Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия ООО «Старатели»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросы, связанные с налоговой системой очень актуальны, потому что бюджет Российской Федерации в основном формируется за счет налогов. Налоги призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
Глава 1 Налоги в экономической системе общества
Сущность налогов и их функции
Классификация налогов
Зарубежный опыт налогообложения
Глава 2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
2.1 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Старатели»
2.2 Содержание налога на добавленную стоимость и определение объекта налогообложения
2.3 Исчисления налога на добавленную стоимость и его уплата
2.4 Особенности налогообложения оборота товаров (работ, услуг) внутри предприятия
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка исчисления и уплаты НДС
Анализ состояния расчетов по налогу на добавленную стоимость
Пути совершенствования налога на добавленную стоимость
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость  на примере предприятия ООО «Старатели»

 

 

Студент____Гордеева Виктория Викторовна          ___________________________

                                                            (Ф.И.О.)                                                                                               (подпись)

Руководитель Шаброва Антонина Ивановна          ___________________________

                                                            (Ф.И.О.)                                                                                               (подпись)

Рецензент ___Бурова Наталья Ивановна____          ___________________________

                                                            (Ф.И.О.)                                                                                               (подпись)

 

Допустить к защите ГАК

Зав. кафедрой

______________________

             (Ф.И.О.)

«_____»__________2005 г.

 

 

Ульяновск 2005 г.

Содержание

Введение

Глава 1 Налоги в экономической  системе общества

    1. Сущность налогов и их функции
    2. Классификация налогов
    3. Зарубежный опыт налогообложения

Глава 2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

2.1 Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Старатели»

2.2 Содержание налога на добавленную  стоимость и определение объекта  налогообложения

2.3 Исчисления налога  на добавленную стоимость и  его уплата

2.4 Особенности налогообложения  оборота товаров (работ, услуг)  внутри предприятия

Глава 3 Основные направления  совершенствования порядка исчисления и уплаты НДС

    1. Анализ состояния расчетов по налогу на добавленную стоимость
    2. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость

Заключение

Список использованных источников

Приложения

3

7

7

10

13

20

 

20

 

26

35

 

49

 

54

54

57

60

63

66


 

Введение

 

В настоящее время  вопросы, связанные с налоговой  системой очень актуальны, потому что  бюджет Российской Федерации в основном формируется за счет налогов. Налоги призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог на добавленную  стоимость играет ведущую роль в  косвенном налогообложении. Поступления от него занимает значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1999 – 2003 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 52 до 56 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Однако несмотря на ведущую  роль НДС в налоговой системе  Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.

Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.

Налог на добавленную  стоимость широко используется и  в мировой практике. Он взимается  более чем в 50 странах. Специалисты  в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5-10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность [27, С.15].

НДС имеет преимущества как для государства, так и  для налогоплательщика. Во-первых, от него труднее уклониться. Во-вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В-третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

В России НДС взимается  с 1992 г. на основе Закона «О налоге на добавленную  стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1. C 2001 года взимание НДС регулируется одноименной главой 21 НК РФ, которая с 1 июля 2001 года применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных налогов. Последнее означает, что НДС взимается на всей территории страны и устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Опыт введения НДС  в России выявил все положительные  свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается  более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС. Среди них – реализация принципа нейтральности; более последовательное осуществление принципа равенства и обеспечения прогрессивного характера НДС; повышение его роли в стимулировании роста производства, внутренних и иностранных инвестиций.

Более детально особенности НДС, учета и отчетности малых предприятий рассмотрим далее.

Целью дипломной работы является рассмотреть теоретическую  основу налога на добавленную стоимость, порядок начисления, уплаты и определения  основных направлений совершенствования  налогообложения.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность налогов и их функции;
  • охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость;
  • проанализировать состояние расчетов по налогу на добавленную стоимость;
  • определить пути совершенствования.

Объектом исследования налога на добавленную стоимость  явилась деятельность малых предприятий, а в частности ООО «Старатели», которое занимается производством  строительных материалов.

Информационной базой  явились Налоговый кодекс РФ, положения, инструкции, данные бухгалтерского и налогового учета, а также труды современных ученых экономистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Налоги в экономической  системе общества

    1. Сущность налогов и их функции

 

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективность развития экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной доходной частью бюджетно-финансовой системы являются налоги.

В структуре  налоговых поступлений более 50 % стало обеспечиваться платежами  промышленных предприятий, что выше, чем во все предшествующие годы. В сложном положении остаются финансы, хотя и здесь есть положительная  динамика. Увеличилась рентабельность предприятий, о чем свидетельствует рост налоговых поступлений. Сведена к минимуму задолженность по заработной плате. Однако не снижается взаимная задолженность предприятий, недоимки по платежам в бюджет.

Налоговый кодекс определил основные виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, их иерархию, устанавливает систему Федеральных налогов, общие принципы налогообложения в субъектах Российской Федерации, а также местных налогов и сборах, утверждает основания возникновения и порядок исполнения обязанности по уплате налогов, определяет права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Налоговый кодекс позволил в определенной степени стабилизировать налоговую систему, устранить принятие налоговых законов, имеющих обратную силу. Кодекс основывается на всеобщности и равенстве налогообложения. Система налогов и сборов обеспечивает единое экономическое пространство.

За счет налоговых  взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды появились  в 1991 году, когда было признано целесообразным выделить из бюджета средства на социальные нужды. Так были образованы фонды социального страхования и пенсионный фонд. В том же году был создан фонд занятости населения, а в 1993 году – фонду обязательного медицинского страхования. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Налоги –  один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и  использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.

Для пополнения своей казны современные государства  используют и другие виды поступлений  и платежи. Однако на первое место  среди них по своему значению и  объему выступают налоги.

Налоги как  финансово-правовая категория – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты.

Принятый  налог взимается с покупателя подавляющего большинства товаров  и услуг на каждой стадии их производства и продвижения к конечному  потребителю. При этом сумма налога, прибавляемая к стоимости товара, определяется исходя из его рыночной цены и установленной ставки налога. Общая стоимость изделий, включая налог, оплачивается потребителями на следующей стадии производства продукции и входит в ее себестоимость (формально счета-фактуры, предъявляемые продавцами к оплате, показывают покупателю отдельно цену товара и величину налога). В то же время налог, уплачиваемый предприятиями в бюджет, представляет собой разницу между налогом, включенным в стоимость товара (полученным с потребителя), и налогом, возмещенным изготовителям за поставку материалов и комплектующих изделий [16, С. 94].

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и  наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Другая функция  налогов как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия ООО «Старатели»