Проблемы реализации налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:40, реферат

Описание работы

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Описание проблем реализации налоговой политики……………………...4
2. Налоговая политика как система …………………………………..………..6
2.1 Цель, задачи и функции НП…………………………………………..……..6
2.2 Структура налоговой системы………………………………….……………8
2.3 Особенности окружающей среды…………………………..…………..…..10
2.4 Налоговая политика в системе классификаций………………..…………..12
3. Общие системные признаки функционирования НП………………………14
4. Принципы управления НП……………………………….…………..………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………..…..20

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ОТС.docx

— 159.24 Кб (Скачать)

     -  налог на добавленную стоимость; 

     -  акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

     -  налог на прибыль (доход) организаций; 

     -  налог на доходы от капитала;

     -  налог на доходы физических  лиц; 

     -  государственная пошлина; 

     -  таможенная пошлина и таможенные  сборы; 

     -  налог на пользование недрами; 

     -  налог на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

     -  налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов; 

     - сбор за право пользования объектами животного мира и водным биологическими ресурсами;

     - лесной налог;

     -   водный налог; 

     -   экологический налог.

     Региональные  налоги и сборы:

     -  налог на имущество организаций; 

     -  налог на недвижимость;

     -  дорожный налог; 

     -  транспортный налог; 

     -  налог с продаж;

     -  налог на игорный бизнес;

     -  региональные лицензионные сборы. 

     Местные налоги и сборы:

     -  земельный налог; 

     -  налог на имущество физических  лиц; 

     -  налог на рекламу; 

     -  налог на наследование или  дарение; 

     -  местные лицензионные сборы.

     Интегративное свойство – свойство, которое присуще  всей системе в целом и не присуще  ни одному из ее элементов в отдельности. Это внезапное появление качественно  новых свойств у системы. Как  результата объединения частей в целое. В нашем случае эмерджентность появляется в том, что если бы каждый из этих налогов собирался отдельно и концентрировался в разных учреждениях, то данные денежные ресурсы не смогли бы обеспечивать бюджет страны и следовательно страна пришла бы к упадку. Объединение всех налогов в единую систему позволяют более эффективно управлять процессом взимания налогов и сборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Особенности окружающей среды 

     Внешней средой называют множество элементов, находящихся вне системы, которые  либо оказывают существенное, но не целенаправленное воздействие на элементы системы, либо сильно зависят от нее.

     Оценивая  глобальные факторы, воздействующие на национальную налоговую политику и  определяющие направления модификации  национальных налоговых систем, можно  выделить экономические факторы, лежащие  в основе современного мирохозяйственного развития, и факторы международной  налоговой среды, самым непосредственным образом находящие свое отражение  в налоговой системе и налоговой политике любого государства. Причем экономические факторы действуют сразу по всем направлениям экономической политики, в том числе и ее налоговую составляющую, в то время как факторы международной налоговой среды носят целенаправленный характер, ограничивающийся преимущественно сферой налогообложения.

     К числу важнейших глобальных экономических  факторов, которые представляют наибольшее значение для функционирования национальных налоговых систем и формирования налоговой политики любой из стран  мира, следует отнести следующие.

     Во-первых, глобализацию системы мирохозяйственных  связей. Наиболее значимыми с налоговой  точки зрения являются такие аспекты  современного мирового экономического развития, связанные с процессами глобализации, как:

    - глобализация бизнеса;

    - внешняя прозрачность национальной финансовой и налоговой системы;

    - финансовая глобализация;

    - информационная глобализация;

    - эрозия национальных государств и снижение экономической активности правительства;

    - экономическая интеграция.

     Среди факторов международной торговой среды, т.е. сферы, целиком и полностью  связанной с вопросами функционирования национальны налоговых систем и  формированием налоговой политики любого государства, можно выделить:

     - теоретическую базу действующей в стране налоговой системы, поскольку именно налоговые теории лежат в основе национального налогообложения, формируют характер и принципы национальной налоговой политики;

     - опыт зарубежных стран в сфере налогообложения, включая позитивные и негативные результаты налоговых преобразований, проведенных в различных государствах, а также налоговую политику стран, не желающих трансформировать свои налоговые системы;

     - деятельность международных экономических организаций в налоговой среде;

     - экспансию стран с низким уровнем налогообложения, вызывающих своеобразный эффект давления на национальные налоговые системы и национальную налоговую политику в условиях глобализации, поскольку юрисдикции с низким уровнем налогов вносят в мировую экономику определенные элементы дестабилизации, вызывая отток капиталов из стран с высоким уровнем налогов, поощряя различные формы налоговых правонарушений. 

2.4 Налоговая политика в системе классификаций 

     Определим место налоговой политики в системе классификаций.

