Развитие налоговой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.
Целью исследования является анализ периода возникновения налогов, рассмотрение истории их развития, а также современных тенденций развития налогообложения в Российской Федерации. В соответствие с целью можно выделить следующие задачи:
1.Рассмотреть зарождение и историю развития налогообложения в России.
2.Проанализировать налогообложение в Российской Федерации в современный период.

Работа содержит 1 файл

Развитие налоговой системы в РФ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

                                                   Введение

     Согласно  Налоговому кодексу РФ налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

     В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме  этой финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

     Проблемы   налогообложения   постоянно   интересовали экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох:

    • Ф. Аквинский (1225 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.

    • Ш. Монтескье (1689 - 1755) полагал, что ничего не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

    А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто   выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

       Целью исследования   является   анализ периода возникновения налогов, рассмотрение истории их развития, а также современных тенденций развития налогообложения в Российской Федерации. В соответствие с целью можно выделить следующие задачи:

          1.Рассмотреть зарождение и историю развития налогообложения в             

             России.

          2.Проанализировать налогообложение в Российской Федерации в   

             современный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 

            Глава 1. Возникновение и развитие налогообложение в России

                           1.1 Зарождение налогообложения на Руси

          История отечественной налоговой системы связывается с возникновением древнерусского государства, финансовая система которого изначально основывалась на взимании дани в пользу князя. Так, еще в 884 году киевский князь Олег, победив днепропетровских северян, обложил их данью. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенный налог существовал в форме торговых и судебных пошлин. Пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и т.д. До 988 года основными видами налогов являлись дани (подати). Уплачивались они натурой, чаще всего медом, кунами и даже мечами. В основном в этот период налоги устанавливались по случаю войны и походов.

          Первые зачатки законодательного закрепления норм, связанных со сборами и повинностями, появляются в «Русской Правде». В ней предусмотрена одна из древнейших повинностей - корм, то есть поставка пищевого довольствия чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям.

          После завоевания Золотой ордой на основе переписи населения, проведенной в 1257 - 1259 гг. монгольскими «численниками», также осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно 14 видов «ордынских тяготей», к числу которых относились: выход («царёва дань»), дань монгольскому хану, торговые сборы («мыт» и «тамка»), извозные повинности («ям» и «подводы»). Ежегодно взимаемая на территории Руси дань в пользу поработителей составляла огромные для того времени суммы. Например, «московский выход» составлял 5-7 тыс. рублей серебром. А «новгородский выход» 1,5 тыс. рублей, первоначально уплата дани контролировалась чиновниками хана, которые именовались баскаками, а затем откупившими это право купцами – бесерменами. Так, например, в Новгороде дань была взята на откуп хивинскими купцами. В случае недоимки откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить брали людей в неволю. В 14 веке население выплачивало кормленщику – наместнику или волостелю дань в виде натуральных сборов при въезде в города и на праздники.

          Уплата «выхода» была прекращена Иваном III лишь в 1480 году, после началось воссоздание финансовой системы Руси. В качестве основного прямого налога были введены данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей, а затем – ямские, пищальные подати, сборы на городовое и засечное дело.

          Иван Грозный в период своего правления ввёл стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей. Для определения размера прямых податей служило «сошное письмо», которое составлялось писцами. «Соха» представляла собой условную податную единицу, определяемую на основе измерения земельных площадей или количества дворов, её размер был неодинаков в разных местах. Так, промышленная, посадская или слободская «соха» составляла 40 дворов лучших торговых 'людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских. Эта единица налогообложения использовалась продолжительное время и была отменена лишь в 1679 году.

          В царствование Алексея Михайловича в 1655 году был создан Счетный приказ, который отвечал за взимание податей. В 1680 году он обеспечил 1203367 руб. доходов. Из них на счет прямых налогов приходилось 44 %, а косвенных - 53,3%. Остальные доходы приходились на чрезвычайные сборы и другие платежи.

          Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, включая и финансы, связываются с именем Петра Великого (1672-1725 гг.). В этот период его правления взимались стрелецкая подать, драгунские деньги, рекрутские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Учреждены должности прибылъщиков, которые предложили новые налоги, к числу которых относилась и пошлина на бороды. К числу же главных преобразований налоговой системы того времени относится введение подушной подати. Ее размер различался в зависимости от категории плательщиков. Так, с каждого крестьянина дворцового и синодского ведомства и крепостных подушных брали по 74 копейки, а с государственных крестьян еще, помимо того 40 копеек. С купцов и цеховых взимали по 120 копеек с ДУШИ.

          До  середины  XVIII  века  государственные  сборы именовались податями. Впервые термин «налог» употреблен в 1765 году известным русским историком А.Поленовым в одной из его работ и постепенно стал общеупотребимым. 

          1.2 Акцизное и промысловое налогообложение в Российской империи 

          Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX века, способствовали широкому развитию налогообложения. В то время налоги понимались как «односторонние  экономические  пожертвования  граждан  или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения  необходимых  общественных  потребностей и вызываемых ими издержек.

     В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена  налоговая реформа, в ходе которой  были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя такие прямые налоги, как поземельный, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный, промысловый   налог   и   сбор   с   доходов   от   капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, то есть на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовый сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.

     Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду   с   другими   сословиями   плотило   и   дворянство. Налогообложению подлежали все земли за исключением тех, которые являлись казенными. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 до "17 копеек с десятины" в зависимости от качества земли.

     Значительный  рост городского населения обусловил  введение в 1894 году государственного квартирного налога, который взимался органами городского управления и целиком поступал в государственный бюджет. Этим налогом облагался содержатель квартиры, вне зависимости являлся он собственником или арендатором. Также в 1885 году была предусмотрена уплата сбора доходов от денежных капиталов. Под данный налог попадали доходы, полученные в виде процентов по ценным бумагам, проценты по вкладам в кредитные учреждения, доходы от капиталов, ссужаемых частными лицами и учреждениями торговым и промышленным предприятиям.

     Развитие  промышленного производства в стране требовало изменения налогообложения  предприятий. В 1898 году введено новое  положение о государственном промысловом налоге. В соответствии с этим актом, промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов. Объектом налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся, по сути, патентным сбором. После его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства. Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых предприятий к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности. Для кредитных и страховых учреждений определяющим являлся размер основного капитала, а для промышленных предприятий – количество рабочих, объем производимой продукций и производственные мощности.

     Помимо   основного   предусматривалась   также   уплата дополнительного налога, размеры которого зависели от основного капитала и прибыль предприятий, определяемых на основе представляемой ими публичной отчетности (декларации). Ставка дополнительного налога на прибыль варьировала от 3 до 14 %, при этом предприятия, имеющие менее 3 % прибыли, от уплаты налога на прибыль освобождались полностью.

     Но  основные суммы государственных  доходов традиционно поступали в виде акцизов на продукты потребление и таможенных пошлин на ввозные товары. Например, в государственном бюджете Российской империи 1890 года на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. руб. или 45,4 % всех доходов, а на прямые налоги 177 млн. руб.- 16,9%. Со временем доля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 году по этим статьям поступило 394 млн. руб. Значительная сумма в том же году поступила в виде акцизов на сахар - 92 млн. руб., табак — 49 млн. руб., керосин - 27 млн. руб.

     Уровень налогообложения в России считался одним из самых высоких и постоянно  увеличивался. Так, в 1882 году население отдавало в государственную казну и местным властям около 25% всего произведенного валового дохода, в 1892 - 27%, 1901 - 30%.

     Сбор  налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 году был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входящие в систему Министерства финансов. Исходя и необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 году был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Для осуществления контроля за уплатой промыслового налога специально создавались особые по промысловому налогу присутствия, в которые входили чиновники Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, представители общественности в лице купцов   и   городского   самоуправления.   Непосредственными исполнителями являлись податные инспекторы и торговые депутаты, представляющие городское самоуправление и предпринимателей.

     В 1896 году в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов 

Информация о работе Развитие налоговой системы в РФ