Развитие налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
1.1 Экономическое содержание налогов в системе распределительных отношений.
1.2 Понятие и сущность налогов.

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК.
2.1. Формирование и развитие налоговой системы РК.
2.2 Анализ динамики поступлений налогов по г. Семипалатинску Восточно-Казахстанской области за 2007-2009 гг.
2.3 Роль и значение налогов в формировании финансового потенциала бюджетов РК.

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1 Проблемы взимания налогов в РК.
3.2. Пути совершенствования применения налогов в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Развитие налогов.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      В течение 1992-1994 годов в налоговое законодательство систематически вносились всевозможные поправки, единственной целью которых было «пристраивание» налоговой системы к изменяющимся экономическим условиям. Эти поправки не затрагивали в корне заложенную основу. Многие из них касались предоставления тех или иных налоговых льгот, которые лоббировались определенными кругами в интересах каких-либо отраслей и даже отдельных компаний.

      В 1995 году был принят Указ Президента РК, имеющий силу Закона «О налогах и других обязательных платежей в бюджет», к моменту принятия этого Указа в Казахстане налоговые вопросы регулировались одновременно тремя указами Президента РК и сорока пятью законами.

      Вышесказанное привело к тому, что налоговая система Казахстана стала чрезвычайно неэффективной и к тому же сложной, громоздкой, трудноуправляемой, оказывая все более пагубное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. Следствиями невыносимого налогового бремени, способного удушить дюбую деловую инициативу и делающего невыгодным честный  легальный бизнес, явились:

-систематическое сокрытие налогоплательщиками доходов;

-крайне негативное отношение к налогам;

-массовые всевозможные способы уклонения от уплаты налогов.

А это, в свою очередь, привело к :

-   кризису неплатежей,

-         ежемесячному нарастанию недоимки по налоговым поступлениям в бюджет;

-         отрицательно сказалось на социальной сфере: хронически несвоевременно выплачивались заработная плата, пенсии, пособия.

   Первый пятилетний период становления и развития налоговой системы независимого Казахстана можно условно разделить на два основных этапа:

  1 этап: 1991-1992 годы - создание в независимом Казахстане собственного налогового законодательства;

1          этап: 1994-1995 годы – создание принципиально нового налогового законодательства, с учетом рыночных преобразований в экономике, специфических условий Казахстана и международных принципов налогообложения, в результате чего была, по сути, проведена полная налоговая реформа.

  Подготовка налогового законодательства предшествовала работа по интенсивному изучению международного опыта налогообложения. Значительную помощь в этой работе оказали различные международные организации (Международный Валютный фонд, Международный налоговый фонд).

    Результатом многочисленных, с участием вышеуказанных организаций, обсуждений различных рекомендаций, их всестороннего анализа, с учетом специфики экономики Казахстана, была разработана в1994 году одобренной Правительством РК Концепции налоговой реформы. В Концепции были определены главные причины и цели реформы, стратегия достижения указанных целей, принципы системы налогообложения, а также необходимые для обеспечения эффективности проведения реформы условия.

        В Концепции заложены и основные принципы новой налоговой системы:

-         экономическая нейтральность;

-         стабильность;

-         справедливость;

-         простота налогообложения.

На основе положений этой Концепции был разработан главный итоговый документ налоговой реформы: Указ Президента РК, имеющий силу Закона «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (Налоговый кодекс).

       С принятием первого Налогового кодекса Казахстана были решены следующие важные вопросы и задачи.

    С целью обеспечения простоты налогообложения были установлены единые ставки по всем наиболее крупным видам налогов, а их количество значительно уменьшено, максимально сокращены налоговые льготы, упрощен порядок расчетов с бюджетом.

