Роль налогов в бюджете

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В данной работе была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе Кыргызской Республике, в общем, и выяснить роль прямых налогов и их влияние на развитие экономики Кыргызской Республики, в частности.

Содержание

Введение
Глава I. Роль и значение налогов в регулировании экономики
I.1 Сущность налогов, их виды и роль в экономике государства
I.2 Принципы формирования налоговой системы
Глава II. Анализ налоговых поступлений в Кыргызской Республике
ІІ.1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
II.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсавая работа 2.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

Снижение доли косвенных  налогов в 2001 году на 4,6 % и в 2002 году на 2,6 %, по сравнению с предыдущими  годами, еще ни о чем не говорят, так как, поступления НДС в  абсолютной сумме неуклонно растет с каждым годом. Начиная с 2003 года до 2006 года НДС увеличился, в 2002 году он снизился и составил 38%. В 2003 году НДС составил 39%, а в 2004 году он увеличился на 7% и составил 46%.Это был самый высокий показатель, начиная с 1991 год Данная таблица свидетельствует о значимости НДС на сегодняшнем этапе развития экономики. Его доля за анализируемый период остается одной из самых значительных источников поступлений финансовых ресурсов страны

Фактические поступления  подоходного налога за 2006 год составили 1820,3 млн.сом или 103,0% от установленного плана. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 76,1 млн. сом или на 4,4%. Доля данного налога к ВВП составила 1,6 процента.

Сборы подоходного налога, удерживаемого работодателями, составили 1373,7 млн. сом, по сравнению с аналогичным  периодом 2005 года сборы увеличились  на 29,7 млн. сом, что обусловлено увеличением  реального уровня средней заработной платы на 11,9 % (источник – данные НСК за 2006 год).

Подоходный налог, взимаемый  налоговыми органами, составил 43,5 млн. сом, что по сравнению с прошлогодним периодом больше на 4,1 млн.сом или на 10,3%.

Сборы подоходного налога, взимаемого на патентной основе, составили 378,0 млн.сом или 112,5% от уровня прошлогодних сборов. За 2006 год выдано 684643 патентов, что по сравнению с прошлым годом больше на 75336 патента или на 12,4 процентов.

Наибольший удельный вес  по патентам, выданным физическим лицам  по сферам предпринимательской деятельности приходится на производство и реализацию товаров народного потребления  и продовольственных товаров  – 61,9%, на бытовое обслуживание населения  – 18,6%, другие виды деятельности – 15,3%.  

По сравнению с 2005 годом  отмечен рост поступлений платы  за патент в сфере производства и  реализации товаров народного потребления  и продовольственных товаров  на 30,3 млн. сом, платы за патент в  сфере бытового обслуживания на 6,9 млн. сом, в социально-культурной сфере  на 0,5 млн. сом, в сельскохозяйственной сфере на 0,4 млн. сом. Вместе с тем, наблюдается снижение поступлений в других видах деятельности на 4,2 млн.сом.

Поступления налога на прибыль  за 2006 год составили 1191,6 млн.сом или 101,7% от планового уровня. Доля к ВВП данного налога составила 1,1%.

 

Диаграмма 2.1.Сборы  ГНИ за 2006 год

 

Фактические поступления  подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики за 2006 год составили 2317,4 млн.сом или 104,7% от установленного плана. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 497,1 млн. сом или на 27,3%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,06 процентных пункта и составила 1,7 процента.

Сборы подоходного налога, удерживаемого у источника дохода, составили 1841,4 млн. сом или 105,7% от планового  уровня, по сравнению с аналогичным  периодом 2006 года сборы увеличились  на 467,7 млн. сом, что обусловлено увеличением  реального уровня средней заработной платы на 20,1%(источник – данные НСК за 2007 год).

Подоходный налог с  индивидуальных предпринимателей, составил 46,8 млн. сом или 102,2% от прогноза в  сумме 45,8 млн. сом, что по сравнению  с прошлогодним периодом больше на 3,3 млн. сом или на 7,6%.

Сборы подоходного налога на патентной основе, составили 429,3 млн.сом или 101,2% при доведенном прогнозе 424,0 млн.сом, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 13,6%. За 2007 год выдано 786024 патентов, что по сравнению с прошлым годом больше на 101381 патента или на 14,8 процентов.

Наибольший удельный вес  по патентам, выданным физическим лицам  по сферам предпринимательской деятельности приходится на производство и реализацию товаров народного потребления  и продовольственных товаров  – 61,0%, на бытовое обслуживание населения  – 18,5%, другие виды деятельности – 16,2%.

По сравнению с аналогичным  периодом прошлого года отмечен рост поступлений платы за патент в  сфере производства и реализации товаров народного потребления  и продовольственных товаров  на 31,4 млн. сом, платы за патент в  сфере бытового обслуживания на 9,6 млн. сом, в других видах деятельности на 8,4 млн.сом.

Поступления налога на прибыль  за 2007 год составили 1343,8 млн.сом или 103,8% от планового уровня, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 152,2 млн.сом или на 12,8%. Доля к ВВП данного налога сократилась на 0,09 процентных пункта и составила 1,0%.

 

Диаграмма 2.2.Сьоры  ГКНС за 2007 год

 

Фактические поступления  подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики за 2008 год 3373,5 млн.сом или 102,8% от установленного плана. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 1056,1 млн. сом или на 45,6%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,2 процентных пункта и составила 1,8 процента.

Сборы подоходного налога, удерживаемого у источника дохода, составили 2657,9 млн. сом или 102,8% от планового  уровня, по сравнению с 2007 годом увеличились  на 816,5 млн. сом, что обусловлено увеличением  реального уровня средней заработной платы на 8,8% (источник – данные НСК за 2008 год).

Подоходный налог с  индивидуальных предпринимателей, составил 62,0 млн. сом или 106,4% от прогноза в  сумме 58,3 млн. сом, что по сравнению  с прошлым годом больше на 15,3 млн. сом или на 32,7%.

Сборы подоходного налога на патентной основе, составили 653,6 млн.сом или 102,6% при доведенном прогнозе 637,2 млн.сом, по сравнению с 2007 годом поступления увеличились на 224,3 млн.сом или на 52,2%. За 2008 год выдано 849046 патентов, что по сравнению с прошлым годом больше на 63022 патента или на 8,0 процентов.

Наибольший удельный вес  по патентам, выданным физическим лицам  по сферам предпринимательской деятельности приходится на производство и реализацию товаров народного потребления  и продовольственных товаров  – 59,5%, на бытовое обслуживание населения  – 18,6%, другие виды деятельности – 30,1%.

По сравнению с 2007 годом  отмечен рост поступлений платы  за патент в сфере производства и  реализации товаров народного потребления  и продовольственных товаров  на 165,3 млн. сом, платы за патент в  сфере бытового обслуживания на 21,6 млн. сом, в социально-культурной сфере  на 3,7 млн.сом, в сельскохозяйственной сфере на 2,0 млн.сом, в других видах деятельности на 29,1 млн.сом

 

Диаграмма 2.3. Сборы  ГКНС за 2008 год

 

Поступления налога на прибыль  за 2008 год составили 2492,7 млн.сом или 103,8% от планового уровня, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 1148,9 млн.сом или на 85,5%. Доля к ВВП данного налога увеличилась на 0,4 процентных пункта и составила 1,3%.

 

Заключение

 

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем случае отдельных элементов налогового механизма (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако, в сегодняшнее время необходим принципиально иной налоговый механизм, соответствующий нынешней фазе рыночных отношений данного периода. И это не случайно, ибо оптимальный налоговый механизм можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

Действующая в стране налоговая  система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками не только прямых налогов вынуждает  вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью  ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог  с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут  в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя  не было мотива перераспределять доходы в целях "легального" снижения размера уплачиваемого налога.

Сложность перехода к рыночным отношениям, необходимость нахождения оптимальных путей перехода от хозяйственной  системы, базирующейся на монополии  государственной собственности, к  экономике основу которой составляет "свобода производства и предпринимательства", - обуславливает актуальность проблем  предпринимательства. Опыт нескольких лет реформ привел к пониманию  того, что перспективы становления  рыночной экономики находятся в  жесткой зависимости от успехов  развития предпринимательских структур. При этом особую роль малое и среднее  предпринимательство, которое при  соответствующей поддержке государства  обеспечит насыщение платежеспособного  спроса и необходимые структурные  сдвиги в экономике, формирование конкурентной среды.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования  налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшнего Кыргызстана, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

К серьезным недостаткам  налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в Кыргызстане, следует отнести  его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в экономику Кыргызстана.

Не удивительно, что к  существующему налоговому механизму  в настоящее время предъявляется  масса претензий. По мнению большинства  специалистов, он недопустимо жесток по числу и "качеству" налогов  и слишком сложен для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, он допускает и сверхдоходы, и  сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.

Совершенно очевидно, что  современной экономике Кыргызской Республики требуется стабильная налоговая  база. Но при этом, следует учитывать  стадию развития экономики и культуру оплаты не только прямых налогов в  стране. Помимо направленности на эффективный  сбор прямых налогов, налоговая политика должна включать в себя другие два  очень важных элемента. 

Во-первых, она должна быть прозрачной, справедливой и легко  осуществимой, что означает, приемлемость для простого населения.

Во-вторых, положения законодательства должны поощрять и способствовать развитию внутренних и зарубежных инвестиций и росту экономики.

В соответствии с Национальной стратегией КОР до 2010 года и Национальной стратегией сокращения бедности до 2007 года, предусматривается институциональные  реформы в налоговой сфере, нацеленные на улучшение администрирования  не только прямых налогов, но и всей налоговой системы и, конечно, стимулирование экономической деятельности в нашей  республике.

 

Список  использованной литературы:

 

Нормативные акты

Конституция Кыргызской Республики Бишкек 1996 год

1.   Налоговый кодекс Кыргызской Республики. В ред. Закона Кыргызской Ресублики от 27 декабря 1996 №66, 18 марта 1997 № 15, 7 апреля 1997 .№ 20, 19 декабря 1997 № 91, 26 мая 1998 года № 67.

2.   Законы Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики" на 199(i, 1997,1998 годы.

3.   Инструкция .N'" 3 "О порядке ведения в Государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов других платежей в бюджет» ГПИ при Минфине Кыргызской Республики Бишкек 1997 год.

4.   Инструкция о порядке исчисления и уплаты акцизного налога по товарам импортируемым в Кыргызскую Республику Утв. пост. Правительства Кыргызской Республики 26.09.97г. .N" Г)57.

Специальная литература

1.   Дуйшемалиев Н.Т. «Налоговая система в Кыргызской Республике» Бишкек 1997

2.   «Материалы конференции Управление государственным сектором» Иссык-Куль 1997

3.   С.К. Макеева «Вопросы дальнейшего совершенствования налогового законодательства», «Экономика и статистика» № 2-1999

4.   Б. Аширов «Налоговое администрирование и его влияние на индикативный план» Б. 2005 г.

5.   М. Темирбеков «Реорганизация бюджетного планирования» Б. 2006 г

6.   К.М. Уразбаев «Налоговая система и финансовое обеспечение плана»Б. 2005 г

7.   Тунтеева Г. Н., Карагулов М. Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 2000г

8.   Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 1996;

9.   Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2001;

10. Налоги и налогообложение  под ред. М.В. Романовского. – СП б: Питер, 2000;

11. Нестеров В.В. Сущность  налога. Его общественное значение // Налоговый вестник, 2002,.№7;

12. Черник Д.Г. Налоги  и налогообложение. – М.: Инфра  2001;

13. Экономика под ред.  А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002

 

 

[1] Тунтеева Г. Н., Карагулов М. Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 2000 с. 76

Информация о работе Роль налогов в бюджете