     Прежде  всего, рассматриваемая система  является сложной системой. Она состоит  из множества элементов, обладает сложной  структурой, имеются подсистемы внутри системы, поведение данной структуры непредсказуемо.

     Охарактеризуем  систему по разным классификационным  признакам:

     1) по субстанциональному признаку (по сущности вещей и явлений)  данная система является материальной. Система также относится к  типу смешанных 2-го рода в силу того, что налоговая политика искусственно создана человеком и функционируют во многом благодаря техническому процессу, но в основе образования и эволюции налоговой политики лежат естественные процессы поддержания стабильного функционирования  государства;

     2) по  целям рассматриваемая система относиться к созидательно управляемой, так как налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением является обеспечение экономического роста, развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни;

     3) главная функция системы –  управление и обслуживание;

     4) по виду структуры система  относится к иерархической, так как имеет несколько уровней в своей  структуре;

     5) по степени взаимодействия с  внешней средой система является  открытой. Налоговая политика оказывает существенное влияние на внешнюю среду (внутри государства и на международной арене) и наоборот, поэтому она является двусторонне открытой;

     6) по составу система гетерогенная, так как является разнородной  по составу своих элементов. 
 
 

     3 Общесистемные принципы функционирования налоговой политики 

     Рассмотрим  каждый из общесистемных принципов применительно к нашей системе:

     1) принцип адекватности (соответствия) заключается в том, что модель (описание системы) должна соответствовать (быть адекватной) реальной системе, для описания которой она предназначена.

      Тогда применительно  к нашей системе можно утверждать, что содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

     2) принцип управляемости заключается  в том, что сложная динамическая  система не должна иметь неуправляемых  объектов, ни одна из систем  не должна иметь неуправляемых  объектов, ни одна из систем не должна выпасть из процесса управления.

     Применительно к нашей системе это означает, что вне зависимости от степени независимости в каких-либо решениях межрегиональных и региональных отделений ФНС России, центральный аппарат ФНС России должен оставаться единым административным центром всей системы.

     3) принцип контролируемости (наблюдаемости). Спроектированная система в своей структуре не должна содержать ни одного объекта, который был бы неконтролируемым. В целях соблюдения этого принципа создаются специальные органы, осуществляющие контроль над деятельностью отделений ФНС, постоянный мониторинг  эффективности их работы и т.д.

     4) принцип согласованности заключается в том, что все элементы подсистемы, как по горизонтали, так и по вертикали должны быть согласованы между собой по своим параметрам в рамках неизменной структуры для достижения задачи эффективности системы.

      Применительно к нашей системе это означает, что выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики происходит под влиянием общей экономической ситуации в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства, уровня инфляции, кредитно-денежной политики государства,  соответствия между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором. При наличии проблем достижение эффективности обеспечивается путем корректировки параметров в рамках заданной структуры. Например, в случае увеличения цены на нефть, ФНС пересматривает порядок сбора НДПИ и его ставки.

     5) принцип совместимости (достижимости) заключается в том, что заданное множество базовых элементов системы и связи между ними при совместном функционировании обеспечат достижение целей или требуемых характеристик.

     Так если официальная доля теневой экономики  в РФ превысит уровень 40%, необходимо будет полностью пересмотреть всю  систему налогообложения предприятий, систему налоговых ставок и аудита.

     Структурные изменения очень трудоемкие и затратные, поэтому их применение целесообразно только при невозможности применения принципа согласованности.

     6) принцип единства цели системы и среды. В проектируемой системе всегда должны быть согласованы между собой возможности системы, цели ее функционирования и среда в которой она находиться. Проектируемая система всегда должна рассматриваться относительно  той среды, в которой предполагается ее функционирование.

     Относительно нашей системы: цель - оптимизировать централизацию средств через налоговую систему, обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства.  Внешняя среда на текущий момент – увеличение ставок взносов в Федеральные ВБФ, увеличение цен на нефть, следовательно, ставок по НДПИ.

     7) принцип существования противоположностей в системе. В любой системе существуют как минимум одна пара противоположностей, взаимодействующих друг с другом и уравновешивающих друг друга. Как правило, одна из противоположностей сильнее, а другая слабее.

     В рассматриваемой системе можно выделить такую противоположность, которая заключается в том, что государство в целях пополнения средств в бюджет может увеличить ставки по налогу на прибыль предприятий и организаций, но в то же время данные субъекты могут начать скрывать свои доходы («уйти в тень»), что приведет к еще большему дефициту бюджета. Такую же ситуацию можно наблюдать при увеличении  ставок по взносам в Федеральные внебюджетные фонды, которые в итоге привели к росту выплат неофициальных зарплат («в конвертах»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы реализации налоговой политики