Роль налогового потенциала в прогнозировании доходов местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:18, доклад

Описание работы

Налоговый потенциал является одним из инструментов для создания рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровне в процессе формирования и развития системы управления рыночной экономикой.

Работа содержит 1 файл

Мухитдинов_тезис (3 стр).doc

— 36.50 Кб (Скачать)

РОЛЬ  НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОГНОЗИРОВАНИИ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Мухитдинов  З.Д.

СНС, ИПМИ 

    Налоговый потенциал является одним из инструментов для создания рычагов и стимулов для повышения эффективности  управления бюджетами на региональном и местном уровне в процессе формирования и развития системы управления рыночной экономикой.

    Вместе с тем, при формулировке понятия налогового потенциала бюджета регионов необходимо учитывать, что налоговый потенциал используется в целях межбюджетного выравнивания, то есть выравнивания способности властей регионов оказывать государственные услуги на своей территории. Поэтому результат оценки налогового потенциала для каждого региона должен отражать способность региональных налогоплательщиков финансировать оказание государственных услуг в регионе при условии применения одинаковых для всех территорий правил налогообложения (налоговых ставок и состава налоговых льгот). Расчет налогового потенциала региона позволит установить нижнюю границу некоего установленного центром критерия, после чего регион получает право на получение финансовой помощи, размер которой может определяться в данных условиях, помимо величины регионального налогового потенциала, уровнем расходных потребностей региональных властей.

    Оптимально  построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, с другой – не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования, тем самым росту налогового потенциала.

    На  основе вышеизложенного цель управления налоговым потенциалом региона  является стимулирование развития реального  сектора экономики, в том числе  создание условий для развития и  укрепления малого бизнеса (в экономически развитых странах налоговые доходы от малого бизнеса составляют 40% доходов бюджетов, а в Республике Узбекистан 6%).

    Развитие  налогового потенциала региона подразумевает  максимальное с точки зрения экономического роста использование всех собственных ресурсов и возможностей, т.е. тех объектов управления налоговым потенциалом, от которых формируются налоговые доходы региона: благосостояние и доходы населения; рентабельность хозяйствующих субъектов. При этом физические лица, предприниматели, юридические лица выступают как субъекты налогообложения.

    Естественным  стремлением каждого региона  является повышение финансовой независимости  и устойчивости, поэтому большой  интерес у специалистов вызывает вопрос оценки налогового потенциала региона, а также поиск решений по увеличению (наращиванию) налогового потенциала и инвестиционной привлекательности региона.

    Налоговый потенциал региона можно рассматривать  в двух аспектах: фактически сложившийся  налоговый потенциал и потенциально возможный (оптимальный) налоговый потенциал региона. На процесс формирования налогового потенциала региона оказывают существенное влияние следующие ключевые блоки: нормативно-законодательный; экономический; бюджетный.

    Поиск и обоснование путей рациональной системы управления по сбору налогов, а также выявление направлений целенаправленного воздействия данного процесса на налоговый потенциал региона могут быть достигнуты путем решения следующих конкретных задач:

  • исследование сущности и социально-экономического содержания процесса сбора налогов в регионе в условиях реструктуризации экономики для выявления его составляющих и особенностей управления данным процессом;
  • изучение состояния и специфики системы управления, обеспечивающей сбор налогов в регионе, с целью оценки адекватности ее организационного устройства функциям управления, требующимся для сбора налогов;
  • анализ экономических результатов сбора налогов в регионах для оценки результативности функционирования системы управления данным процессом и разработки мер по ее совершенствованию;
  • формирование региональной политики управления процессом сбора налогов с целью создания более благоприятных условий для функционирования субъектов хозяйствования и выделения приоритетов целенаправленного воздействия на основные процессы, играющие определяющую роль в сборе налогов;
  • координация функций организационных структур управления различных ведомств, обеспечивающих процесс сбора налогов, с целью их интеграции, преобразования, придания им гибкости и способности адекватно реагировать на изменения экономической среды;
  • разработка организационных и экономических механизмов управления процессом сбора налогов с целью повышения результативности данной деятельности;
  • организация контроля как инструмента воздействия государства на недобросовестных налогоплательщиков и обеспечения за счет этого более высоких объемов сборов налогов.

    Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что налоговый потенциал региона является одним их ключевых показателей для оценки результатов проводимых реформ в сфере налоговой политики и выработки предложений для определения оптимальной налоговой нагрузки (бремени) для региона и повышения уровня налогового администрирования. Кроме этого, налоговый потенциал является ключевым инструментом при подготовке прогноза налоговых поступлений в разные уровни бюджета республики.

    Таким образом, управление налоговым потенциалом региона позволить:

  • улучшить использование в регионе механизмов стимулирующего воздействия на повышение эффективности хозяйствования, адекватного расширению налоговой базы;
  • оптимизировать соотношение регулирующей и фискальной функции налогов (в пределах полномочий органов власти соответствующих уровней);
  • эффективно использовать возможностей действующего налогового законодательства в целях максимального увеличения налогового потенциала региона на основе системного анализа механизма действия республиканских и местных налогов.

    Планирование  налоговых доходов с помощью  оценки налогового потенциала могут  дать дополнительные  преимущества местным  органам государственного управления, такие как:

  • возможность прогнозирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу социально-экономического развития региона, основанного на современных моделях;
  • повышение интереса местных органов власти в стимулировании развития рыночной инфраструктуры для расширения налоговой базы и эффективном использовании государственной собственности с целью получения дополнительных неналоговых источников дохода в местные бюджеты (например, предоставление в аренду помещений, рекламные услуги и др.);
  • повышение в заинтересованности местных органов государственного управления в сокращении налоговой задолженности, т.е. снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением  финансовых вливаний из вышестоящего бюджета;
  • повышение в заинтересованности в полном использовании существующей налоговой базы через выявление незарегистрированных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, выявление неучтенных объектов налогообложения и получение дополнительных налоговых доходов;
  • возможность оперативного принятия мер по выявленным неучтенным объектам и незарегистрированным субъектам хозяйственной деятельности и обеспечения стабильных налоговых поступлений в местные бюджеты;
  • повышение интереса во внедрении новых информационных технологий, оснащения современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления, оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения финансовых и налоговых органов.

Информация о работе Роль налогового потенциала в прогнозировании доходов местных бюджетов