Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Работа содержит 1 файл

контракт на экзамен.docx

— 31.20 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Анализ исполнения бюджетного процесса 
Оценка состоит из анализа доходной и расходной частей бюджета. 
Рассмотрим структуру доходной части государственного бюджета Республики Казахстан за 2010 год.

Рис. 2 — Структура доходов государственного бюджета

Из рисунка 1 видно, что 68% доходов  бюджета составляют налоговые поступления. Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального  фонда Республики Казахстан в  республиканский бюджет. Они составляют 28% в структуре доходов бюджета. Как известно, источниками Национального  фонда Республики Казахстан является доходы нефтегазового сектора, доходы от продажи казахстанских стратегических объектов, и отрасль образующих предприятий. 
Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан — 3%. 
Итак, налоговые поступления составляют значительную долю доходной части государственного бюджета Республики Казахстан. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Таблица 2. Удельный вес всех налоговых  поступлений в валовом национальном продукте Республики Казахстан за 2008-2010 гг

Таблица 2 показывает, что в результате сокращения объемов налоговых поступлений  в государственный бюджет Республики Казахстан в 2008 году произошло снижение их доли с 17,56% до 13,10%. Сокращение сумм платежей в бюджет обусловлено изменением налогового законодательства. В Налоговый  кодекс Республики Казахстан были внесены  следующие изменения: отменена прогрессивная  шкала ставок по социальному налогу, индивидуальный подоходный налог снижен до 10%, ставка налога на добавленную  стоимость снижен с 13% в 2008 году до 12% в 2009 году. Налоговая политика по либерализации  налоговых режимов принесла в 2010 году положительные результаты. Наблюдается  как увеличение сумм налоговых поступлений  с 2 228 682 млн. тенге до 2 934 081 млн. тенге  или на 705 399 млн. тенге, так и рост валового внутреннего продукта с 17 007 647 млн. тенге до 21 513 473 млн. тенге  или на 4 505 826 млн. тенге. Доля налоговых  поступлений сохранена уровне 13,10% в 2009 году и 13,64% в 2010 году. В условиях посткризисного периода существующий уровень налоговой нагрузки на экономику наиболее благоприятно способствует экономическому развитию страны и укреплению стабильности отечественных предприятий. 
Второй обобщающий показатель эффективности налоговой политики характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В Республике Казахстан налоговые поступления делятся в соотношении один к двум местные к республиканскому бюджету (с тенденцией к увеличению доли доходов республиканского бюджета за 2010 год) при делении косвенных налогов на республиканском и прямых налогов на местном уровне. 
На 1 января 2009 года соотношение налоговых поступлений в местный и республиканский бюджеты составляло 26,33% и 73,47% соответственно, на 1 января 2010 года 34,89% и 65,11% соответственно и на 1 января 2011 года 28,99% и 71,01% соответственно. Увеличение доли поступлений в местные бюджеты за 2009 году обусловлено тем, что объемы косвенных налогов в республиканский бюджет значительно сократились, а темпы прироста прямых налогов остались на прежнем уровне. 

Рис. 3 — Соотношение налоговых  поступлений в республиканский  и местные бюджеты за 2008-2010 годы

Например, объемы поступлений по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на транспортные средства не существенно  зависят от конъюнктуры рынка, состояния  экономики и прочих макроэкономических дестабилизирующих условий. При  сохранении существующей налоговой  политики можно предположить, что  соотношение налоговых платежей останется прежним в ближайшие  годы. Но если налоговая политика Республики Казахстан будет ориентирована  на децентрализацию налоговой системы, то возможно перераспределение налоговых  поступлений. Также увеличение доли поступлений в местный бюджет возможно при увеличении ставок по прямым налогам. 
Рассмотрим структуру поступлений в государственный бюджет налогов и платежей в 2010 году (Рисунок 4). 
Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений принадлежит корпоративному подоходному налогу — 28%, далее следует налог на добавленную стоимость — 23%. Доля налогов на международную торговлю и внешние операции составляет 13%. Индивидуальный подходный налог составляет — 11 %, а социальный налог — 9%.

Рис. 4 — Структура поступлений  в государственный бюджет налогов  и платежей за 2010 год, %

Таким образом, по итогам анализа поступлений  в государственный бюджет можно  сделать следующие выводы: 
- бюджетная политика Республики Казахстан направлена на снижение налогового бремени с отечественных товаропроизводителей; 
- в результате финансового кризиса реальные объемы налоговых платежей в 2010 году еще не достигли показателей докризисного периода; 
- наблюдается тенденция к увеличению реальных объемов налоговых поступлений в государственный бюджет за счет роста товарооборота с зарубежными странами, роста активности казахстанских предприятий, увеличения объемов производства и пр.; 
- ужесточение бюджетной политики в сфере акцизов ставит перед собой цель не только дополнительного пополнения государственного бюджета, но и социальную защиту подрастающего поколения от дешевого и доступного табака и алкоголя. 
Проанализируем расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан. Составим аналитическую таблицу 3 по затратам государственного бюджета. Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. 
Осуществление функций государства возможно только при их материальном опосредовании, поскольку деятельность государства связана с прямыми расходами государственных средств. Расходы показывают конкретную величину затрат. Совокупность конкретных видов государственных расходов всех уровней бюджетов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов бюджета любого государства. Построение системы расходов основывается на принципах целевого направления средств, режима экономии и безвозвратности расходования государственных средств. 
Государственные услуги общего характера в 2008 году составляют 224 012 млн. тенге, в 2009 году — 166 063 млн. тенге, в 2010 году — 224 944 млн. тенге. Лишь в 2009 году финансирование государственных услуг общего характера снизилось на 57 950 млн. тенге, в 2010 году возросло на 58 882 млн. тенге.

Таблица 3. Динамика затрат государственного бюджета Республики Казахстан



Затраты на оборону возрастают с 185 358 млн. тенге в 2008 году до 187 615 млн. тенге  в 2009 году и до 221 345 млн. тенге в 2010 году. 
Положительным моментом является значительное увеличение затрат на образование, здравоохранение, социальную помощь и социальное обеспечение. 
В 2009 году наблюдается увеличение финансирования жилищно-коммунального хозяйства с 233 926 млн. тенге в 2008 году до 304 049 млн. тенге. 
В 2009 году незначительно сокращаются расходы на топливно-энергетический комплекс, сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, промышленность, архитектуру. В 2010 году большинство сокращений расходов восстанавливается. 
Негативным моментом является увеличение затрат на обслуживание долга с 57 877 млн. тенге в 2008 году до 69 207 млн. тенге в 2009 году и до 94 617 млн. тенге в 2010 году. 
Таким образом, общие затраты государственного бюджета увеличиваются с 3 394 064 млн. тенге в 2008 году до 3 746 840 млн. тенге в 2009 году и до 4 457 165 млн. тенге в 2010 году. 

Рис. 5 — График доходов и затрат государственного бюджета

Рисунок 5 показывает, что лишь в 2008 году было превышение доходов государственного бюджета над затратами. В 2010 году разница сокращается, но тем не менее  затраты государства превышают  доходы. Даже с учетом того, что осуществляют вливания из Национального фонда  в размере 28% всей структуры доходов. 
Это говорит о том, что весь бюджетный процесс и видимое благополучие экономики, его развитие и успехи зависят от конъюнктуры рынка на энергоресурсы. Само же казахстанское общество лишь на 60-70% покрывает собственные затраты. Правительство Республики Казахстан на протяжении всей истории независимости пытается уйти от этой зависимости, но на текущий момент времени успехи в этой области незначительны.


Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета