогового законодательства

     Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. В случае если в ходе такого рода проверок устанавливаются  нарушения налогового законодательства, налоговый орган может привлечь налогоплательщика к налоговой  ответственности, а должностных лиц налогоплательщика юридического лица - к административной ответственности. Налоговое законодательство РФ, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей.

В соответствии с НК РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением  финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности. Кроме этого, если при проверке организации или индивидуального предпринимателя сумма неуплаченных налогов превысит размер, установленный Уголовным кодексом, то налоговый орган передаст материалы проверки в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ, которая может привлечь должностных лиц к уголовной ответственности.

     Ответственность за нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе. Налогоплательщик обязан подать заявление о постановке на учет лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Срок подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения - один месяц после создания обособленного подразделения.

     В соответствии со ст.116 Налогового кодекса  РФ (далее - НК РФ), если налогоплательщик нарушил установленный настоящим кодексом срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей, а также ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

     Кроме этого, должностные лица организации, нарушившие срок постановки на учет в  налоговом органе, будут привлечены к административной ответственности в соответствии со ст.15.3 КоАП РФ за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или внебюджетном фонде. Что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 тысячи рублей.

     Ответственность за нарушение срока  представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Налогоплательщик должен информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (п.2 ст.23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней с момента открытия или закрытия счета. Если произошло нарушение этого срока, то к налогоплательщику применяется ответственность в соответствии со ст.118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тысяч рублей за каждый факт несообщения сведений. Должностные лица налогоплательщика, нарушившего установленный срок представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, несут ответственность в соответствии со ст.15.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи  до двух тысяч рублей.

     В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, то есть налоговый орган может оштрафовать только за несообщение сведений о расчетном счете и текущем валютном счете.

     Таким образом, налоговый орган не может  оштрафовать за несообщение сведений о ссудном счете, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, о депозитном счете, о транзитном валютном счете, о специальном транзитном валютном счете.

     Ответственность за непредставление  налоговой декларации. Для каждого налога установлен свой срок подачи декларации. Если налогоплательщик нарушает этот срок, то на него накладывается штраф в соответствии со ст.119 НК РФ. Так, непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

     Несоблюдение  порядка представления налоговой  декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей ,ст.119 НК РФ (введена Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

     Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога. Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется для него штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога (п.1 ст.122 НК РФ), если при этом его действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства