Роль налогов и сборов с физических лиц в формировании государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:19, дипломная работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность налогов и сборов уплачиваемых физическими лицами и их место в формирование бюджета.
2. Анализ порядка налогообложения физических лиц Республики Узбекистан.
3. Зарубежный опыт по увеличению поступлений налогов и сборов с физических лиц.
4.Пути совершенствования налогов и сборов с физических лиц в Республики Узбекистан.
Заключение .
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 189.43 Кб (Скачать)

Таблица №6

Рост реальных доходов население в Республики Узбекистан %

Год

По сравнению  с предыдущими  годами

По сравнению 2000 годом

2000

124,7

100,0

2001

116,8

116,8

2002

112,6

131,5

2003

        111,8

147,0

2004

114,4

168,3

2005

120,2

202,3

2006

122,0

246,8

2007

123,0

303,0

2008

124,0

375,7

2009

126,5

475,3

2010

123,5

586,9


 

Не секрет, что с первых же лет нашего независимого развития мы придаем большое значение вопросам дальнейшего укрепления принципов  социальной справедливости, недопущению  резкого расслоения населения по доходам и условиям жизни. За счет опережающего повышения размеров оплаты труда и доходов социально  уязвимых слоев населения, предоставления им поддержки и налоговых льгот, при общем росте доходов населения  за десять последних лет в 8,1 раза, разрыв между группами населения  с наиболее низкими и наиболее высокими доходами, иначе говоря коэффициент дифференциации в доходах сократился с 21,1 до 8,3 раза. Этот коэффициент является одним из самых низких среди стран СНГ и ряда экономически развитых стран14.

Налог на имущества.

Если невозможно установить местонахождение собственника недвижимого  имущества, налогоплательщиком является лицо, у которого это имущество  находится во владении и (или) пользовании.

Объектом налогообложения  являются жилые дома, квартиры, дачные строения, гаражи и иные строения, помещения, сооружения, находящиеся на территории Республики Узбекистан.

Налогооблагаемой базой  для плательщиков является инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, определяемая органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость.

При отсутствии оценки объекта  налогообложения уполномоченным органом  по оценке имущества физических лиц  налогооблагаемой базой является условная стоимость имущества, устанавливаемая  законодательством.

В случае когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком является одно физическое лицо, налогооблагаемая база рассчитывается отдельно по каждому  объекту.

При использовании физическими  лицами объектов налогообложения для  предпринимательской деятельности либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также по нежилым помещениям, находящимся в собственности  физических лиц, налог на имущество  физических лиц уплачивается по ставке, установленной для юридических  лиц.

Росту прибыли Государственного бюджета  способствовала прогрессивная ставка налога на имушество физических лиц, которая очень широко применяется  в зарубежных странах.

Ставки налога на имущество согласно постановлению  Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2011 года № ПП-1675:

- Жилые дома, квартиры (за исключением, расположенных  в городах, с общей площадью  свыше 200 кв. м), 0.9%

- Жилые дома и  квартиры, расположенные в городах,  с общей площадью свыше 200 кв. м до 500 кв. м 1,1% свыше 500 кв. м  1,35%15

Платежное извещение об уплате налога на имущество физических лиц  вручается налогоплательщикам органом  государственной налоговой службы ежегодно не позднее 1 мая.

Уплата налога на имущество  физических лиц за налоговый период производится до 15 октября отчетного  года.

 Налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

Плательщиками налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств являются юридические лица, осуществляющие розничную реализацию физическим лицам бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

Объектом налогообложения  является розничная реализация физическим лицам бензина, дизельного топлива  и газа для транспортных средств.

Налогооблагаемой базой  является объем реализованного физическим лицам бензина, дизельного топлива  и газа для транспортных средств  в натуральном выражении.

Сумма налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств устанавливается дополнительно  к розничной цене, указывается  отдельной строкой в чеке, выдаваемом покупателю, и взимается одновременно с получением средств от физических лиц за реализуемый бензин, дизельное  топливо и газ для транспортных средств.

Расчет налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств с учетом текущих декадных платежей представляется в органы государственной  налоговой службы по месту нахождения автозаправочных станций:

микрофирмами и малыми предприятиями - ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, - ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а  по итогам года - в срок представления  годовой финансовой отчетности.

