Риски при налоговом планировании и оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 04:29, доклад

Описание работы

Эссе на тему: «Риски при налоговом планировании и оптимизации»

Работа содержит 1 файл

РИСКИ.docx

— 549.11 Кб (Скачать)

Белорусский Государственный Университет

Институт бизнеса  и менеджмента технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе на тему:

 «Риски при налоговом планировании и оптимизации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2012

1. Что такое  налоговое планирование и оптимизация

Налоговое планирование – это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Налоговое планирование  представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Его сущность  заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планированеи можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

Оптимизация является более широким  понятием и предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению  с динамикой роста выручки  предприятия. В понятие оптимизации  также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению  с обычным уровнем, налогообложения  вследствие ошибок в оформлении сделок.

2. Идентификация рисков

Под рисками налоговой  оптимизации понимаются возможности  понести финансовые потери, связанные с этим процессом. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

Сегодня налоговая  безопасность является комплексным  направлением предприятия и имеет  экономические, организационные и  правовые аспекты. Большой масштаб  хозяйственных операций, когда величина неверно отраженной операции приобретает  для организации- налогоплательщика более неблагоприятные последствия, нежели аналогичная операция меньшего объема, влечет за собой увеличение налоговых рисков.

Налоговые риски – одни из наиболее актуальных в современном бизнесе. Как показывает практика, их реализация может привести не только к фискальным потерям для предприятия, но и к более серьезным последствиям для бизнеса, таким как:

    • риск налогового контроля
    • риск усиления налогового бремени
    • ущерб деловой репутации;
    • потеря капитала;
    • арест имущества предприятия и, соответственно, временная приостановка его деятельности;
    • уголовное преследование руководителей компании;
    • прекращение действия лицензий на осуществление деятельности;
    • банкротство

 

Рисунок 1. Классификация налоговых рисков

 

3. Анализ рискообразующих факторов

Под рискообразующими факторами понимают совокупность процессов или явлений, способствующих возникновению того или иного вида риска и определяющих его характер.  Факторы, влияющие на величину налогового риска, делятся на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  1. изменения налогового законодательства;
  2. частота изменений налогового законодательства. Иногда изменения в налоговом законодательстве осуществляются задним числом, это серьезно затрудняет возможность их отслеживания и своевременного отражения в учете и соответственно способствует увеличению налогового риска вследствие увеличения числа возможных ошибок;
  3. нечеткие формулировки отдельных положений налоговых законодательных документов, приводящие к неоднозначности их толкования, противоречивость отдельных положений нормативных актов;
  4. ведение налогового учета на предприятии, а также особые правила формирования информации по расчетам по налогу на прибыль которые требуют дополнительных трудозатрат бухгалтерской службы;
  5. неблагоприятная политическая и экономическая обстановка в стране, что в целом не способствует стабилизации налогового законодательства и улучшению экономических условий хозяйствования, и т.д.

К внутренним факторам относятся:

  1. отношение в стране к исполнению обязанности по уплате налогов. Отношения общества к уплате налогов, воспитание гордости за личное участие в жизни государства через внесение сумм налогов возможны при условии прозрачности бюджетной политики государства;
  2. организационные аспекты; например, отсутствие или недостаточный уровень организации налогового управления на предприятии, следствием чего может быть наличие невыявленных и неисправленных ошибок;
  3. квалификация бухгалтерских кадров;
  4. отношение управленческого персонала к риску, что связано с его склонностью к принятию недостаточно обоснованных решений либо с излишней осторожностью, что проявляется, например, в переплате налогов;
  5. отношения налогоплательщиков с налоговыми органами. Убедить иностранных инвесторов в том, что в Беларуси можно вести бизнес, не имея проблем с налоговыми органами, сложно. Согласно данным опроса, проведенного аудиторской фирмой Ernst & Young в мае-июне 2008 г., 80% предприятий имели за последние три года споры с налоговыми органами и 92% этих разногласий разрешались в суде.

 

Рисунок 2 Рискообразующие факторы

 

4. Оценка налоговых  рисков

 

Оценка риска – это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.

