Проблемы налоговой политики рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:15, творческая работа

Описание работы

В работе рассмотрены специфические проблемы реформирования налоговой системы, среди которых можно выделить:
1. наращивание налогового потенциала и общее снижение налогового бремени;
2. осуществление высокоэффективных для экономики налоговых изменений;
3. поддержка производителей, особенно работающих на потребительский рынок;
4. существенное усиление налогового стимулирования для инвестиционной активности и инновационной деятельности;
5. обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней;
6. расширение использования инвестиционного налогового кредитования;
7. введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей;
8. упрощение налоговой системы;
9. совершенствование работы налоговых органов и т. д .

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика конф..doc

— 57.00 Кб (Скачать)


 

 

 

Материалы на апрельскую

конференцию по макроэкономике

на тему:

«Проблемы налоговой политики РФ»

 

 

Выполнила студентка

факультета ГМУ
группы 514

Срабионова Татьяна

Научный руководитель

к. э. н. доцент Хоролец И. И.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2008г.

 

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется в общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики.  Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования.

Следует, однако, отметить, что переходный характер налоговой системы России характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди  которых можно выделить:

1.      наращивание налогового потенциала и общее снижение налогового бремени;

2.      осуществление высокоэффективных для экономики налоговых изменений;

3.      поддержка производителей, особенно работающих на потребительский рынок;

4.      существенное усиление налогового стимулирования для инвестиционной активности и инновационной деятельности;

5.      обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней;

6.      расширение использования инвестиционного налогового кредитования;

7.      введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей;

8.      упрощение налоговой системы;

9.      совершенствование работы налоговых органов и т. д [1].

В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования  конкурентоспособной налоговой системы. Проведение институциональных реформ, направленных на повышение  качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

Отчасти проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических  лиц.  Вместе  с  тем,  во  многих  случаях  неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.
В среднесрочной перспективе предполагается принимать  последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Акценты налоговой политики необходимо сконцентрировать на работе с контингентом налогоплательщиков с наибольшей налогоотдачей, имеющих доминирующую долю в общей численности налогоплательщиков (городская часть плательщиков, занятые промышленной деятельностью, многочисленные группы по видам уплаченных налогов). Это сохраняет и развивает действующую в области систему налогообложения как в отношении численности и состава налогоплательщиков, так и степени участия их в уплате налогов.

Налоговая политика должна обеспечить непрерывный рост регионального налогового потенциала, размеры которого в равной степени связаны как с доходной, так и с расходной частью бюджета. Пополнение доходной части обеспечивает фискальная направленность, которая сегодня предпочтительней. Для экономики не менее существенное значение имеет регламентация расходной части. Цели бюджетной и налоговой политики должны быть согласованы.

Совершенствованию налогообложения в регионе будет способствовать принцип "нейтральности" налогообложения,его можно рассмотреть на примере нейтральности НДС  в большинстве стран. Это означает, что налог должен взиматься с создаваемой добавленной стоимости и не должно быть временных разрывов в начислении и возмещении этого налога. В России существует ряд положений, нарушающих нейтральность налога, а частности порядок налогообложения авансов. Другим методом совершенствования налогообложения является отмена особых налоговых режимов для предприятий, не имеющих на то оснований. Примерами специальных налоговых режимов являются:

1.      единый сельхозналог;

2.      упрощенная система налогообложения;

3.      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4.      система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Это увеличит базу обложения, сократит налоговое различие, неравенство. Особую проблему налоговой политики составляют недоимки. В этой связи необходимо реструктуризировать задолженность крупных предприятий в ценные бумаги и векселя, а также ввести практику продажи дебиторской и кредиторской задолженности на федеральном и региональных аукционах через существующий федеральный долговой центр и уполномоченные им органы на открытых торгах; способствовать созданию факторинговых компаний, а также переходу от бартерных и взаимозачетных завышенных цен к ценам реальным.

Инструментом, стимулирующим высокотехнологические отрасли промышленности, наукоемкие производства, действующие на территории области, должна стать та часть налога на прибыль предприятий, которая остается в регионе. Для того чтобы суммы по налогу на прибыль, оставляемые у предприятий, использовались более эффективно, они должны иметь целевое предназначение и только одно - обновление основных производственных фондов. Использование их на другие цели, даже на такие, как реконструкция, производства нецелесообразно.
Доходные налоги

Федерального уровня: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на доходы от капитала.

Налог на доходы физических лиц к получателям относительно крупных и трудно отслеживаемых доходов применять сочетание экономических и административных методов воздействия. Усилия сосредоточить на создании системы обложения потребления, включающей в себя декларирование приобретений, прогрессивное налогообложение имущества, избирательное косвенное налогообложение на стадии розничных продаж предметов роскоши (принят, но не реализован Федеральный закон N 116 от 20.07.1998 г. "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам").

Регионального уровня: налог на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход.

Налог на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход действуют в регионе по максимально высоким ставкам, приносят гарантированные и в больших размерах поступления в бюджет. В Ростовской области за один игровой стол-125000 рублей, за один игровой автомат-7500 рублей, за одну кассу тотализатора-125000 рулей. Этот источник налоговых доходов должен быть в дальнейшем поддержан и развит за счет увеличения количества оказываемых бытовых услуг, развития сети розничной торговли, оказания услуг общественного питания, распространения и размещения рекламы и т. д.

Ресурсные налоги

Федерального уровня: налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной, водный, экологический.

Местные - земельный налог.

По отношению к налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы налоговая политика (в изменении экономической ситуации в угольной промышленности) не является решающей.

При 100% начисляемых этой отраслью налогов поступления составляют всего 6%, остальное - недоимка. Поэтому здесь разрешить налоговые проблемы может оздоровление угольной отрасли, ее структурная перестройка.
Водный налог

Изменение методологии взимания платы за пользование водными ресурсами требует усиления контроля за поступлением рекреационной составляющей водного налога. С этой целью необходимо продолжить работу по:

- упорядочению лицензирования водопользования;

- уточнению перечня водных объектов и числа плательщиков, по которым должна взиматься плата;

- обмену информацией между налоговыми органами и органами лицензирования.
Земельный налог

Упорядочение платежей по этому налогу предполагает как совершенствование механизма арендной платы, так и самого налога. Следует обеспечить завершение организации кадастрового учета земельных ресурсов, продолжить работу по совершенствованию договоров аренды, своевременно вносить в договоры корректирующие коэффициенты арендной платы.
Экологический налог

В Ростовской области сложилась весьма напряженная экологическая ситуация. Следует предусмотреть использование органами исполнительной власти права по увеличению роли экологических налогов и штрафов, включая регулирование выпуска продукции, не соответствующей экологическим нормам и нормативам.
Поимущественные налоги

На региональном уровне - налог на имущество организаций, налог на недвижимость. На уровне местного самоуправления - налог на имущество физических лиц.

Концепция обложения по этим видам налогов заключается в составлении кадастров имущественных объектов и уточнении числа и состава собственников. Налоговая политика здесь состоит, прежде всего, в организации необходимого уровня и объема информационной базы налогообложения, ее первоисточников.

Целевые налоги

На региональном уровне это дорожный налог, транспортный налог. Концепцией следует предусмотреть регулирование этих налогов на базе достаточной информации об объектах налогообложения, создание механизма их действия и налоговой эффективности по образцу транспортного налога. Рекомендуется использовать действующую практику взимания транспортного налога, который характеризуется высокой собираемостью и стабильностью поступлений. Это обеспечивается отлаженной системой учета транспортных средств в ГИБДД, жестким контролем за платежами как со стороны налоговых органов, так и со стороны ГИБДД. Без предъявления документа об уплате налога не производится никаких действий по техническому осмотру и регистрации транспортных средств[2].

Подводя итоги вышесказанному можно отметить, что:

За прошедшие годы  отменены многие малопродуктивные налоги ( например, сбор на использование наименования « Россия») и обременительные «оборотные» налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подвергались существенной трансформации или были «поглощены» другими ( налог с владельцев транспортных средств и прочие «дорожные» налоги – в транспортный налог; налог на рекламу – в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).В целом общее число налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), сократилось в два раза ( с 28 налогов в 2001г. до 14 налогов в 2007г.), причем в большей степени за счет региональных и местных налогов.

Но если упразднение налога на покупку иностранных денежных знаков, налога на операции с ценными бумагами или курортного сбора можно отнести к разряду дискуссионных вопросов налогообложения, то отмена налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, с полным правом можно считать ошибкой налоговых реформ. Возобладание формального взгляда на упрощение налоговой системы  можно видеть также в идее объединения налога на имущество и налога на землю в одном налоге на недвижимость. Юридически три налога будут заменены одним, а по существу, в условиях отсутствия естественным образом сложившихся рыночных оценок еще долгое время реально будут использоваться разные методики расчета стоимости земли и имущества организаций и имущества физических лиц, то есть фактически будут взиматься три налога под одним названием. Таким образом, упрощения не будет. Создается видимость реформ[3]. Проведенная в последние  годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути становления  конкурентоспособной налоговой системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      http://bankir.ru

 

2.      http://www.minfin.ru

 

3.      ж. Финансы. «Приоритеты налоговой политики» С. Д. Шаталов 2006. №7  - с. 3-8.

4.      ж. Налоговый вестник. « Налоговая политика России начала XXI века» 2006. №6 – с. 3-8.

 

             

 

 

9

 



[1] http://bankir.ru

[2] http://bankir.ru

 

[3] ж. Налоговый вестник. « Налоговая политика России начала XXI века» 2006. №6 – с. 3-8.


Информация о работе Проблемы налоговой политики рф