Проблемы и направления совершенствования проведения налоговых проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование организации и методики проведения налоговых проверок. В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются: раскрытие экономического содержания налогового контроля; исследование порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок; выявление проблем и выработка направлений совершенствования проведения налоговых проверок.

Содержание

Введение 3
1.Экономическое содержание налогового контроля 4
1.1. Сущность, принципы, формы и виды налогового контроля 4
1.2. Понятие и виды налоговых проверок 5
2. Организация и методика проведения налоговых проверок. 8
2.1. Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки 8
2.1.1. Понятие, цель, направления проведения камеральной налоговой проверки 8
2.1.2. Проведение камеральной налоговой проверки. 10
2.2. Организация и методика проведения выездной налоговой проверки 14
2.2.1. Сущность и основные правила проведения выездной налоговой проверки 14
2.2.2. Подготовка и порядок назначения выездной налоговой проверки. 16
2.2.3. Начало и основные этапы выездной налоговой проверки. 18
2.2.4. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки. 20
2.3. Анализ статистических данных по камеральным и выездным налоговым проверкам, проведенным УФНС России по Республике Коми в 2006 – 2008 гг. 22
3. Проблемы и направления совершенствования проведения налоговых проверок 23
Заключение 28
Список использованных источников: 30

Работа содержит 1 файл

!!!КУРСОВИК!!! налоги.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Направления, по которым проводится камеральная  проверка, позволяют выделить следующие  ее виды:

  • формальную проверку;
  • арифметическую проверку;
  • нормативную проверку;
  • непосредственную камеральную проверку.

     Формальная  проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.

     Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

     Нормативная проверка – это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

     Непосредственная  камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.

     Приемы  и методы проведения камеральной  налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения  занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.

     При возникновении спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной  проверки исчисляется с момента представления налогоплательщиком указанных документов.

     Толкование  этой нормы позволяет прийти к  выводу о том, что налоговый орган  не вправе требовать от налогоплательщика  представления любых документов.5 Истребуемые документы должны подтверждать правомерные действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых правонарушений. Вместе с тем, согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. НК РФ не устанавливает ограничений по составу запрашиваемых документов. Единственное условие – документы должны относиться к тому налоговому периоду, за который представлена текущая налоговая отчетность.  

2.1.2. Проведение камеральной налоговой  проверки.

     Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа согласно ст. 88 Налогового кодекса в течение трех месяцев. В жизни она обычно завершается  в течение 75 календарных дней со дня представления плательщиком декларации. В основном трехмесячный срок проверки сохраняется в том случае, когда руководитель: назначает проведение встречных проверок и иных мероприятий налогового контроля; при проверке крупнейших и основных плательщиков; при выявлении в представленных документах противоречий, на что требуется дополнительное время.

     Несколько другие сроки применяют для проведения проверок обоснованности применения ставки 0% и вычетов по НДС, обоснованности освобождения от уплаты акциза или его возмещения.

     Отделы  камеральных проверок все больше применяют автоматизированные способы  проверки деклараций.

     Основными этапами камеральной проверки являются: проверка полноты представления  плательщиком отчетности; визуальная проверка правильности их оформления - полнота и четкость заполнения всех необходимых реквизитов; проверка своевременности представления налоговой отчетности. Обычно эти проверки проводятся на стадии принятия налоговых деклараций. Затем проверяется правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверка обоснованности ставок налогов и льгот.

     Над камеральной проверкой отчетов  работают три отдела: полнотой представления  и правильностью заполнения реквизитов занимается отдел работы с налогоплательщиками, арифметическим контролем - отдел ввода налоговой отчетности, а своевременностью сдачи отчетности, обоснованностью применения налоговых ставок и льгот, а также правильностью расчета налоговой базы - непосредственно отдел камеральных проверок.

     Через шесть дней после установленного срока представления деклараций отдел камеральных проверок осуществляет сверку плательщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного уведомления вызывает плательщика для дачи пояснений о непредставлении деклараций в установленный срок. По истечении двух недель после установленного срока представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в отношении плательщиков, не представивших декларации, принимается решение о приостановлении их операций по счетам в банке. Это решение направляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления декларации налоговый орган в течение одного операционного дня принимает решение об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке.

