Проблемы налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Современное противоречивое состояние российской экономики требует поиска принципиально новых подходов к её управлению. Поэтому среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1. налоговая система рф…………………………………..…….…….....4
1.1. Налоговая система: исторический аспект …………………………….....4
1.2. Классификация и функции налогов……………………………………....6
1.3. Принципы налогообложения…………………..…………………….……8
2. проблемы налоговой системы рф…………………………….….10
2.1. Основные причины уклонения от уплаты налогов …..……..….……...10
2.2. Совершенствование деятельности налоговых органов…………….….11
Заключение ………………………………………………………………...……14
Список использованных источников и литературы………………………..…..15

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 30.85 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3

1.  налоговая система рф…………………………………..…….…….....4

1.1. Налоговая система: исторический аспект …………………………….....4

1.2. Классификация и функции налогов……………………………………....6

1.3. Принципы налогообложения…………………..…………………….……8

2. проблемы налоговой системы рф…………………………….….10

2.1. Основные причины уклонения от уплаты налогов …..……..….……...10

2.2. Совершенствование  деятельности налоговых органов…………….….11

Заключение ………………………………………………………………...……14

Список использованных источников и литературы………………………..…..15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное противоречивое состояние российской экономики требует поиска принципиально  новых подходов к её управлению. Поэтому среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы  и платежи. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. За счет налогов финансируются  также расходы по социальному  обеспечению, которые изменяют распределение  доходов. Система налогового обложения  определяет конечное распределение  доходов между людьми. А также, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

 

1. налоговАЯ системА россии

1.1. Налоговая система: исторический аспект

Исторически возникновение налогов относится  к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При  феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций  феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в  формировании государственной казны. [1, 18с.]

Налоги  – исторически наиболее поздняя  форма государственных доходов. Первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов.

Очень быстро налог стал явлением обыденным. Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что в нашем Отечестве налоги в разных формах взимались с населения с самых древних времен, т.е. с образования раннефеодального русского государства. Первые сведения о дани (сборе налогов) содержатся в «Русской правде». В то время русские князья брали оброк по числу лиц. Прямые налоги брались не только с жилья, но и с плуга, угодий и прочее.

До середины XVII в. основными были две категории пошлин: проезжие и торговые.

Иоанн III предпринял первые шаги по установлению правильного взимания налогов с  населения, встретив главное препятствие  – отсутствие переписи населения. Началась первая генеральная перепись населения, вторую осуществил Иван IV, а третью – царь Михаил Федорович. Разумеется, установлению единых правил по сбору всевозможных налогов, формированию налоговой системы и политики способствовал процесс образования Русского централизованного государства во главе с политическим центром – Москвой. Централизация власти повлияла на радикальное улучшение государственного хозяйства и одновременно вызвала необходимость в создании особых финансовых органов.

 В  царствование Екатерины II Манифестом 1775г. в Российской Империи было  введено еще и Гильдейское  налогообложение, которое предусматривало  сбор с объявленного капитала. В то время существовало три  гильдии для российского купечества, каждая из которых определялась  уровнем капитала.

Существенные  изменения произошли в налоговой  системе империи во время буржуазных реформ 60 – 70-х гг. XIX в., проводимых императором Александром II. Именно тогда появились публикации о госбюджете. Граф С.Ю.Витте, назначенный 30 августа 1892г. министром финансов, приступил к реорганизации системы государственного обложения как составной части денежной реформы. С конца 1892г. было осуществлено повышение косвенных налогов: на спирт, пиво, фосфорные спички, осветительные масла, табачные изделия. Одновременно понижены или отменены некоторые прямые налоги.

Так, в 1893г. был понижен поземельный налог  в европейской России, а в 1898г. последовала отмена подушной подати в Сибири.

Каждому этапу развития России соответствовала  налоговая система, выполняющая  конкретные задачи социально-экономического развития.

В советский  период при командно-административной системе налоги выполняли прежде всего фискальную и, в какой-то мере, социальную функции (акцизы на предметы роскоши, алкоголь и табак, дифференциация отчислений в фонд социального страхования в зависимости от условий труда в отрасли и т.д.). Налог на прибыль государственных предприятий не играл существенной роли, поскольку сама прибыль и ее распределение планировались централизовано, а инвестиции в основном выделялись из бюджета.

Налоговый механизм, действовавший в командной  экономике, обеспечивал изъятие  в бюджет 45-50% ВВП. В ходе либерализации экономической и политической жизни этот механизм постепенно деградировал, создавая предпосылки бюджетного кризиса конца 1980-х-начала 1990-х годов. В силу этого еще Министерством финансов СССР в конце 80-х годов начали прорабатываться проблемы формирования новой налоговой системы. Первым шагом в организации деятельности налоговых органов на этом этапе явилось постановление Совета Министров СССР от 24 января 1990г. № 76 “О государственной налоговой службе”.

С 1991 года налоговая система в России создавалась  практически заново. Отечественный  опыт функционирования такой системы  в рыночных условиях весьма невелик. В индустриально развитых странах  существует огромный, причем теоретически осмысленный и обобщенный опыт взимания и использования налогов. Но он может  быть использован лишь с учетом специфики  экономических, социальных и политически  условий современной России.

В силу этого  можно утверждать, что налоговая  система в России формировалась  методом “проб и ошибок” под  сильным давлением текущих и  весьма неблагоприятных обстоятельств.

1.2. Классификация и функции налогов

Налоги  — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения  платежеспособности различных уровней  государственной власти. Однако налоговые  платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные  и региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из:

- федеральных  (общегосударственных) налогов, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (ст. 13 НК РФ);

- региональных налогов, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (ст. 14 НК РФ);

- местных налогов, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты (ст. 15 НК РФ).

Оснований для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и практическое применение.

Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем  страны.

Основные  функции налогов:

- фискальная функция (обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах);

- социальная функция (реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения);

- регулирующая функция (налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы).

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение. [2, 35с.]

1.3. принципы налогообложения

Принципы  налогообложения — это базовые  идеи и положения, применяемые в  налоговой сфере. Сегодня эти  принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени.

1. Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога).

2. Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. 

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений  у налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система  и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к   меняющимся  общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. [1, 39с.]

 

2. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Основные причины уклонения от уплаты налогов

Уплачиваемые  налоги представляют собой особую форму  инвестиций в социальную среду и  носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации  части собственности, так как  они должны вернуться предпринимателю  в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

Главной проблемой налоговой системы  РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические  и технические. Одной из главных  причин уклонения от уплаты налогов  является нестабильное финансовое положение  налогоплательщика, и чем оно  неустойчивее, тем сильнее намерение  скрыть налоги. Еще одна из причин уклонения  от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят  от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых  инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций  в области налогового законодательства. Налоговая практика выработала два  основных метода воздействия на поведение  налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

Информация о работе Проблемы налоговой системы РФ