Понятие и содержание налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система была сформирована в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народно - хозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………………....3
1. Понятие налоговой системы………………………………………………..4
2. Прямые и косвенные налоги……………………………………………....10
3.Сходство и различие между налогами, пошлинами и сборами………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………16

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 37.10 Кб (Скачать)
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА  

      по дисциплине: «Налоги и налогообложение» 

на тему: «Понятие и содержание налоговой системы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

2 курса  с.ф.о.

специальность 080109 
 
 
 
 
 
 

Унеча 2011 год 
 

Содержание 
 

Введени……………………………………………………………………....3

1. Понятие налоговой системы………………………………………………..4

2. Прямые и косвенные налоги……………………………………………....10

3.Сходство и различие между налогами, пошлинами и сборами………….12

Заключение………………………………………………………………15

Список  используемой литературы…………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоговая система была сформирована в условиях разрыва экономических связей между  республиками, входившими ранее в  единый народно - хозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов  в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода  приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в  чрезмерном изъятии доходов у  налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. Как следствие, в России становление  теневого сектора экономики приобрело  угрожающий характер, наметились массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой  базы. Это побудило государство пойти  на постепенное снижение тяжести  налогового пресса.

     Трудно  переоценить значимость такой работы, поскольку обеспечение наиболее полного соответствия налоговой  системы принятым в обществе социально - экономическим приоритетам благоприятно отразится на общей ситуации в  экономике.

 В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

     Налоги  выступают основным источником доходов  бюджетной системы, включая бюджеты  всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому  необходимо чтобы налоговая система  России была адаптирована к новым  общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

1. Понятие налоговой  системы

 

     Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном  порядке, образует налоговую систему.

     В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и  сборы.

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в  соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации  и обязательные к уплате на территориях  соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального  налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ. При установлении регионального  налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  соответствующих муниципальных  образований.

     Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются в вводятся в  действие законами указанных субъектов  Российской Федерации.

     При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

     Не  могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

     В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и  сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

     Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

     1. федеральные налоги и сборы;

     2. региональные налоги и сборы,  т.е. налоги и сборы субъектов  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов;

     3. местные налоги и сборы.

     Выделение трех уровней системы налогов  и сборов в Российской Федерации  позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов  различных уровней в отношении  конкретных видов налогов и сборов.

     Под федеральными налогами и сборами  понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ;

     2. обязательны к уплате на всей  территории Российской Федерации.

     Региональные  налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются  следующими чертами:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и законами субъектов РФ;

     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ законами  субъектов РФ;

     3. обязательны к уплате на территории  соответствующих субъектов РФ;

     4. законодательные органы субъектов  РФ при установлении регионального  налога определяют:

     а) налоговые ставки (в пределах, установленных  НК РФ);

     б) порядок и сроки уплаты налога;

     в) формы отчетности по региональному  налогу;

     г) (факультативно) налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиком.

     Законодательство  запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым  кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

     Местные налоги и сборы:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и нормативными актами представительных  органов местного самоуправления;

     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления;

     3. обязательны к уплате на территории  соответствующих муниципальных  образований (городских или сельских  поселений, муниципальных районов,  городских округов либо внутригородской  территории города федерального  значения);

     4. представительные органы местного  самоуправления при установлении  местного налога определяют:

     а) налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым кодексом РФ;

     б) порядок и сроки уплаты налога;

     в) формы отчетности по местному налогу;

     г) (факультативно) налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиком.

     Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных  Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).

     Для местных налогов и сборов в  городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает  особенность, состоящую в том, что  такие налоги и сборы устанавливаются  и вводятся в действие законами городов  Москвы и Санкт-Петербурга.

     Налоги  и сборы, включенные в систему  налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в  действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

     При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов  только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть  полное или частичное закрепление  конкретных федеральных налогов  в качестве источника доходов  региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством  часть поступлений региональных налогов может направляться в  доход местных бюджетов.

     Ст. 12 НК РФ соответствует ст. 18 Закона РФ "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации", в соответствии с которой:

     1. компетенция органов государственной  власти в решении вопросов  о налогах определяется в соответствии  с Законом РФ "Об основах  налоговой системы в РФ" и  другими законодательными актами;

     2. органы государственной власти  всех уровней не вправе вводить  дополнительные налоги и обязательные  отчисления, не предусмотренные  законодательством Российской Федерации,  равно как и повышать ставки  установленных налогов и налоговых  платежей;

     3. актами законодательства РФ о  налогах и сборах может предусматриваться  установление специальных налоговых  режимов (систем налогообложения), согласно которым вводится особый  порядок исчисления и уплаты  налогов, в том числе замена  совокупности налогов одним налогом.  При этом законодатель особо  оговаривает, что установление  и введение в действие специальных  налоговых режимов не относятся  к установлению и введению  в действие новых налогов и  сборов.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

     1) налог на добавленную стоимость;

     2) акцизы на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;

     3) налог на прибыль (доход) организаций;

Информация о работе Понятие и содержание налоговой системы