     Главный этап - проверка правильности исчисления налоговой базы, для чего проводится анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода. Проверяется и соответствие показателей бухгалтерской отчетности и деклараций данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников, - об объемах потребления электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов. Сопоставляется также динамика показателей отчетности организаций со средними данными по аналогичным организациям: ежеквартально по крупнейшим и основным плательщикам и ежегодно по всем остальным.

     При необходимости налогоплательщик вызывается для дачи пояснений на основании  письменного уведомления, у него истребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование.

     Бывают случаи, когда налоговые органы требуют от бухгалтеров оригинал документа, после чего они пропадают. Если дело доходит до суда, плательщик доказать ничего не может, потому что для этого нужен только подлинник (ст. 67 ГК РФ и ст. 71 АПК РФ).

     В соответствии со ст. 93 Кодекса инспектор во время проверки имеет право требовать необходимые документы, а плательщик должен в течение пяти дней их представить. Но законодательство не запрещает бухгалтеру отдавать копии.

     Эта норма используется для наложения  штрафов по ст. 126 Налогового Кодекса (непредставление документов в срок или отказ это сделать). Пока идут препирательства, пять дней проходит, и налоговый орган расценивает такое поведение плательщика как правонарушение, за которое можно оштрафовать.

       Часто инспекторы говорят, что в связи с непредставлением оригиналов будет произведена выемка документов. Но выемка проводится в соответствии со ст. 94 Налогового Кодекса на основании мотивированного постановления руководителя инспекции. И только если есть основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять оригиналы документов.

     Если  выемка неизбежна, желательно сразу  же получить от инспекторов заверенные ими копии документов. Кроме того, эти документы должны быть перечислены в протоколе об изъятии, копию которого нужно также иметь.

     Все запросы налогового органа должны быть направлены в сроки, позволяющие  получить ответы на них до окончания  срока проведения камеральной проверки.

     Если  при камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

     По  окончании камеральной проверки декларация подписывается на титульном листе должностным лицом, проводившим проверку, с указанием даты ее проведения. Если декларация передана по каналам связи и при проверке установлено налоговое правонарушение, то декларация распечатывается и также подписывается. По окончании проверки декларации по налогу на доходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей отделом камеральных проверок выписывается налоговое уведомление на уплату авансовых платежей и платежный документ на уплату авансовых платежей.

     Если  по результатам проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, должностным лицом составляется докладная записка на имя руководителя налогового органа с предложениями по привлечению к налоговой ответственности, отказу в привлечении к ответственности, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

     Не  позднее двухнедельного срока до окончания срока проведения камеральной  проверки докладная записка и  материалы проверки передаются в  юридический отдел для подготовки проекта решения. Решение же выносится руководителем налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения камеральной проверки. В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности содержатся обычно предложения по уплате сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пеней, санкций.

     Принятие  решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается  на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Для  получения разрешения налоговый орган, проводящий проверку, не позднее десяти дней срока до окончания установленного срока проверки направляет в вышестоящий налоговый орган по электронной почте соответствующее письмо.

     Отдел камеральных проверок не позднее  следующего рабочего дня за днем вынесения решения направляет его в отдел ввода для отражения в РСБ налогов, пеней и санкций, а копии данных решений - в отдел урегулирования задолженности. На основании решения налогоплательщику в десятидневный срок направляется требование об уплате сумм налога, пеней, санкций. Это требование и копия решения вручаются налогоплательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после их отправки.

     При установлении фактов нарушения сроков представления декларации, непредставления сведений, неисполнения банком решения о приостановлении операций по счетам плательщика, грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета отдел камеральных проверок составляет протокол об административном правонарушении и вызывает на основании письменного уведомления плательщика для ознакомления с протоколом. Протокол не позднее следующего дня после составления по реестру передается в юридический отдел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Организация и методика проведения выездной налоговой проверки

2.2.1. Сущность и основные правила  проведения выездной налоговой  проверки

     Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по: проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования проведения налоговых проверок