Уплата налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств производится по месту нахождения автозаправочных станций ежедекадно не позднее чем на третий день после  окончания декады месяца, в котором  была осуществлена розничная реализация бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств физических лиц.

Сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 22.03.2006 г. № 1217-1).

Плательщиками сбора  за право розничной торговли отдельными видами товаров (далее - сбор) являются юридические лица, осуществляющие в  установленном порядке розничную  торговлю этими товарами на территории Республики Узбекистан.

Сбор уплачивается за получение права на осуществление  розничной торговли отдельными видами товаров. Право на розничную торговлю отдельными видами товаров подтверждается разрешительным свидетельством. Разрешительное свидетельство выдается органами государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.

 Сбор уплачивается  за каждый вид товара и по  каждому торговому объекту в  отдельности в размерах, установленных  для данного вида товара, ежемесячно  до 25 числа отчетного месяца.

Сбор за регистрацию юридических  лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

 Плательщиками  являются вновь создаваемые юридические  лица или физические лица, изъявившие  желание заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Акционерные общества, создаваемые на базе государственного имущества, а также дехканские хозяйства  освобождаются от уплаты данного  сбора. За вновь создаваемое юридическое лицо уплатить сбор могут его учредители (юридические и физические лица).

Сбор уплачивается юридическими и физическими лицами в местный бюджет через учреждения банков.

Сбор уплачивается до подачи заявления о регистрации.

 

3. Зарубежный  опыт по увеличению поступлений налогов и сборов с физических лиц.

Налог на имущество существует примерно в 130 странах мира, но значимость его различна. В большинстве стран поступления от этого налога составляют 1–3 % от общих налоговых поступлений в бюджет на всех уровнях власти, в США эта цифра близка к 9 %. В ряде стран значение налога на недвижимое имущество снизилось, например в Великобритании. В других странах значение налога возросло (Португалия, Испания, Индонезия), так как в налоговое законодательство были внесены существенные изменения в части налогообложения жилья.

К настоящему времени осуществили  крупные реформы налоговых систем нескольких стран, в том числе  США, Германия, Франция. Их общее направление  связано со стремлением государства  инициировать частные инвестиции в  жилищное строительство и модернизацию. При этом акцент в фискальной политике зарубежных индустриальных стран переносится  на фиксированные налоги: налог на недвижимость, налог на продажи, различные  неналоговые сборы.

Как показывает мировой опыт, основу финансово-экономической автономии местных органов составляет налог на недвижимость (например, поимущественный – в США, Японии; поземельный – в Германии, Франции; земельный налог со строений и налог на жилище во Франции; налог на недвижимое имущество и налог на приращение стоимости земельных участков в городской черте – в Испании), сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне.

В Японии налоги на имущество физические и юридические  лица уплачивают по одинаковой ставке. Обычно это составляет 1,4 % стоимости  имущества. Пересмотр его производится раз в три года. В базу налогообложения  входит все недвижимое имущество, в  том числе жилые помещения, земля; ценные бумаги, банковские депозиты.

Налоги уплачиваются также при переходе собственности  от одного владельца к другому, т. е. при приобретении или продаже  имущества, наследовании, дарении, в  частности жилья.

Самый высокий доход государству  приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог  по прогрессивной шкале, имеющей  пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого  действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует  иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который  учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

В бюджетной  системе в Японии налог на доходы физических лиц входит в группу бюджетно-образующих налогов и является одной из самых крупных статей доходов местных бюджетов. В частности удельный вес НДФЛ в общей структуре доходов бюджета за период с 2000 года по 2011 год в среднем составил 56,6 % (рисунок 3). При этом налог целиком уплачивается  по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Рисунок 2. Сопоставление удельного веса налоговых поступлений и НДФЛ в общей структуре доходов бюджета в Японии в 2000-2011 гг.

Среди потребительских налогов  Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3%-й налог.Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.

Изучая расходы местных  органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно  больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства.

В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных  и местных налогов уменьшилось  с 21,9 % ВВП в 2009 - 2010 году до 18,0 % в 2010 - 2011 году.

Информация о работе Роль налогов и сборов с физических лиц в формировании государственного бюджета