 

 

Рисунок 3 Этапы оценки налоговых рисков

 

 

 

Оценка рисков может быть качественной и количественной.

При количественной оценке, т.е. при определении суммы риска, достаточно умножить базу для расчета  риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск. Например, если возник риск по налогу на прибыль в  виде отсутствия документального подтверждения  расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по которым нет документального подтверждения, на налоговую ставку.

Качественная оценка –  это оценка вероятности возникновения  налогового риска (используется экспертный метод):

  • высокий риск – требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика;
  • средний риск – требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов и/или Минфина неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;
  • низкий риск – требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина  неблагоприятна для налогоплательщика, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.

Для проведения качественной оценки могут использоваться и ранжирование, когда в баллах оцениваются:

  • вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) – характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности обнаружения обстоятельств, лежащих в основании риска, при проведении налоговых или иных проверок;
  • вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа – характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности проигрыша спора в суде с учетом сформировавшейся судебной практики.

Оценивается вероятность  наступления рискового события, т.е. вероятность обнаружения (вероятность  возникновения претензий налогового органа), и вероятность проигрыша  спора в суде в случае возникновения  претензий налогового органа, после  чего определяется степень риска.

Показатели оценки риска  умножаются и ранжируются по следующим  группам: «remote» – отдаленный (степень риска от 1 до 5), «possible» – возможный (степень риска от 6 до 14), «probable» – вероятный (степень риска от 15 до 25). После чего определяется интегральная оценка риска:

 

5. Методы управления  налоговыми рисками

1. Мероприятия по  снижению налогового риска непосредственно  на предприятии:

  • организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;
  • повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;
  • регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;
  • разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;
  • управление выполнением налоговых обязательств;
  • учет налогового риска при инвестировании;
  • создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве меры самострахования;
  • применение способа переплаты;
  • мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок).

2. Систематическая  работа с налоговыми органами:

  • обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;
  • снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией;
  • проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.

3. Работа с контрагентами:

  • экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами;
  • раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.

6. Организация  управлением налоговыми рисками 

1. Принятие риска. Риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который может нанести реализация риска. Руководители осведомлены о наличии данного риска и его характеристиках и осознанно не предпринимают какихлибо мер воздействия на риск.

2. Предотвращение/избежание риска. Избежание риска реализуется путем прекращения определенного вида деятельности, хозяйственных операций, ведущих к риску. Одним из способов избежания рисков является изменение стратегических задач или операционного процесса.

3. Передача/перенос риска. Решение о передаче риска зависит от характера деятельности, важности связанной с риском операции и ее финансовой значимости. Стандартные механизмы передачи рисков включают: страхование, передачу рисков партнерам в рамках создания совместного предприятия или объединения, аутсорсинг, диверсификацию деятельности. Перемещение источника не является переносом риска.

4. Контроль/снижение риска. Снижение риска – действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе.

Контроль/снижение риска  достигается с помощью организации  системы отчетности, формализации процессов; проведения обучающих программ; разработки методик и процедур внутреннего  контроля и управления рисками; проведения внутреннего аудита.

5. Контроль (мониторинг) управления рисками – контроль динамики изменения характеристик налоговых рисков и эффективности реализации мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений по управлению рисками и была ли эта информация использована для снижения степени риска в Обществе.

Мониторинг осуществляется путем сбора информации по динамике критических рисков и осуществлению  планов внедрения мероприятий по их управлению, поступающей от владельцев рисков.

По результатам мониторинга  могут быть:

  • откорректированы реализуемые мероприятия или разработаны дополнительные;
  • внесены изменения в локальные нормативные акты Общества, предусматривающие процедуры и механизмы по управлению рисками;
  • разработаны методики и процедуры управления налоговыми рисками в соответствии с критериями внутренних стандартов и требованиями налогового законодательства;
  • подготовлена презентация по системе управления налоговыми рисками;
  • подготовлен свод и предоставлена информация по налоговым рискам для консолидированной отчетности компании.

Информация о работе Риски при налоговом планировании и оптимизации