Пропорциональный и подоходный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Очень важно при создании налоговой системы соблюдать определенные Пропорции налоговых нагрузок между различными уровнями бюджета федерального региональным (субъектов Федерации) и местным. Назначение многоуровневой системы накопления денежных средств государства позволяет собирать большую часть средств на федеральном уровне, чтобы затем часть их перечислять на финансирование социальных программ, поддержку предпринимательской деятельности, развитие производства, Науку и другие виды хозяйственной деятельности на региональном или местном уровне.

Содержание

Введение 2
Общая характеристика налоговой системы 4
Налоговая система в России 11
Прогрессивная система налогообложения, ее достоинства и недостатки 13
3.1 Прогрессивный налог и легализация доходов 13
3.2 Налоговая система и региональные бюджеты 14
3.3 Прогрессивный налог и социальная справедливость 16
Размер прогрессивного налога в зависимости от доходов граждан 18
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

курсовая 101.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение            2

  1. Общая характеристика налоговой системы      4
  2. Налоговая система в России        11
  3. Прогрессивная система налогообложения, ее достоинства и недостатки 13

3.1 Прогрессивный  налог и легализация доходов     13

3.2 Налоговая  система и региональные бюджеты     14

3.3 Прогрессивный  налог и социальная справедливость    16

    1. Размер прогрессивного налога в зависимости от доходов граждан 18
  1. Заключение           20
  2. Список используемой литературы       21

Введение

Эффективность функционирования налоговой системы связана с выполнением определенных задач. Прежде всего - это фискально-распределительные задачи, решение которых обеспечивается перераспределением денежных средств населения и предприятий и наполнением финансовыми ресурсами доходной части бюджета государства. При этом большое значение имеют простота и легкость расчета налогов, эффективность их сборов, стабильность и справедливость.

Очень важно при создании налоговой системы соблюдать  определенные Пропорции налоговых  нагрузок между различными уровнями бюджета федерального региональным (субъектов Федерации) и местным. Назначение многоуровневой системы накопления денежных средств государства позволяет собирать большую часть средств на федеральном уровне, чтобы затем часть их перечислять на финансирование социальных программ, поддержку предпринимательской деятельности, развитие производства, Науку и другие виды хозяйственной деятельности на региональном или местном уровне.

Налоги кроме стимулирующего могут оказывать и сдерживающее воздействие на экономику. Такая необходимость возникает при проведении природоохранной деятельности, регулировании таможенной политики. Во многих, странах с помощью налогов государственные органы управления регулируют цены на продукцию путем ограничения нормы прибыли. 

Опыт проведения экономических  реформ в России показал, что сама по себе рыночная экономика не существует и рынок не может сама отрегулировать все возникающие диспропорции в экономике страны. Необходимо вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.

Главным инструментом государственного регулирования экономики в рыночных условиях является налоговая система. С помощью системы можно добиться оживления экономической жизни, деловой активности предприятий  и населения, и в то же время затормозить развитие социально-экономических процессов. Поэтому необходимо оптимальное сочетание «подогревающих» и «охлаждающих» стимулов, закладываем в налоговую систему. Экономически устойчивые государства с развитой рыночной экономикой и сложившейся налоговой системой имеют большой опыт в решении таких проблем. Этот опыт, несомненно, учитывался при разработке налоговой системы России, однако она имеет существенные особенности.

Налоговая система России формировалась в условиях глубокого  социально-экономического кризиса, острого недостатка финансовых ресурсов.

Поэтому с самого начала она была подчинена чисто фискальной задаче, в отличие от налоговых  систем западных стран, которые нацелены на стимулирование производства, решение  социальных задач, осуществление природоохранной деятельности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика налоговой системы

Для того чтобы  говорить о налогах, эффективности  налоговой системы нужно разобраться  что такое налог и какова его  роль.

Налог-это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Его цель- это  увеличение ресурсов идущих на общественные нужды. Отсюда можно сделать выводы, что налог-это важнейший инструмент экономической политики, его влияние на нашу жизнь разнообразно и неоднозначно. Целью налоговой системы является обеспечение налоговых поступлений. Однако известно множество способов получения определенной суммы средств. При разработке налоговой системы политики пытаются “догнать” сразу двух “зайцев”: обеспечить ее эффективность и справедливость.

Эффективной считается  налоговая система, позволяющая  минимизировать издержки налогоплательщиков. Самые очевидные издержки налогоплательщиков- это сами налоги. Разработчики налоговой политики стремятся избежать или хотя бы минимизировать два других вида издержек:

  1. Безвозвратные потери как результат искажения налогами решений, принимаемых индивидами
  2. Административное бремя, которое несут налогоплательщики, соблюдающие налоговое законодательство.

Эффективная налоговая  система обеспечивает небольшие  безвозвратные потери и незначительное административное бремя.

Налоги оказывают  непосредственное воздействие на принимаемые индивидами решения. Если правительство облагает налогом конфеты, то их спрос снижается. Если правительство облагает налогом площадь жилых домов, число строящихся зданий сокращается, а кое-кто вынужден переселиться в дом меньших размеров. Зато возрастают расходы населения на приобретение других потребительских товаров. Искажение стимулов ведет к безвозвратным потерям. Безвозвратная потеря в результате введения налога возникает, когда уменьшение экономического благосостояния налогоплательщиков превышает возрастание налоговых поступлений. Безвозвратная потеря означает снижение эффективности рыночного распределения ресурсов, так как индивиды распределяют ресурсы в соответствии с налоговыми стимулами, а не с истинными издержками и выгодами производства и приобретения товаров и услуг.

Ресурсы, направляемые на исполнение налогового законодательства, одна из составляющих безвозвратных потерь. Правительство получает только часть из уплаченных налогов. Напротив, налогоплательщик теряет не только эту сумму, но время и деньги для составления документов, расчетов и минимизации  налогов.

Административное  бремя налоговой системы можно  облегчить, упростив налоговое законодательство. Однако здесь сталкиваются различные  политические интересы. Большинство  налогоплательщиков отстаивает упрощение налогового кодекса за счет устранения лазеек, из которых извлекают выгоду их «товарищи по несчастью», но мало кто откажется от самостоятельно найденных хитрых ходов. В итоге сложность налогового законодательства есть результат политического процесса, согласовывающего интересы различных групп налогоплательщиков.

Много вопросов возникает по поводу распределения  налогового бремени. Многие считают, что  налоговая система должна быть справедливой. Существуют несколько критериев  оценки справедливости налоговой системы:

  1. Принцип получаемых выгод- идея, состоящая том,  что люди должны платить налоги в соответствии с выгодой, которую они получают от использования предоставляемых правительством благ.
  2. Принцип способности заплатить налог- идея о том, что размер налога должен определяться в зависимости от способности индивида нести налоговое бремя.

Принцип способности  заплатить налог предполагает введение двух понятий:

  1. Вертикальная справедливость- утверждение, что налогоплательщики, обладающие высокой способностью к уплате налогов, должны вносить в бюджет государства большие суммы.
  2. Горизонтальная справедливость- утверждение, что налогоплательщики с равными способностями к уплате налогов должны вносить одинаковые суммы денег.[4,c._]

Рассмотрим  налоговые системы:

  1. Пропорциональное налогообложение- система, при которой индивиды, получающие и высокие и низкие доходы, должны отдавать в форме налога одинаковую часть дохода.
  2. Регрессивное налогообложение- система, при которой индивиды, получающие высокий доход, отдают в форме налога меньшую его часть в сравнении с налогоплательщиками с низким доходом.
  3. Прогрессивное налогообложение- система, в которой индивиды, получающие высокий доход, отдают в форме налога большую, в сравнении с малообеспеченными налогоплательщиками, его часть.

Если судить какая из этих систем справедливее, то можно сказать, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Справедливость, как красота или уродство, зависит  от личного восприятия ее индивидом.

Вернемся к  эффективности налогов. Самым эффективным из всех возможных налогов является аккордный налог. Так как решения индивида не влияют на сумму налоговых обязательств, налог не искажает стимулы, следовательно, отсутствуют и безвозвратные потери. Так как расчет налоговых платежей не представляет затруднений, отсутствует необходимость нанимать налоговых консультантов и бухгалтеров. Аккордный налог минимизирует административное бремя.

Аккордный налог-это  установление одинаковой суммы налога для каждого налогоплательщика- физического лица.

Также необходимо отметить, что задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Классифицируя направления налоговой политики государства, можно выделить три  ее типа:

  1. - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом "взять все, что можно";
  2. - политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат;
  3. - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.

В страхах с  развитой экономикой преобладают последние  два. Для России характерен первый тип  налоговой политики, при котором  государству уготована "налоговая  ловушка", когда повышение налогов  не сопровождается ростом государственных  доходов.

Вообще, выбор стратегии развития государственной налоговой системы по законам формальной логики обязательно должен опираться на "золотые правила" налогообложения. Для методологического обоснования рациональности той или иной налоговой концепции и проверки ее на соответствие реальной экономической практике используются классические принципы налогообложения: справедливость, равномерность (равнонапряженность), ясность (прозрачность) и экономность (эффективность) налогового администрирования. Они являются своеобразным ориентиром, к которому должна стремиться любая цивилизованная налоговая система. Мы уже рассмотрели эффективность и справедливость. Понятие справедливости налоговой системы относится к принципам распределения налогового бремени между богатыми, средним классом и беднейшими слоями населения. В соответствии с принципом получаемых выгод справедливо чтобы люди платили налоги, исходя из размера получаемых ими общественных благ. В соответствии с принципом способности заплатить справедливо, чтобы люди платили налоги, исходя из их способности нести финансовое бремя. При оценке справедливости налоговой системы важно помнить, что распределение налогового бремени и распределение обязанностей по уплате налога суть разные понятия.

В обществе налоговая  система выполняет две основные функции:

  1. фискальную;
  2. регулирующую.

В своем фискальном проявлении система налогообложения  обеспечивает интересы субъектов сферы "бюджет", а в регулирующей функции - интересы сферы "бизнес". Сфера "бюджет" гипотетически стремится максимизировать совокупные налоговые обязательства плательщиков, а сфера "бизнес" - минимизировать их, и налоги как бы смыкают эти две сферы, уравновешивая их интересы.

На практике налогообложение предстает в  виде особого потока финансовых ресурсов по направлению из сферы "бизнес" в сферу "бюджет". Тем самым он олицетворяет собой смену формы собственности, т.е. переход права собственности на эти денежные средства от субъектов сферы "бизнес" к субъектам сферы "бюджет".

Вот почему так  важно определение границы между  корпоративными финансами, финансами домашних хозяйств и публичными финансами. Следствием размытости, правовой неопределенности этих границ и является сверхцентрализация финансовых ресурсов в государственной казне, что порождает, в свою очередь, разрастание государственных расходов, их нецелевые траты, в первую очередь, на содержание бюрократического аппарата.

Фискальная  функция налогообложения проявляется  в обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция - исходная и основная, характерная для всех государств на различных этапах его развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд, и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования. Именно фискальная функция налоговой системы создает реальные предпосылки для перераспределения части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Фискальная  функция налогов, с помощью которой  происходит огосударствление части  новой стоимости в денежной форме, в значительной степени обусловливает регулирующую функцию налогообложения и создает объективные условия для вмешательства государственной номенклатуры в экономику.

Регулирующая  функция налоговой системы должна уравновешивать фискальное свойство налогообложения, как бы частично его нейтрализовать в условиях глобализации современных экономических процессов. В развитых и развивающихся экономиках реализация регулятивного свойства (регулирующей функции) системы налогообложения существенно различается, поэтому различны "противовесы" ее фискальному проявлению. В общем смысле такими противовесами являются специальные механизмы, обеспечивающие баланс интересов двух сфер - "бизнеса" и "бюджета", паритетное существование корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.

Информация о работе Пропорциональный и подоходный налог