Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:48, реферат

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта,

Работа содержит 1 файл

Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета.docx

— 18.09 Кб (Скачать)

Роль косвенных  налогов в доходе федерального бюджета. 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.  

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с организациями, предприятиями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. 

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 

С помощью косвенных  налогов государство получает в  свое распоряжение ресурсы, необходимые  для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются  также расходы по социальному  обеспечению, которые изменяют распределение  доходов. Система налогового обложения  определяет конечное распределение  доходов между людьми. 

В федеральном  законе "О федеральном бюджете  на 2002 год" доходы федерального бюджета  рассчитаны, исходя из оптимистичного макроэкономического прогноза, и  составят 1998,4 млрд. рублей, или 18,85% к  прогнозируемому объему ВВП. Доходы федерального бюджета без учета  поступлений от взимания единого  социального налога составят 1740,9 млрд. рублей, или 16,42% к прогнозируемому  объему ВВП (15,4% к ВВП в соответствии с федеральным бюджетом на 2001 год  и 16,74% к ВВП, исходя из ожидаемой  его оценки в 2001 году). Налоговые  доходы в соответствии с законом, составят 1626,3 млрд. рублей, или 15,34% к  ВВП, что выше уровня, установленного на 2001 год, на 0,95 процентных пункта. Удельный вес налоговых доходов в общем  объеме доходов составит 93,4%. Практически  весь номинальный прирост доходов  федерального бюджета в размере 547,38 млрд. рублей достигается за счет прироста налоговых поступлений - 510,95 млрд. рублей (93,3%).

Основные косвенные  налоги.

К основным видам  косвенных налогов относятся  налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. На них  приходится около 70% общей суммы  доходов федерального бюджета.  

           

            НДС обеспечивает около 30% всех  налоговых доходов государства.  С фискальной точки зрения  это исключительно эффективный  налог. Он используется почти  всеми развитыми странами (за  исключением США). В РФ НДС введен  с 1 января 1992 года. Налог на добавленную  стоимость определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на вех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.  

            В соответствии с налоговым  законодательством плательщиками  НДС являются все организации  независимо от форм собственности  и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц.  Объектами НДС являются:  

-         обороты по реализации товаров,  выполненных работ и оказанных  услуг на территории РФ;  

-         все товары, ввозимые на территорию  России.  

При реализации товаров объектом налогообложения  являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне. В целях налогообложения товаром  считается вся продукция, в том  числе производственно-технического назначения.  

Официально НДС  взимается с производителей и  продавцов. Однако фактически его плательщиками  выступают покупатели товаров. НДС  является ценообразующим фактором, на его величину автоматически повышаются цены товаров.  

Отдельные категории  товаров и плательщиков освобождаются  от уплаты НДС. Льготы устанавливаются, как правило, в отношении социально  значимых (товаров, работ) в целях  ограничения роста цен.  

«Налог регулируется Законом РФ «О налоге на добавленную  стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в  редакции последующих изменений  и дополнений. 

 Плательщиками  налога на добавленную стоимость  являются: 

·                    Организации, имеющие статус юридических  лиц, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность; 

·                    Индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 

·                    Лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС. 

Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством. 

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе (в соответствии со статьями 83, 84 НК). 

Иностранные организации  имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основе письменного заявления иностранной организации. 

Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации  несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации  которого они будут предоставлять  налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям  всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной  организации. О своем выборе иностранные  организации обязаны письменно  уведомить налоговые органы по месту  нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации. 

Согласно статье 145 НК организации и индивидуальные предприниматели имеют право  на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с  исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или  индивидуальных предпринимателей без  учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (это не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев). 

  Лица, использующие  право на освобождение, должны  представить письменное уведомление  и документы  не позднее  20-го числа месяца, начиная с  которого эти лица используют  право на освобождение. К этим  документам относятся: 

·                    Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); 

·                    Выписка из книги продаж; 

·                    Выписка из книги учета доходов  и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); 

·                    Копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. 

Форма уведомления  об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации. 

Организации и  индивидуальные предприниматели, направившие  в налоговый орган уведомление  об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных  месяцев, за исключением случаев, если в течение периода, в котором  организации и индивидуальные предприниматели  используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров. 

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации  и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:  

·                    документы, подтверждающие, что в  течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последующих календарных  месяца в совокупности не превышала  два миллиона рублей; 

·                     уведомление о продлении использования  права на освобождение в течение  последующих 12 календарных месяцев  или об отказе от использования данного  права. 
 

В настоящее  время налоговые ставки НДС установлены  в следующих размерах: 

·                    Специальная (0 %): она применяется: 

1.                            при реализации товаров, вывезенных  в режиме экспорта, при условии  предоставления в налоговые органы  установленного пакета утвержденных  документов; 

2.                            при проведении работ и оказания  услуг, связанных с проведением  экспортных операций, а так же  перемещения по территории РФ  товаров в таможенном режиме  «транзит»; 

3.                            реализация услуг по перевозке  пассажиров и багажа, при условии,  что пункт отправления на территории  РФ, а назначения – другая страна, при оформлении единых перевозных  документов; 

4.                            при реализации драгоценных металлов  и камней налогоплательщик, осуществляющий  их добычу или производство  государственному фонду драгоценных  металлов и камней, Центро Банку, уполномоченным банкам; 

5.                            реализация товаров для официального  пользования иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  административно-техническим персоналом, включая членов семей; 

6.                            припасы, вывозимые с территории  РФ, в режиме перемещения припасов. 

·                    Пониженная (10%): 

1.                            при реализации проданных товаров  по установленному законом перечню; 

2.                            при реализации товаров для  детей по установленному перечню;  

3.                            реализации периодических платежных  изделий, книжная продукция (кроме рекламной и эротической); 

4.                            реализация медицинских товаров  и лекарственных средств отечественного  и зарубежного производства, а  так же услуги, связанные с  этой реализацией. 

·                    Общая (18%): Для остальных работ, товаров  и услуг. 
 

Для обоснования  применения ставки 0% налогоплательщик обязан представить в налоговый  орган пакет документов: 

1)                 Декларации с расчетом по ставке 0%; 

2)                 Договор на поставку товаров  в режиме «экспорт»; 

3)                 Выписку из банка, подтверждающую  фактическое поступление средств  от иностранного лица (покупателя) на счет продавца в российском  банке, при этом счет должен  быть зарегистрирован налоговыми  органами. Если валютная выручка  не зачисляется на территории  РФ, то предоставить разрешение  Минфина и ЦБ на расходование  валюты за рубежом; 

Информация о работе Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета