Порядок исчисления и принципы уплаты водного налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение экономической необходимости водного налога, порядка его исчисления и уплаты, выявление существующих на сегодняшний день проблем в практике применения водного налога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОДНОГО НАЛОГА 8
1. 1 Жизнеобеспечивающая и экономическая роль воды 8
1.2 Введение водного налога в налоговую систему Российской Федерации, его экономическая необходимость 9
1.3 Основные положения по водному налогу. Водный кодекс 12
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, СОСТАВЛЕНИЕ И СДАЧА ОТЧЕТНОСТИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ 20
2.1 Оценка водных ресурсов 20
2.2 Порядок исчисления водного налога на примере ЗАО «Городище» 24
2.3 Порядок и сроки уплаты водного налога 31
2.4 Структура налоговой декларации и общие требования по ее заполнению 31
2.5 Порядок заполнения и представления декларации на примере ЗАО «Городище» 34
3 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 43
3.1 Проблемы в сфере водных отношений, водного законодательства и уплаты водного налога в бюджет 43
3.2 Пути устранения проблем практики применения водного налога 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Порядок исчисления и уплаты водного налога.docx

— 109.34 Кб (Скачать)

     По  строке 050 отражается количество произведенной  за налоговый период электроэнергии (в тыс. кВт∙ч).

     По  строке 060 вписывается налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт∙ч произведенной электроэнергии (подп. 3 п. 1 ст. 333.12 НК РФ).

     В строке 070 указывается сумма налога к уплате. Налог исчисляется за фактический объем электроэнергии, произведенной за налоговый период, по конкретному водному объекту и конкретной лицензии. Значение показателя по этой строке определяется так:

     строка 070 = строка 050 ∙ строка 060.

     Раздел 2.4 заполняют налогоплательщики, осуществляющие использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях. По каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) оформляется отдельный экземпляр этого раздела.

     По  строкам 010, 020, 025, 030 и 040 отражаются сведения, аналогичные тем, которые указываются при заполнении разделов 2.1 - 2.3. А именно КБК по водному налогу, код ОКАТО по местонахождению объекта налогообложения, наименование водного объекта, данные, относящиеся к лицензии, и код водопользования соответственно.

     В строке 050 указывается объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период (в тыс. куб. м).

     По  строке 060 отражается расстояние сплава леса (в км) на соответствующем водном объекте.

     В строку 070 вписывается налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава (подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ).

     В строке 080 указывается сумма налога, исчисленная за фактический объем сплавляемой древесины и подлежащая уплате, по конкретному водному объекту и конкретной лицензии. Значение показателя по этой строке определяется следующим образом:

    строка 080 = строка 050 ∙ строка 060 ∙ строка 070 : 100.

     Если  водопользователь осуществлял в налоговом периоде на одном и том же водном объекте сплав леса на различные расстояния, раздел 2.4 он должен заполнять применительно к каждому расстоянию сплава.

     Рассмотрим  порядок заполнения декларации по водному  налогу на примере, описанном и рассчитанном в пункте 2.2 данной курсовой работы.

     В составе декларации за IV квартал 2009 года ЗАО «Городище» должно представить титульный лист, раздел 1 и раздел 2.1. При этом раздел 2.1 должен быть представлен на двух листах. Один лист должен быть заполнен по воде, использованной для производственных нужд. Второй лист — по воде, отпущенной населению.

     Бухгалтер совхоза заполнит декларацию в следующей последовательности: раздел 2.1, раздел 1, титульный лист.

