Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты налогов, взимаемых с организации…………5
1.1. Сущность, формы и методы налогообложения ……………………..5
1.2. Основные виды налогов………………………………………………9
1.3. Сущность и оформление налоговой политики предприятия……..13
1.4. Определение налоговой нагрузки предприятия……………………15
2. Анализ системы налогообложения предприятий……………………20
2.1. Анализ механизма исчисления и уплаты основных налогов с предприятий и организаций на примере ОАО «КЭНЗ» и ООО «Фрегат»….20
2.2. Сравнительный анализ налоговой нагрузки на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности на примере ОАО «КЭНЗ» и ООО «Фрегат»………………………………………………………25
3. Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия…………………………………………….………………………..31
3.1. Проблемы оптимизации системы налогообложения предприятия.31
3.2.Методы оптимизации налогов……………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Налооблажение предприятия.docx

— 69.62 Кб (Скачать)

     1.2. Основные виды налогов

     В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

     1. Федеральные налоги и сборы  (обязательны к уплате на всей  территории РФ):

     - НДС, акцизы, налог на прибыль организаций;

     - налог на доходы физических лиц;

     - государственная пошлина;

     - водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

     - налог на добычу полезных ископаемых;

     - федеральные лицензионные сборы.

     Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи, которые устанавливаются  высшим органом законодательной  власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов  зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации.

     Большинство федеральных налогов являются регулирующими. Между федеральным и региональными  бюджетами распределяются: НДС, налог  на прибыль организаций, акцизы, НДФЛ, платежи за пользование природными ресурсами.

     2. Региональные налоги и сборы (устанавливаются законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях субъектов):

     - налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);

     - транспортный налог;

     - налог на игорный бизнес.

     Поступления от налогов субъектов либо зачисляются  в бюджет субъекта, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

     3. Местные налоги и сборы (устанавливаются актами представительных органов местного самоуправления):

     - земельный налог;

     - налог на имущество физических лиц;

     - местные лицензионные сборы.

     Местные налоги – это обязательные платежи  физических и юридических лиц, поступающие  в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

     Кроме этих налогов предусмотрены специальные налоговые режимы:

     - единый налог при применении упрощенной системы налогообложения;

     - единый налог на вмененный доход;

     - единый сельскохозяйственный налог.

     Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу налоговой базы с учетом налоговых льгот. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются  применительно к каждому налогу (сбору).

     Ставка  НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2010 году:

     Ставка  НДС - 18%. Применяется чаще всего

     Ставка  НДС на отдельные группы товаров - 10%

     Ставка  НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ.

     В определенных случаях применяются  так называемые расчетные ставки6

     Производная от ставки НДС 10% - рассчитывается как (10 / (100+10) ) * 100%

     Производная от НДС 18% - рассчитывается как (18 / (100 + 18) ) * 100%

     Указанные ставки НДС действуют с 01 января 2009 года.

     Ставка налога на прибыль в 2010 году равна:

     С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль - 20%. Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки

     Ставки  налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%

     Размер  налоговой ставки налога на прибыль  по доходам, полученным в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%

     Размер  ставки налога на прибыль для иностранных  организаций, на доходы не связанные  с деятельностью в РФ через  постоянные представительства - 10%, 20%

     Ставка  налога на прибыль для ЦБ РФ 0%

     Ставка  налога на доходы физических лиц в 2010 году.

     Основная  ставка НДФЛ в 2010 году - 13%.

     Применяется для любых доходов, за исключением  тех для которых установлены  специальные ставки НДФЛ - 9%, 15%, 30%, 35%

     Ставка  НДФЛ 35% применяется для:

     А) доходов от стоимости выигрышей  и призов, в части превышающих  установленные размеры

     Б) доходы от процентов по вкладам в  банках, в части превышающих установленные размеры

     В) суммы экономии на процентах при  получении налогоплательщиками  заемных (кредитных) средств, в части  превышения установленных размеров.

     Ставкой НДФЛ 30% облагаются:

     доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия  в деятельности российских организаций

     Ставка  НДФЛ 15% действует в отношении:

     доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  РФ, в виде дивидендов от долевого участия  в деятельности российских организаций 

     Ставка  НДФЛ 9% применяется для:

     А) доходов от долевого участия в  деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ

     Б) доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным  до 1 января 2007 года, а также по доходам  учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных  сертификатов участия, выданных управляющим  ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

     Ставки  налогов в 2010 году при применении специальных налоговых режимов:

     Ставка  ЕСХН в 2010 году (единого сельскохозяйственного  налога) - 6%

     Ставка  ЕНВД в 2010 году (единый налог на вмененный  доход) - 15% от вмененного дохода

     Ставка  УСНО в 2010 году с объектом обложения  доходы (упрощенная система налогообложения) - 6%

     Ставка  УСНО в 2010 году с объектом обложения  доходы минус расходы - 15%

     Однако  законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки по УСНО (доходы минус расходы), в  размерах от 5 до 15%

     1.3. Сущность и оформление налоговой политики предприятия

     Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования  осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

     Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная  цель предпринимательской деятельности - увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить  доход за счет облегчения налоговой  нагрузки, изыскания рациональных и  законных способов снижения налоговых  платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

     1. Выбор видов деятельности, которые  обеспечат приемлемую величину  налоговой нагрузки на предприятие.

     2. Определение оптимальных с точки  зрения хозяйствующего субъекта  способов и сроков уплаты налогов,  сборов и других налоговых  платежей.

     3. Выбор направлений распределения  и использования прибыли, осуществления  инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные  для предприятия налоговые последствия[17,С.56].

     Целенаправленная  налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие  сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться  в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.

     Налоговое планирование в общем смысле представляет собой реализацию налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения.

     Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное  и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении  налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи  с принятием и введением в  действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный  вид юридической ответственности. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  Налоговым кодексом установлена  ответственность. За нарушение законодательства о налогах и сборах должностные  лица могут нести налоговую, административную или уголовную ответственность.

     Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная  предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей  системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной  деятельности.

     Особенности российской политической и экономической  системы - ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов  и решений, в том числе и  в сфере налогообложения. Поэтому  предприятиям необходимо учитывать  такой вероятный фактор, как налоговые  риски. Налоговые риски могут  быть связаны с изменениями в  налоговой политике, введением новых  видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот.

     Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные  не только внешние изменения, но и  внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую  политику.

     Сущность  принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование  механизмов, уменьшающих размеры  налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам  собственников предприятия и  стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования - поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.

     Таким образом, налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой  политики предприятия.

     1.4. Определение налоговой нагрузки предприятия

    Налоговое планирование - это допустимые законом  средства, приемы и способы для  максимального сокращения налоговых  обязательств, планирование финансово - хозяйственной деятельности организации  с целью минимизации налоговых  платежей[3,C.33].

    Под налоговым планированием так  же понимают выбор хозяйствующим  субъектом вариантов различных  правовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политики и др.) с целью снижения налоговой нагрузки.

    Дистанция между существующей и критической  налоговой нагрузкой вынуждает  налогоплательщиков анализировать  действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговым  планированием следует понимать способ выбора оптимального сочетания  инструментов, снижающих налоговую  нагрузку в рамках действующего налогового законодательства, учитывая существующие возможности в процессе управления налоговыми платежами.

Информация о работе Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия