Проблемы и перспективы НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 20:01, доклад

Описание работы

В 2009 году мировое финансовое сообщество отметило 55 лет налогу на добавленную стоимость. Именно в 1954 году французский экономист М. Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. Во Франции этот налог был введен в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны - суммы НДС, взимаемые на каждой стадии производственного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. НДС применяется в 135 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран.
Стоит отметить, что НДС не взимается в США, то есть его применяют не все экономически развитые страны. В Японии НДС претерпел столь большие изменения, что существенно отличается от других стран, - его ставка составляет 5% и возмещение из бюджета сумм налога не производится.

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НДС В РФ ответ.doc

— 43.00 Кб (Скачать)


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДС В РФ.

              В 2009 году мировое финансовое сообщество отметило  55 лет налогу на добавленную стоимость. Именно в 1954 году французский экономист М. Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. Во Франции этот налог был введен в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны - суммы НДС, взимаемые на каждой стадии производственного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. НДС применяется в 135 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран.

              Стоит отметить, что НДС не взимается в США, то есть его применяют не все экономически развитые страны. В Японии НДС претерпел столь большие изменения, что существенно отличается от других стран, - его ставка составляет 5% и возмещение из бюджета сумм налога не производится.

              Не обошел этот налог и нашу страну. В соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" взимание НДС на территории России началось с 1 января 1992 года.

              Таким образом, в 2007 году российскому НДС исполнилось 15 лет, и все это время он является одним из бюджетообразующих налогов , в 2006 году на его долю приходиться порядка 20% от всех поступлений в федеральный бюджет, и около 25% от всех налоговый поступлений.

              Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.

              Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое положение дел со сбором этого налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.

              Во-первых, общий сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2004 году в бюджет было собрано 749,08 млрд руб. НДС, а в 2005 году - 1 025,66 млрд руб., что составило примерно пятую часть от всех сборов налогов в 2005 году.

              Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.

 

Недостатки НДС

              НДС имеет ряд недостатков. Прежде всего отметим, что уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%. Об этом заявлял еще 15 марта 2005 года на заседании "круглого стола" Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков директор департамента финансовой политики Минфина России А. Саватюгин.

              Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.

              По словам первого заместителя министра финансов С.Д. Шаталова, в течение года из-за различных схем и махинаций, например из-за воровства из бюджета с использованием фирм-однодневок, бюджет теряет до 700 млрд. руб. И невозможность таких точных оценок тоже можно отнести к недостаткам НДС.

              Такие проблемы характерны не только для России. По сообщению сайта Банкир.Ру от 22 сентября 2006 года таможенные службы Великобритании и Голландии раскрыли схему мошенничества с возвратом НДС. Бюджет этих стран недополучил огромные суммы НДС. В результате расследования был закрыт международный банк First Curacao, находившийся на Карибских островах, так как через него проходили нелегальные платежи. Всего бюджеты двух государств недополучили налога примерно на 6,5 млрд долларов.

              Схема, которая использовалась мошенниками, нередко применяется и в России. Она носит название "карусельная". Суть ее в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки НДС и присваивают разницу. НДС в бюджет при этом не перечисляется. Подобные схемы ухода от налогообложения проводятся через большое число компаний, что затрудняет расследование таких махинаций.

              Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд.

              Нередко налоговые инспектора возбуждают заведомо проигрышные дела, связанные с возмещением НДС. Втянутым в такие дела организациям приходится долго ожидать возмещения НДС. По оценкам некоторых предпринимателей, возврата налога приходится ждать по 9-12 месяцев. Это отвлекает из оборота компании значительные средства.

              Неоправданно высоки административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении налога. Это приводит в конечном счете к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.

              Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки.

 

Перспективы развития НДС

              Налоговая практика в последние годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты НДС. Ведь в Минфине России считают, что проблемы НДС можно было бы отчасти решить путем улучшения администрирования этого налога. С этой целью были приняты несколько поправок в Налоговый кодекс РФ .

              В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 года налог на добавленную стоимость был назван проблемным. "Наряду с изменением процедур взимания НДС, - сказал Президент РФ, - надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога-т.е уже с 1 января 2004 года он составляет 18 %., решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей".

              С 2007 года введен упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, с 2008 года согласно уже сделанным в НК РФ изменениям налогоплательщики перейдут на поквартальную уплату НДС.

              Среди положительных для налогоплательщиков изменений налогового администрирования можно назвать Приказ Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" . С вступлением в силу этого Приказа утратил силу Приказ Минфина России от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения". Вместо трех форм деклараций введена одна - единая декларация для экспортного и внутреннего НДС, которая позволила налогоплательщикам уплачивать в бюджет только разницу между ними.

              Минфин России планирует ввести систему регистрации налогоплательщиков НДС .Об этом говорится в проекте "Основные направления налоговой политики ", который министр финансов А. Кудрин представил в Правительство РФ .

              Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели не будут признаваться налогоплательщиками НДС с момента их государственной регистрации, а станут таковыми с момента регистрации в специально созданной системе регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Зарегистрированным в такой системе будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, которые в обязательном порядке будут указываться на счетах-фактурах.

              Небольшие предприятия могут не регистрироваться в новой системе. Обязательной регистрации подвергнутся только организации и индивидуальные предприниматели, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает некоторую величину, которая может быть законодательно установлена в пределах от 4 до 20 млн руб. в год.

 

             

Замена НДС налогом с продаж

              Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые - с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота (далее НсП).

              позицию властных структур по вопросу замены НДС налогом с продаж нельзя назвать согласованной. Минфин России считает эту идею абсолютно нереальной. Дело в том, что поступления от налога с продаж до его отмены составляли порядка 60-63 млрд руб. в год, в то время как сумма поступлений от НДС, как уже было отмечено выше, превышает 1 трлн руб.

              Еще в 2004 году в беседе с журналистами начальник Экспертного управления при Президенте РФ А. Дворкович заявил о необходимости отмены НДС и введения вместо него налога с продаж.

              Что касается предпринимательского сообщества, то по этому вопросу с недавних пор бизнесмены занимают единую позицию: они согласны с заменой НДС на НсП. Как заявил 27 октября 2006 года Председатель "Деловой России" Б. Титов, замена НДС на налог с продаж - это наиболее приемлемый вариант решения проблемы с НДС.

              Основными достоинствами налога с продаж эксперты считают: прост в исчислении; гораздо дешевле в администрировании и т.д.

              Эксперты признают, что у налога с продаж есть и недостатки. Это прежде всего сложности с практическим регулированием налога. В исследовании группы экспертов из Центра исследования проблем налогообложения говорится, что во многих странах, использующих (или использовавших) этот налог, существует практика дифференциации ставок по видам и группам товаров. В результате администрирование налога с продаж, которое в теории должно быть простым и недорогим, на практике далеко не всегда оказывается таковым.

              Однако налог с продаж, имеющий широкую налоговую базу и взимаемый на этапе розничной торговли, обладает ещё одним существенным недостатком: в отличие от НДС, весь доход приходится собирать на конечном этапе торговой цепочки, состоящей из мелких предприятий, для которых включение в налоговую систему может стать непомерным бременем.

              Таким образом, при введении налога с продаж придется компенсировать выпадающие доходы другими налогами, то есть возникнет необходимость пересмотра всей действующей системы налогообложения, что на современном этапе нецелесообразно. Необходимо идти по пути совершенствования действующей системы налогов.

              Таким образом, вопрос о том, по какому пути пойдет реформа администрирования НДС, до сих пор остается открытым.

.



Информация о работе Проблемы и перспективы НДС в РФ