     Налоговый Кодекс объединил все существовавшие ранее налоговые законы, что позволило обеспечить единое применение налоговых положений на всей территории республики, устранить противоречия между различными законодательными актами. При этом их всех неналоговых законодательных актов были исключены налоговые положения. При этом был:

-         пересмотрен порядок отнесения затрат на себестоимость продукции с последующим определением финансового результата – балансовой прибыли;

-         введены понятия « совокупный годовой доход», «вычеты», вычету из полученного дохода подлежат все расходы, связанные с получением этого дохода, и, таким образом, определяется реальный налогооблагаемый доход;

-         введен упрощенный порядок исчисления амортизации в налоговых целях;

-         установлена единая ставка подоходного налога с юридических лиц – 30%;

-         отдельная глава посвящена международному налогообложению;

-         предоставлена возможность переноса убытков прошлых лет;

-         по НДС введены счета-фактуры, установлен общий порядок его исчисления как в промышленности, так и в торговле, единая ставка обложения импорта;

-         существенно пересмотрена система налогообложения недропользователей с учетом международной практики;

-         введен налог на имущество, действующий во многих странах в различных модификациях;

-         впервые в комплексе на законодательном уровне изложены все, связанные с налоговым администрированием, положения, в том числе по соблюдению налогового законодательства, ответственности за его нарушение, присвоение РНН.

              Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

В республике функционировали более 40 видов налогов:

1.      общегосударственные налоги;

2.      общеобязательные местные налоги;

3.      местные налоги.

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2007 год).

Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:

1.      Общая

2.      Особенная

3.      Налоговое администрирование

Общая часть – «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы.

 

 

2.2 Анализ поступлений налогов по г. Семипалатинску Восточно-Казахстанской области за 2007-2009 гг.

 

В целом для определения роли налогов необходимо проанализировать поступления налогов в бюджет, так как бюджет является отражением в значимости налогов. Так  налоги во многих странах занимают стабильное положение  по поступлениям в бюджет.

Поиск резервов увеличения бюджетных поступлений осуществляется  среди различных источников. В связи с этим ведущая роль в формировании  бюджета отводится налогам, поступающие в бюджеты.

Для начала проведем общий анализ поступлений налогов согласно прогнозных показателей и фактического исполнения по г. Семипалатинск, ВКО за 2007-2009 гг., представлены в таблице 1.(см. Приложение В)

Исходя из динамики видно, что в 2007 году в целом налоги    поступили с превышением прогнозных данных на 5% , что в итоге составило 105%  При этом по индивидуальному подоходному налогу и по земельному налогу наблюдается перевыполнение, по налогу на имущество прогнозировалось поступление на сумму 25000 тыс.тенге, фактически поступило 24865тыс.тенге, т.е. прогноз не выполнен на 0,5%, по транспортному налогу всего поступило 116258тыс.тенге, тогда как прогнозировалось поступление на 117358тыс.тенге, или в процентном соотношении 98,6%. На данное недопоступление повлияло предоставление льгот определенным категориям граждан, а так же прогноз был завышен. В 2008 году по налогам фактические поступления составили 1156870 т.тенге при прогнозе 1174257 т. тенге, т. е. недопоступило 1,5 %,  на данное недопоступление повлияло невыполнение плана по индивидуальному подоходному налогу.

По транспортному налогу прогноз перевыполнен в связи с тем, что увеличилось количество транспортных средств, выявленных при проведение рейдовых проверок, с ужесточением требовании при прохождение тех. осмотра, а так же это результат изменения налоговой  ставки. По налогу на транспортные средства планировалось поступление на 91455тыс.тенге, фактически поступило 92444,8тыс.тенге, следовательно процент исполнения составил 101,1%, это связано с увеличением месячного расчетного показателя, увеличением ставок и  с созданием информационной базы учета объектов обложения, что так же явилось причиной перевыполнение прогноза по земельному налогу на 5,4%.

В 2008г. по налогу на имущество прогноз составил 20400 тыс.тенге, поступило 20789,9, следовательно бюджет перевыполнен на 1,9%, это связано с совершенствованием законодательной базы, т.е. в этот период введен в действие новый налоговый кодекс.

Перевыполнение прогноза 2009г является следствием совершенствования налогового законодательства и улучшения налогового администрирования.

Перевыполнения прогноза в 2009г, в основном обеспечено за счет земельного налога на 19,7%  и налога на  транспортные средства,  где прогноз перевыполнен на 4,3%.

По индивидуальному подоходному налогу:  при прогнозе на 2009 год  1055730    тыс. тенге, фактически поступило    1025439,6   тыс. тенге или прогноз выполнен на 97,1 %. В сравнении с  аналогичным периодом  прошлого года поступление увеличилось на 15038.5 тыс. тенге .

