Понятие "двойное налогообложение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Понятие «двойное налогообложение» (double taxation) означает обложение одного налогового объекта у отдельного плательщика одним и тем же (или аналогичными налогами) за один и тот же отрезок времени (чаще всего налоговый период).

Работа содержит 1 файл

Двойное Н.docx

— 15.97 Кб (Скачать)

Понятие «двойное налогообложение» (double taxation) означает обложение одного налогового объекта у отдельного плательщика одним и тем же (или аналогичными налогами) за один и тот же отрезок времени (чаще всего налоговый период).

Проблема  двойного налогообложения находится  на своеобразном стыке категорий объекта налогообложения и плательщика. С одной стороны, возникает довольно сложная ситуация при определении облагаемой базы, так как ее непросто определить при многообразии доходов за пределами государства и в его рамках. С другой стороны, разграничение плательщиков на резидентов и нерезидентов требует своеобразной системы учета доходов и, соответственно, налоговых изъятий.

Виды  двойного налогообложения

Выделяют  несколько видов двойного налогообложения (см. А.Н. Козырин. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993, с. 42-43; Податкова система Украши: Шдручник / За ред. В.М. Федосова. К., 1994, с. 104-106), среди которых наиболее распространены:

1.         ВНУТРЕННЕЕ — двойное налогообложение в странах, где один и тот же налог взимается на уровнях различных административно-территориальных единиц. Оно может выступать как вертикальное — уплата одинакового налога на местном и государственном уровне. (В Швеции уплачивается местный и государственный подоходный налог);горизонтальное — налогообложение на одном административном уровне за счет различий в определении налогообложения.

2.         ВНЕШНЕЕ (международное) — налогообложение, при котором сталкиваются национальные законодательства в определении объекта налогообложения или плательщика, рассматривая его как обязанное лицо по аналогии с законодательством иного государства.

. Международное (экономическое)  право не содержит общепринятых  правовых принципов и норм  решения проблемы двойного налогообложения.  Примерами немногих многосторонних, в основном не получивших широкого  применения, соглашений об избежании двойного налогообложения могут служить ранее действовавшие конвенции между странами Андской группы, между странами бывшего СЭВ, а также Конвенция между Северными странами.

С другой стороны, в  мире заключены сотни двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Несколько десятков таких соглашений действует и между Россией и другими странами, в том числе с большинством стран Евросоюза, США, Японией, Китаем, Индией, Израилем, Канадой, Швейцарией и др. Существуют и модельная конвенция по двойному налогообложению, разработанная в ОЭСР, а также модельная конвенция ООН о двойном налогообложении между развитыми и развивающимися странами (1979 г.).

§ 753. В большинстве  соглашений (в том числе российских) об избежании двойного налогообложения для определения государства, в котором должны уплачиваться налоги, в основу положено два принципа:

- подоходный налог  - уплачивается по месту постоянного  местонахождения плательщика (lex domicilii). Это для физического лица место его постоянного проживания, а для юридического лица место его регистрации;

- налог на недвижимое  имущество уплачивается по месту  нахождения этого имущества (lex rei sitae).

Впрочем, в отдельных  соглашениях об избежании двойного налогообложения могут применяться и иные принципы определения места взимания налога, например, для подоходного налога - место извлечения дохода. Кроме того, соглашения об избежании двойного налогообложения могут иметь и ограниченное действие, распространяющееся лишь на налогообложение отдельных видов деятельности (например, транспортные перевозки) имущественных отношений (например, налоги на наследство).

§ 754. Принцип  lex domicilii для определения места взимания подоходного налога, очевидно, привлекателен для фискальных органов тем, что бремя ответственности за исправное собирание налога переносится с этих органов на самого налогоплательщика, который под страхом санкций, вплоть до уголовных, обязан декларировать все свои доходы и оплатить налоги на них. Контроль за исполнением этой обязанности легче всего, разумеется, осуществлять по месту нахождения налогоплательщика.

Но как и во всем, применение принципа lex domicilii, казалось бы, наиболее эффективного для контроля за сбором налогом, вместо выгод для государства, которое из фискальных интересов заинтересовано обычно в установлении достаточно высоких ставок подоходного налога, часто практически оборачивается не увеличением общих собираемых сумм налогов, но их сокращением. Налогоплательщики, естественно, в отличие от государств заинтересованные в низком уровне налогообложения, "бегут" в страны, где этот уровень ниже и где обозначают свое место жительства, регистрируют свои предприятия.

§ 755. Эта практика породила такое уродливое явление, как создание так называемых оффшоров. Оффшором считаются государства  территории, предоставляющие сверхльготный налоговый режим (до 3-5% налога на прибыль) и не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций. Всего (на сентябрь 2003 г.) в списках Центробанка 49 оффшоров, включая такие, как Швейцария, Кипр, Ирландия, Люксембург, Гонконг, Панама, Сербия и Черногория и т.д. Не брезгуют образованием оффшорных зон и самые богатые страны запада: США (штаты Вайоминг, Делавер), Великобритания (остров Мэн, Гибралтар, Нормандские острова, Виргинские острова).

§ 756. Оффшоры  образуются государствами в целях  привлечения налогоплательщиков, хотя и на условиях низких налоговых ставок, но все же при больших количествах  плательщиков в бюджет поступают  значительные суммы сборов, а кроме  того, происходит и определенное оживление  деловой активности. 

Информация о работе Понятие "двойное налогообложение"