Проблемы функционирования налоговой системы России. Основные направления налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
- Рассмотреть недостатки налоговой системы России;
- Провести анализ развития налоговой системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
1.1 Налоговая система: исторический аспект
1.2 Классификация и функции налогов
1.3 Принципы построения налоговой системы России
1.4 Недостатки налоговой системы
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Характеристика налоговой системы РФ
2.2 Основные виды налогов
2.3 Анализ развития налоговой системы
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Результаты налоговой реформы России
3.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России
3.3 Основные направления налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: « _______________»

на тему: «Проблемы  функционирования налоговой системы  России. Основные направления налоговой  политики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

Киров, 2013 
Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы России

    1. Налоговая система: исторический аспект
    2. Классификация и функции налогов
    3. Принципы построения налоговой системы России

1.4     Недостатки налоговой системы

Глава 2. Основы функционирования налоговой системы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1     Характеристика налоговой системы РФ

2.2     Основные виды налогов

2.3     Анализ развития налоговой системы

Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе

3.1     Результаты налоговой реформы России

3.2     Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой   системы России

3.3     Основные направления налоговой политики

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая  бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Таким образом, актуальность темы обуславливается  важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

Цель работы: выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе. 

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:

  • Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
  • Рассмотреть недостатки налоговой системы России;
  • Провести анализ развития налоговой системы;
  • Выявить результаты налоговых реформ России;
  • Отметить основные направления налоговой политики России.

 

 

Глава 1. Налоговая система России

 

1.1 Налоговая система: исторический аспект

 

Своими историческими  истоками налоги уходят в древний  мир, когда существовали такие из них, как поземельные, промысловые, с торговли, и другие.

Налоги – исторически наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов.

Очень быстро налог стал явлением обыденным.

Летописи  и другие исторические памятники  свидетельствуют, что в нашем  Отечестве налоги в разных формах взимались с населения с самых древних времен, т.е. с образования раннефеодального русского государства. Первые сведения о дани (сборе налогов) содержатся в «Русской правде». В то время русские князья брали оброк по числу лиц. Прямые налоги брались не только с жилья, но и с плуга, угодий и прочее.

До середины XVII в. основными были две категории пошлин: проезжие и торговые.

Иоанн III предпринял первые шаги по установлению правильного  взимания налогов с населения, встретив главное препятствие – отсутствие переписи населения. Началась первая генеральная перепись населения, вторую осуществил Иван IV, а третью – царь Михаил Федорович. Разумеется, установлению единых правил по сбору всевозможных налогов, формированию налоговой системы и политики способствовал процесс образования Русского централизованного государства во главе с политическим центром – Москвой. Централизация власти повлияла на радикальное улучшение государственного хозяйства и одновременно вызвала необходимость в создании особых финансовых органов.

 В царствование Екатерины II Манифестом 1775г. в Российской Империи было введено еще и Гильдейское налогообложение, которое предусматривало сбор с объявленного капитала. В то время существовало три гильдии для российского купечества, каждая из которых определялась уровнем капитала.

Фабриканты  и заводчики не платили гильдейский  налог, но с них брали особые сборы. Но если они производили торговлю продуктами своего производства, то платили  гильдейскую подать, как все купцы.

Существенные изменения  произошли в налоговой системе империи во время буржуазных реформ 60 – 70-х гг. XIX в., проводимых императором Александром II. Именно тогда появились публикации о госбюджете. Граф С.Ю.Витте, назначенный 30 августа 1892г. министром финансов, приступил к реорганизации системы государственного обложения как составной части денежной реформы. С конца 1892г. было осуществлено повышение косвенных налогов: на спирт, пиво, фосфорные спички, осветительные масла, табачные изделия. Одновременно понижены или отменены некоторые прямые налоги.

Так, в 1893г. был понижен поземельный налог в европейской России, а в 1898г. последовала отмена подушной подати в Сибири.

Каждому этапу  развития России соответствовала налоговая  система, выполняющая конкретные задачи социально-экономического развития.

В советский  период при командно-административной системе налоги выполняли прежде всего фискальную и, в какой-то мере, социальную функции (акцизы на предметы роскоши, алкоголь и табак, дифференциация отчислений в фонд социального страхования  в зависимости от условий труда в отрасли и т.д.). Налог на прибыль государственных предприятий не играл существенной роли, поскольку сама прибыль и ее распределение планировались централизовано, а инвестиции в основном выделялись из бюджета. Налоговые поступления в бюджет формировались в значительной степени за счет налога с оборота, который взимался лишь с потребительских товаров и являлся скрытой формой косвенного налога так же в скрытой форме, за счет принудительных поставок по низким ценам взимался налог с аграрного сектора.

Налоговый механизм, действовавший в командной экономике, обеспечивал изъятие в бюджет 45-50% ВВП. Таких понятий, как “собираемость  налогов”, “налоговая преступность”  практически не существовало. Однако в ходе либерализации экономической  и политической жизни этот механизм постепенно деградировал, создавая предпосылки бюджетного кризиса конца 1980-х-начала 1990-х годов. В силу этого еще Министерством финансов СССР в конце 80-х годов начали прорабатываться проблемы формирования новой налоговой системы. Основной задачей ставился контроль за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, полнотой внесения ими налогов в государственный бюджет. Первым шагом в организации деятельности налоговых органов на этом этапе явилось постановление Совета Министров СССР от 24 января 1990г. № 76 “О государственной налоговой службе”.

С 1991 года налоговая  система в России создавалась  практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в рыночных условиях весьма невелик. В индустриально развитых странах существует огромный, причем теоретически осмысленный и обобщенный опыт взимания и использования налогов. Но он может быть использован лишь с учетом специфики экономических, социальных и политически условий современной России.

В силу этого можно утверждать, что налоговая система в России формировалась методом “проб и ошибок” под сильным давлением текущих и весьма неблагоприятных обстоятельств.

 

1.2 Классификация и функции налогов

 

Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.

С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система  налогов, которая состоит из федеральных  налогов, региональных налогов, местных налогов. (прил.1)

Федеральные налоги (в том числе размеры  их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок  их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.

Региональные  налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик  РФ или решениями органов государственной  власти краев и областей.

Из местных  налогов общеобязательными являются только три - налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Конкретные ставки этих налогов, взимаемых  на всей территории РФ, определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.

Оснований для классификации  может быть несколько. Каждая из них  имеет свое значение и практическое применение.

После возникновения  государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций.

Функции налогов –  это такие их свойства, которые  позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

Основные функции налогов следующие:

  • Фискальная
  • Регулирующая
  • Контролирующая

Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Из фискальной функции  налогов вытекает их распределительная функция.

То есть происходит перераспределение  доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных  народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.

Регулирующая функция имеет  первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.

Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития.

Регулирующая функция налогов  осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение.

Таким образом, здесь  ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Еще одна направленность регулирующей функции – социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Контролирующая функция  позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины – своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

 

1.3 Принципы построения налоговой системы России

 

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

В совокупности принципов налогообложения, как  историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит  экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов  как экономического явления.

Информация о работе Проблемы функционирования налоговой системы России. Основные направления налоговой политики