Понятие налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль - представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Русской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах собственной компетенции. Формы проведения налогового контроля закреплены в ст. 82 НК РФ. Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки:

Работа содержит 1 файл

курсач.понятие нал.контроля и его формы.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Налоговый контроль - представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов  по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в  Русской Федерации налогов и  сборов, осуществляемую в пределах собственной компетенции.         Формы проведения налогового контроля закреплены в ст. 82 НК РФ. Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки: 
1) получение разъяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; 
2) проверки данных учета и отчетности; 
3) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). 
         В зависимости от времени проведения контрольных мероприятий выделяют три главных вида налогового контроля: подготовительный, текущий, следующий. 
          Принципы налогового контроля: 
1) презумпция невиновности. Законодательную базу реального принципа составляет п. 6 ст. 108 НК РФ, в какой закреплено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет подтверждена в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Таковым образом, в процессе воплощения контрольных мероприятий налогоплательщик должен признаваться невиновным, а должностные лица налоговых органов должны воздерживаться от некорректного и предвзятого дела к нему; 
2) соблюдение налоговой тайны. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, внедрение и распространение инфы о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), приобретенной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, также в нарушение принципа сохранности инфы, составляющей профессиональную тайну других лиц, а именно адвокатскую тайну, аудиторскую тайну; 
3) взаимодействие налоговых, таможенных органов, органов муниципальных внебюджетных фондов и органов внутренних дел. В порядке, определяемом по соглашению меж ними, они информируют друг дружку: 
а) о имеющихся у их материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых грехах; 
б) о принятых мерах по их пресечению; 
в) о проводимых ими налоговых проверках, также осуществляют обмен иной нужной информацией в целях выполнения возложенных на их задач.
 

Налоговые органы. Единственными субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов РФ (ст. 82 НК РФ). Таковым образом, налоговые органы представляют единую централизованную систему контроля: 
1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 
2) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответственный бюджет налогов и сборов; 
3) в вариантах, предусмотренных законодательством Русской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответственный бюджет других обязательных платежей. 
          В состав налоговых органов входят: 
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба); 
2) его территориальные органы. 
        Налоговые органы вправе: 
1) требовать от налогоплательщика либо налогового агента документы по формам, установленным муниципальными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 
2) проводить налоговые проверки; 
3) при проведении налоговых проверок создавать выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений. Выемка быть может произведена лишь в вариантах, когда есть достаточные основания считать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены либо изменены; 
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов либо налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов или в связи с налоговой проверкой, также в других вариантах, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках; 
6) налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; 
7) проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 
8) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным методом на основании имеющейся у их инфы о налогоплательщике, также данных о других подобных налогоплательщиках. Без помощи других рассчитывать сумму налогов налоговые органы вправе в последующих вариантах:

а) в случае отказа налогоплательщика допустить  должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и других помещений  и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или связанных с содержанием объектов налогообложения; 
б) в случае непредставления в течение наиболее 2-ух месяцев налоговому органу нужных для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения; 
в) в случае ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 
9) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; 
10) взыскивать недоимки по налогам и сборам, также пени; 
11) контролировать соответствие больших расходов физических лиц их доходам; 
12) требовать от банков документы, подтверждающие: 
а) выполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; 
б) выполнение инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени; 
13) завлекать для проведения налогового контроля профессионалов, профессионалов и переводчиков; 
14) вызывать в качестве очевидцев лиц, которым могут быть известны какие-либо происшествия, имеющие значение для проведения налогового контроля; 
15) заявлять ходатайства о аннулировании либо о приостановлении деяния выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право воплощения определенных видов деятельности; 
16) создавать налоговые посты; 
17) предъявлять в суды общей юрисдикции либо арбитражные суды иски: 
а) о наложении налоговых санкций на лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; 
б) о признании недействительной гос регистрации юридического лица либо гос регистрации физического лица в качестве личного бизнесмена; 
в) о ликвидации организации хоть какой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Русской Федерации; 
г) о преждевременном расторжении контракта о налоговом кредите и контракта о вкладывательном налоговом кредите;

д) о взыскании  задолженности по налогам, сборам, подходящим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся наиболее 3-х месяцев за организациями, являющимися в согласовании с гражданским законодательством Русской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответственных главных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, компаний), когда на счета крайних в банках поступает выручка за реализуемые продукты (работы, сервисы) зависимых (дочерних) обществ (компаний), также за организациями, являющимися в согласовании с гражданским законодательством Русской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (компаний), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые продукты (работы, сервисы) главных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, компаний); 
е) в других вариантах, предусмотренных НК РФ. 
          Налоговые органы должны: 
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, также принятых в согласовании с ним нормативных правовых актов; 
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 
4) безвозмездно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о: 
а) работающих налогах и сборах; 
б) законодательстве о налогах и сборах и принятых в согласовании с ним нормативных правовых актах; 
в) порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; 
г) правах и обязательствах налогоплательщиков; 
д) возможностей налоговых органов и их должностных лиц; 
е) также предоставлять формы налоговой отчетности и объяснять порядок их наполнения; 
5) осуществлять возврат либо зачет лишне уплаченных либо лишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; 
6) соблюдать налоговую тайну; 
7) направлять налогоплательщику либо налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, также в вариантах, предусмотренных НК РФ, - налоговое уведомление и требование о уплате налога и сбора. 
            Списки прав и обязательств налоговых органов не являются исчерпывающими, а это означает, что налоговые органы владеют и другими правами (предусмотренными НК РФ) и несут также остальные обязанности (предусмотренные НК РФ и другими федеральными законами).

Так, к примеру, согласно п. 3 ст. 33 НК РФ при выявлении  событий, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы должны в десятидневный срок со дня выявления указанных событий навести материалы в органы внутренних дел для решения вопросца о возбуждении уголовного дела. 
        Должностные лица налоговых органов должны: 
1) действовать в серьезном согласовании с НК РФ и другими федеральными законами; 
2) реализовывать в пределах собственной компетенции права и обязанности налоговых органов; 
3) корректно и пристально относиться к налогоплательщикам, их представителям и другим участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство. 
           Следует отметить, что таможенные органы, не являясь налоговыми, совместно с тем пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении продуктов через таможенную границу Русской Федерации в согласовании с таможенным законодательством Русской Федерации, НК РФ, другими федеральными законами о налогах, также другими федеральными законами. Должностные лица таможенных органов также несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие собственных неправомерных действий (решений) либо бездействия, а равно неправомерных действий (решений) либо бездействия должностных лиц и остальных работников указанных органов при выполнении ими служебных обязательств. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и другими федеральными законами. За неправомерные деяния либо бездействие должностные лица и остальные работники органов, указанных в п. 1 ст. 33 НК РФ, несут ответственность в согласовании с законодательством Русской Федерации. 
         Федеральная налоговая служба. Федеральная налоговая служба (ФНС Рф) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за: 
1) соблюдением законодательства о налогах и сборах; 
2) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответственный бюджет налогов и сборов; 
3) в вариантах, предусмотренных законодательством Русской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответственный бюджет других обязательных платежей; 
4) за созданием и оборотом этилового спирта, алкоголесодержащей, алкогольной и табачной продукции; 
5) за соблюдением денежного законодательства Русской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. 
       

  Не считая того, ФНС Рф является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти: 
1) осуществляющим муниципальную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве личных бизнесменов и крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) обеспечивающим  представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований о уплате обязательных платежей и требований РФ по валютным обязанностям. 
Положение о Федеральной налоговой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (с изм. и доп. от 14 марта 2005 г.). Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Муниципального герба РФ и со своим наименованием, эмблему, другие печати, штампы и бланки установленного эталона, также счета, открываемые в согласовании с законодательством Русской Федерации. ФНС Рф находится в ведении Министерства денег РФ. Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва. В процессе воплощения собственных функций ФНС Рф взаимодействует с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и муниципальными внебюджетными фондами, публичными объединениями и другими организациями. 
         Свою работу ФНС Рф осуществляет как конкретно, так и через свои территориальные органы, а конкретно: 
1) управления ФНС по субъектам РФ; 
2) межрегиональные инспекции ФНС; 
3) инспекции ФНС по районам, районам в городках, городкам без районного деления; 
4) инспекции ФНС межрайонного уровня. 
       

Федеральная налоговая служба осуществляет последующие  возможности: 
1) осуществляет контроль и надзор за: 
а) соблюдением законодательства о налогах и сборах, также принятых в согласовании с ним нормативных правовых актов; 
б) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов; 
в) в вариантах, предусмотренных законодательством Русской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответственный бюджет других обязательных платежей; 
г) представлением деклараций о размерах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и алкоголесодержащей продукции; 
д) выделением и внедрением квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; 
е) фактическими размерами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и алкоголесодержащей продукции; 
ж) воплощением денежных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; 
з) соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (ККТ), порядком и критериями ее регистрации и внедрения; 
и) полнотой учета выручки валютных средств в организациях и у личных бизнесменов; 
к) проведением лотерей, в том числе за целевым внедрением выручки от проведения лотерей; 
2) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

а) создание, хранение и оборот этилового спирта, алкоголесодержащей продукции, создание, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; 
б) создание, хранение и поставку алкоголесодержащей непищевой продукции; 
в) создание табачных изделий; 
г) учреждение акцизных складов; 
д) воплощение деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, также торговли указанной продукцией; 
е) проведение всероссийских лотерей; 
3) осуществляет: 
а) муниципальную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве личных бизнесменов и крестьянских (фермерских) хозяйств; 
б) установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих устройств на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов; 
4) регистрирует в установленном порядке: 
а) договоры коммерческой концессии; 
б) контрольно-кассовую технику, используемую организациями и персональными бизнесменами в согласовании с законодательством Русской Федерации; 
5) ведет в установленном порядке: 
а) учет всех налогоплательщиков; 
б) муниципальный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на создание, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; 
в) сводный муниципальный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на создание, хранение и поставку алкоголесодержащей непищевой продукции; 
г) реестр лицензий на создание табачных изделий; 
д) реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений; 
е) Единый муниципальный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый муниципальный реестр личных бизнесменов (ЕГРИП) и Единый муниципальный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);

ж) реестр лицензий на воплощение деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, также торговли указанной продукцией; 
з) единый муниципальный реестр лотерей, муниципальный реестр всероссийских лотерей; 
6) безвозмездно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о работающих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в согласовании с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязательствах налогоплательщиков, возможностей налоговых органов и их должностных лиц, также предоставляет формы налоговой отчетности и объясняет порядок их наполнения; 
7) осуществляет в установленном законодательством Русской Федерации порядке возврат либо зачет лишне уплаченных либо лишне взысканных сумм налогов и сборов, также пеней и штрафов; 
8) воспринимает в установленном законодательством Русской Федерации порядке решения о изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; 
9) устанавливает (утверждает): 
а) форму налогового уведомления; 
б) форму требования о уплате налога; 
в) форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; 
г) форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе; 
д) форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 
е) форму решения управляющего (заместителя управляющего) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; 
ж) форму и требования к составлению акта налоговой проверки; 
з) форму акта о обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов либо налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению; 
и) форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; 
к) форму справки о приобретенных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога; 
л) форму представления в налоговый орган налоговым агентом инфы о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период; 
м) форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

Информация о работе Понятие налогового контроля