     Сначала заполняется раздел 2.1 по воде, использованной для производственных нужд. В нем бухгалтер ЗАО «Городище» отразит следующие показатели, которые рассчитаны в пункте 2.2 Главы 2 данной курсовой работы :

  • по строке 010 он укажет КБК 182 1 07 03000 01 1000 110;
  • по строке 020 — код ОКАТО 18425000000;
  • по строке 025 — наименование водного объекта — река Волга;
  • по строке 030 — серию, номер и вид лицензии на водопользование (забор воды): ВОЛ; 06475; ТР2ЗО;
  • по строке 040 — код водопользования — 12061;
  • по строке 050 — код цели забора воды — 3 (иные цели);
  • по строке 060 — лимит водопользования для целей налогообложения в расчете на квартал — 2800 тыс. куб. м (годовой лимит 11 200 тыс. куб. м : 4);
  • по строке 070 — фактический объем забранной воды — 3100 тыс. куб. м;
  • по строке 080 — фактический объем забранной воды в пределах лимита — 2800 тыс. куб. м;
  • по строке 090 — фактический объем забранной воды сверх установленного лимита — 300 тыс. куб. м;
  • по строке 100 — налоговую ставку (для забора воды в пределах лимита) — 348 руб./тыс. куб. м забора воды;
  • по строке 110 — налоговую ставку (для забора воды сверх лимита) — 1740 руб./тыс. куб. м (348 руб./тыс. куб. м ∙ 5);
  • по строке 120 — сумму налога, исчисленную за фактический объем забранной воды, которая равна 1 496 400 руб.

     Затем бухгалтер ЗАО «Городище» заполнит раздел 2.1 по воде, отпущенной для водоснабжения населения.

     В строках 010 - 040 он отразит те же данные, что и в предыдущем разделе 2.1. В остальных строках он укажет:

  • по строке 050 — код цели забора воды — 1 (водоснабжение населения);
  • по строке 060 — лимит водопользования в расчете на квартал — 1250 тыс. куб. м;
  • по строке 070 — фактический объем воды, отпущенной населению, — 1700 тыс. куб. м;
  • по строке 080 — фактический объем отпущенной воды в пределах лимита — 1250 тыс. куб. м;
  • по строке 090 — фактический объем воды, отпущенной населению сверх установленного лимита, — 450 тыс. куб. м (1700 тыс. куб. м – 1250 тыс. куб. м).

     Забор воды для водоснабжения населения  в пределах лимита и сверх него облагается по одинаковой ставке. Поэтому по строкам 100 и 110 указывается 70 руб.

     По  строке 120 отражается сумма налога, исчисленная за фактический объем  воды, отпущенной населению. Она равна:119 000 руб.

     После раздела 2.1 заполняется раздел 1.

     По строке 010 бухгалтер ЗАО «Городище» ставит прочерк.

     По  другим строкам этого раздела  он указывает следующие данные:

  • по строке 020 раздела 1 — код бюджетной классификации 182 1 07 03000 01 1000 110;
  • по строке 030 — код ОКАТО по местонахождению объекта налогообложения — 18425000000;
  • по строке 040 — общую сумму налога, исчисленную в двух листах раздела 2.1:

     1 496 400 руб. + 119 000 руб. = 1 615 400 руб.

     Таким образом, ЗАО «Городище» должно уплатить за IV квартал 2009 года водный налог в сумме 1 615 400 руб.

     Титульный лист для удобства заполняется в конце формирования налоговой декларации.

     В двух верхних строках титульного листа бухгалтер ЗАО «Городище» указывает ИНН и КПП организации.

     В строке «Вид документа» вписывается 1. В строке «Налоговый период» — 3. В строке «№ квартала» — 04. В строке «Отчетный год» — 2009.

     Далее бухгалтер указывает полное наименование и код налоговой инспекции, в которую представляется декларация, полное наименование организации — Закрытое акционерное общество «Городище», код вида экономической деятельности из ОКВЭД и номер контактного телефона.

     Заполненная декларация состоит из четырех страниц. Поэтому в строке «Данная декларация составлена на __ страницах» указывается 004.

     После того как эта часть титульного листа заполнена, достоверность  и полноту сведений, указанных в декларации, должен подтвердить руководитель ЗАО «Городище». Для этого в нижней левой части титульного листа указывается полностью фамилия, имя и отчество руководителя, ставится подпись указанного лица и дата подписания декларации. [16]

     Примерные бланки заполненной декларации по водному налогу см. в Приложении 1

     3 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ применения ВОДНОГО НАЛОГА и пути их решения

           3.1 Проблемы в сфере водных отношений, водного законодательства и уплаты водного налога в бюджет

     Между тем в Европейском союзе идет серьезная децентрализация управления водными ресурсами. В 2000 году была подготовлена рамочная директива ЕС по воде, в  основе которой – экосистемный подход. Прежде всего он включает в себя передачу управления водными ресурсами  из министерств на места – в  водные агентства и водные советы. В эти советы входят структуры  ЖКХ, органы, ответственные за эксплуатацию гидротехнических сооружений; они поровну  и оплачивают работу агентств (как, например, во Франции). [14]. С помощью этой рамочной Директивы ЕС предусматривает управление внутренними поверхностными водами, подземными водами, переходными смешанными водами с целью предотвращения или сокращения загрязнения, поддержки устойчивого использования водных ресурсов, улучшения состояния водных экосистем и смягчения последствий наводнений и засух. К сожалению, на сегодняшний день принцип Рамочной Директивы Европейского Союза по Воде «Вода платит за воду» в нашей стране не действует.

     На сегодняшний  день самым часто задаваемым вопросом по части водопользования и водного  налога является аренда водных объектов. Статья 41 Водного кодекса  РФ, принятого Государственной Думой 18 октября 1995 года и ныне утратившего силу закрепляет, что аренда водных объектов должна устанавливаться соответствующим федеральным законом. Данный федеральный закон в Российской Федерации принят не был, и это является законодательным пробелом, что существенно затрудняет регулирование правоотношений в этой области.  

     Руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) с 22 марта 2004 года по 20 мая 2009 года, подчиненного Министерству природных ресурсов Российской Федерации, а ныне Президент республики Башкортостан Рустэм Хамитов отметил, что в списке свободного водопользования существуют два спорных, на его взгляд, вида: «забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов» и «разведка и добыча полезных ископаемых, размещение и строительство трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах». Фактически получается, что добычу воды из-под земли и промышленное освоение болот можно вести без разрешений. Это грозит проблемами. Сегодня болота в Западной Сибири уже превращены нефтегазодобытчиками в техногенные свалки. А ведь болота − это важнейшая составляющая водных бассейнов − оттуда происходит питание рек.

     Подземные воды − тема особого разговора. Это стратегический запас государства, это самые чистые и пригодные для питья источники (за исключением, конечно, высокоминерализованных, глубоко залегающих водных горизонтов). Сегодня, в эпоху массового индивидуального строительства жилья, расцвета предпринимательства, идет активное бесконтрольное освоение подземных вод. Зачастую дикое и варварское. В ближнем Подмосковье качество подземных вод уже много хуже того, что было 20-30 лет назад. Новый Водный кодекс, к сожалению, не регулирует добычу подземных вод. [20]

     Проблемой является так же недостаток финансирования на содержание гидротехнических сооружений.

     Необходимо  отметить, что действующие ставки водного налога были установлены  на основе экономических показателей  функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие  изменения экономических условий  развития национальной экономики, в  том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались. В результате применения  действующих  ставок водного налога происходит снижение поступлений данного налога в  реальном выражении.

     В то же время, тарифы на воду, отпускаемую  потребителям, за период с 2004 года по 2009 год увеличились в 6,2 раза, что  привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических  агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.

     Действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (водоемкость производства в России в несколько раз выше в сравнении с промышленно развитыми странами). При этом объемы государственных дотаций хозяйствующим субъектам, целесообразность предоставления которых не имеет экономического обоснования, увеличиваются.

     Таким образом, для приведения уровня налоговой  нагрузки пользователей водными  объектами в 2011-2013 годах к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога.

     Для решения данной проблемы будет продолжена работа по подготовке предложений, предусматривающих проведение индексации ставок водного налога. [3]

     По  мнению Р. З. Хамитова, нынешняя система контроля неэффективна. Теоретически пользователь отчитывается, сколько он берет воды и сколько сбрасывает. То есть он заполняет декларацию по водному налогу. А вот насколько эти цифры точны − проверить практически невозможно, что является упущением экономической выгоды в пользу федерального бюджета.

Информация о работе Порядок исчисления и принципы уплаты водного налога