Подоходное налогообложение физических лиц РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

Налогообложение физических лиц.
Объекты налогообложения.
Налоговая база для подоходного налога.
Налоговые вычеты.
Ставки, применяемые при подоходном налогообложении.
Уплата налога и подача декларации.
Обязанности банков и налоговых агентов.
Анализ налогообложения физических лиц и пути его совершенствования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 46.64 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

ПРЕДИПЛОМНАЯ  РАБОТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКЕ 

НА ТЕМУ: «ПОДОХОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение

  1. Налогообложение физических лиц.
  2. Объекты налогообложения.
  3. Налоговая база для подоходного налога.
  4. Налоговые вычеты.
  5. Ставки, применяемые при подоходном налогообложении.
  6. Уплата налога и подача декларации.
  7. Обязанности банков и налоговых агентов.
  8. Анализ налогообложения физических лиц и пути его совершенствования.

 Заключение

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          

Введение

       Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

     При переходе к рыночной экономике возникло множеством проблем, которые необходимо решать. Одна из самых острых проблем нашей экономики – это нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование – система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождение (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

     В налоговой системе Республики Беларусь налоги с физических лиц занимают существенное место и представлены такими основными платежами, как подоходный налог, платежи за землю, налог на недвижимость. Налогообложение физических лиц основывается на том принципе, что каждый гражданин должен участвовать в поддержке государства частью личных доходов. Поэтому налоги с граждан отражают причастность плательщика к формированию общегосударственных доходов. В то же время налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с местными органами власти и управления, они дают основание для контроля за счет плательщиков.

     По  мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает  отвечать предъявляемым к ней  требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи  с этим в налоговую систему  в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые  изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой  системы достигается тем, что  в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных  ошибок) не вносятся; состав налоговой  системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с  ее прежней приверженностью к  пятилетним планам (хотя с позиции  хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток  перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.             

     Налогообложение физических лиц

     Общеустановленный порядок налогообложения.

       В соответствии с гл. 6 Закона  Республики Беларусь «О подоходном  налоге с физических лиц» исчисление  подоходного налога производится  индивидуальными предпринимателями  из суммы облагаемого дохода, определяемого как сумма дохода, уменьшенная на льготируемые доходы, перечисленные в ст. 3 названного Закона.

     В свою очередь, доход определяется как  разница между выручкой (в денежной и натуральной форме) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), доходами от внереализационных  операций и документально подтвержденными  расходами, связанными с извлечением  этих доходов (либо при отсутствии возможности  документального подтверждения  расходов – расходами, рассчитанными  в размере 10% выручки).

     На  исчисление подоходного налога влияет несколько показателей. От того, насколько  правильно определены эти показатели, зависит правильность исчисления налога.

     Льготы  по подоходному налогу. Перечень льгот по подоходному налогу установлен ст. 3 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

     При проверке обоснованности применения льгот  по налогу следует проверить, имеются  ли все необходимые документы, подтверждающие право на льготу, и оформлены ли они должным образом, а также  не были ли применены вычеты при  исчислении налога с доходов от предпринимательской  деятельности и по основному месту  работы.

     Также необходимо уточнить, не было ли утрачено в течение года право на льготу. Например, если у индивидуального  предпринимателя ребенок, обучающийся  в высшем учебном заведении, являющийся в соответствии с Законом иждивенцем, также зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, то он перестанет являться иждивенцем. Соответственно льгота по налогу будет  утрачена. 

     Налогообложение физических лиц

         Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается на основании Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц»

        Плательщиками подоходного  налога с граждан являются физические лица, постоянно проживающие или временно пребывающие в Республике Беларусь. К гражданам, которые в целях налогообложения рассматриваются как постоянно проживающие, относятся физические лица, находящиеся в Республике Беларусь более 183 дней в календарном году

     Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками: от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь; от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

     Объектом  налогообложения не признаются доходы, полученные от операций, связанных  с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь между собой  в браке, отношениях близкого родства  или свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна, попечителя и подопечного, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в  результате заключения между ними трудовых договоров, договоров купли-продажи  и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности.

       Определение времени фактического  нахождения физического лица  на территории Республики Беларусь  в целях признания этого лица  налоговым резидентом Республики  Беларусь производится в соответствии  со статьей 17 Общей части Налогового  кодекса Республики Беларусь.

     К доходам, полученным от источников в  Республике Беларусь, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от белорусской организации, а также проценты, полученные от белорусского индивидуального предпринимателя и (или) от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
  • страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая, полученные от белорусской организации и (или) от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от использования на территории Республики Беларусь объектов авторского права и смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от реализации: недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь; на территории Республики Беларусь акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе иностранных организаций; акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе белорусских организаций; прав требования к белорусской организации или иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь; иного имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
  • вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством Республики Беларусь или полученные от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река – море» и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Республику Беларусь и (или) из Республики Беларусь или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, объектов электросвязи и иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Республики Беларусь;
  • суммы, полученные в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • иные доходы, получаемые плательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Республики Беларусь.

     Не  относятся к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций, связанных с ввозом товаров  на территорию Республики Беларусь и (или) приобретением товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь.

     При определении налоговой базы учитываются  все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной форме. Если из дохода плательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания  не уменьшают налоговую базу.

     Налоговая база определяется отдельно по каждому  виду доходов, в отношении которых  установлены различные налоговые  ставки.

       Для доходов, в отношении которых  предусмотрены налоговые ставки, установленные пунктом 1 статьи 18 Закона, налоговая база определяется  нарастающим итогом с начала  налогового периода как денежное  выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 13 – 16 Закона, с учетом особенностей, установленных Законом.

     Если  сумма налоговых вычетов в  налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых  предусмотрены установленные пунктом 1 статьи 18 Закона налоговые ставки и которые подлежат налогообложению  в этом же налоговом периоде, то применительно  к этому налоговому периоду принимается  налоговая база, равная нулю. Разница  между суммой налоговых вычетов  в этом налоговом периоде и  суммой доходов, в отношении которых  предусмотрены установленные пунктом 1 статьи 18 Закона налоговые ставки и которые подлежат налогообложению, на следующий налоговый период не переносится.

     Для доходов, в отношении которых  предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как  денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные  статьями 13 – 16 Закона, не применяются.

     При получении плательщиком дохода от организаций  и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества  налоговая база определяется как  стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при  их отсутствии – из цен (тарифов), применяемых  такими организациями и индивидуальными  предпринимателями на дату начисления плательщику дохода.

Информация о работе Подоходное налогообложение физических лиц РБ