              На неисполнение  прогнозных показателей  оказали влияние следующие факторы:

- изменение границ ставок по индивидуальному подоходному налогу в сторону уменьшения и увеличением количества статей по доходам, не подлежащим налогообложению, так третья часть работающих города получают заработную плату в пределах  минимальной заработной платы, которая облагается подоходным налогом по 0 ставке, данные изменения в налоговом кодексе произошли с 01.01.2009 года. 

- признание банкротом ОАО «Семей комир» на основании решения специализированного межрайонного суда от, так за 12 месяцев 2008 года   от данного предприятия поступило 94025.7 тыс. тенге,  за 12 месяцев 2009 года поступлений нет. Так же снижение поступлений по ТОО «АЭС Сем. ТЭЦ»» - за 12 месяцев 2008 года поступило 7478.1 тыс. тенге, за 12 месяцев  2009 года 432.7 тыс. тенге, поступление снизилось  в связи с отсутствием денежных средств на предприятии и наличием задолженности по заработной плате на 01.01.2004 года в сумме 40642,2 тыс. тенге, на начало года т.е. на 01.01.2009 года задолженность по заработной плате отсутствует.

- имеющаяся переплата на 01.01.2009 года  в сумме 215 185.9 тыс. тенге, в том числе  по нижеследующим крупным предприятиям, которые уплатили данный налог авансом в 2008 году:

        ТОО АЭС Шульбинская ГЭС -  2883 тыс тенге

        ТОО Семавтопарк               -733.9 тыс. тенге

        ТОО Данк                    -1249.0 тыс. тенге

        ЗАО ВК РЭК                  2136.0тыс.тенге

        ТОО ГРК Андас- Алтын     -1092.8 тыс тенге и т.д.

- неисполнение прогнозных показателей объясняется также завышенным прогнозом.

В целом анализ показывает более устойчивое положение налоги , что обеспечивает стабильное поступление в бюджет г. Семипалатинска.

В целом на рост динамики поступлений налогов оказали влияние следующие факторы:

-         улучшения администрирования,

-         совершенствования налогового контроля,

-         совершенствования налогового законодательства.

Представим более подробнее структуру налогов в бюджете г. Семипалатинска, ВКО за 2007- 2009 гг., указанной в таблице 2 проанализируем удельный вес каждого вида налога и составим соответствующие выводы(см. Приложение Г).

Из поступивших в  бюджет г. Семипалатинска  налогов  за 2007 год наибольший удельный вес составил корпоративный подоходный налог 22,3%, а за 2008-2009 годы наибольший удельный вес составил индивидуальный подоходный налог  –9,8-10,6 % , а остальная часть составляют сборы и  налоги на собственность.

В структуре налоговых поступлений в бюджет г. Семипалатинска ВКО за 2007-2009 гг  удельный вес налогов, поступающих в местный бюджет  претерпели значительные изменения, т.е. налог на имущество и земельный налог имеют тенденцию к увеличению, т.е. составили соответственно 3,0% и 1,4% .Это увеличение объясняется изменением ставок, увеличением налоговой базы за счет увеличения приобретений земельных участков физическими и юридическими  лицами. А удельный вес налога на транспортные средства уменьшился т.е. составил– с 2,1% до 1,4%.

Одним из наиболее важным для бюджета является налог на имущество, который уже сегодня имеет высокий доход, приносящий потенциал. Например  в 2007г в местный бюджет города Семипалатинска поступило 232996 тыс. тенге, в том числе с физических лиц 24865,0; в 2008г. – поступило 44628,9 тыс. тенге., в том числе с физических лиц – 20400 т., а в 2009г поступило – 298881,2 тыс тенге, в том числе с физических лиц  - 22442,5 т.тенге.

         По налогу на имущество с 2007 по 2008 годы прослеживается тенденция стабильности доли данного налога в общей структуре налогов, хотя общая сумма налогов имеет тенденцию к увеличению. На эти факты повлияли определенные причины:

–        одна из них существующая система оценки недвижимости. Органы по

Информация о работе Развитие налогов