Система оценки рисков и последствия камерального контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:31, реферат

Описание работы

В настоящее время совместно со Всемирным банком обсуждаются критерий, по которым подлежит оценке налогоплательщик

Работа содержит 1 файл

Система оценки рисков и последствия камерального контроля.docx

— 20.73 Кб (Скачать)

Система оценки рисков и последствия  камерального контроля.

С введением  нового Налогового Кодекса РК и с  внесением изменений и дополнений в Закон о частном предпринимательстве  меры, вырабатываемые и применяемые  органами налоговой службы в целях  предупреждения риска, и составления  планов проверок основываются на системе  управления рисками (СУР).

Система выстроена на основе присвоения определенного  балла в зависимости от нарушений, которые выявляются в автоматическом режиме в информационной системе, с  исключением участия человеческого  фактора при формировании плана  проверок.

В настоящее  время совместно со Всемирным  банком обсуждаются критерий, по которым  подлежит оценке налогоплательщик.

Планируются следующие критерии:

  1. осуществление сомнительных сделок (с лжепредприятиями и бездействующими налогоплательщиками);
  2. представление налоговой отчетности с нулевыми показателями и выписка счетов-фактур;
  3. наличие расхождений, выявленных камеральным контролем (по КПН и НДС);
  4. коэффициент налоговой нагрузки (КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения ;
  5. предоставление дополнительной отчетности на уменьшение за предыдущие периоды более 4 раз подряд;
  6. отражение убытка на протяжении 3-х последовательных лет;
  7. постоянное превышение зачета по НДС;
  8. ранее выявлялись факты нарушения налогового законодательства;
  9. наличие фактов несвоевременной уплаты налогов;
  10. осуществление деятельности в сферах повышенного риска (строительство, торговля);
  11. наличие взаиморасчетов со взаимосвязанными сторонами;
  12. принадлежность налогоплательщика к внешнеэкономической деятельности;
  13. представление налоговой отчетности с нарушениями сроков.

Следует отметить, что камеральный контроль является составной частью системы  управления рисками.

В соответствии статей 585-587 Налогового Кодекса РК камеральный  контроль проводится путем сопоставления  данных налоговой отчетности, имеющихся  в органах налоговой службы, между  собой, со сведениями иных государственных  органов об объектах налогообложения  и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также с данными, полученными  из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика  в автоматическом режиме с использованием соответствующей информационной системы.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений в налоговой  отчетности, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

Камеральный контроль осуществляется в течение  срока исковой давности 5 лет.

В настоящее  время, камеральный контроль по налогу на добавленную стоимость (НДС) и  корпоративному подоходному налогу (КПН) проводиться с помощью информационной системы централизованно НК МФ РК, в целом по республике, в соответствии с порядком проведения камеральной  проверки налоговой отчетности, утвержденного  Приказом Министра финансов РК от 12.06.2009г. №203.

Порядок автоматического запуска процедур камерального контроля налоговой отчетности за прошлые периоды производится в информационных системах «Электронные формы налоговой отчетности» (ЭФНО) и «Регистрация плательщиков НДС. Прием  и обработка счетов-фактур, выписанных с НДС» (ИС НДС). По налоговой отчетности 2009года будет производиться в  СОНО.

Работники органов налоговой службы обязаны  сохранять тайну сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), полученных в  ходе камерального контроля, и имеют  право предоставлять данную информацию в порядке, установленном Налоговым  кодексом.

Проведение  камерального контроля не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика.

Электронный камеральный контроль проводимый налоговыми органами налоговой отчетности по НДС  и КПН позволяет анализировать  налоговую отчетность по нескольким пунктам проверок и оперативно выявлять ошибки, допускаемые налогоплательщиками  в налоговых отчетностях или  схемы уклонения от уплаты налогов  путем создания фирм однодневок, занижения  объемов реализации, факты выписки  фиктивных счетов – фактур ликвидированными предприятиями, отнесение в зачет  НДС по счетам –фактурам несуществующих налогоплательщиков.

Так, по результатам камерального контроля по НДС и КПН в основном выявляются следующие ошибки:

  • выявление расхождения размера дохода от реализации товаров (работ, услуг) и оборота по реализации, отраженных в декларации по КПН и НДС, за проверяемый налоговый период;
  • выявление налогоплательщиков, завысивших расходы по реализованным товарам (работам, услугам) с указанием РНН условно исключенного из Государственного Реестра налогоплательщиков РК, ликвидированного, несуществующего налогоплательщика и выявление расхождений между данными налоговых отчетностей, представляемых поставщиком и покупателем, за проверяемый налоговый период;
  • выявление несоответствия стоимости поступивших основных средств, отраженных в декларациях с учетом метода отнесения в зачет;
  • выявление несоответствия дохода от реализации товаров (работ, услуг) поставщика с расходами по реестрам счетов- фактур покупателей;
  • выявление налогоплательщиков, завысивших расходы по вознаграждениям, выявление несоответствия дохода с расходами по вознаграждениям, отраженных в декларациях;
  • выявление расхождения между суммами доходов от сдачи в аренду имущества, отраженных в декларации по КПН арендодателем с расходами по арендной плате, отраженных в декларации по КПН арендаторами, за проверяемых налоговый период;
  • выявление налогоплательщиков, занизивших суммы доходов по сомнительным обязательствам, отраженных в декларации по КПН, за проверяемых налоговый период;
  • выявление налогоплательщиков, завысивших расходы по оплате труда и на социальные выплаты, относимых на вычеты, за проверяемых налоговый период;
  • не соответствие регистрационных данных поставщика (РНН, Свидетельство о постановке на учет по НДС);
  • не правильное определения налогового периода;
  • на выявление налогоплательщиков, не представляющих формы налоговой отчетности, но осуществляющих выписку счетов-фактур с НДС;
  • корректность отнесения сумм НДС в зачет;
  • не соответствие форматно-логическому контролю представленной отчетности по НДС и КПН (300.00, 100.00);
  • на корректность выписки счетов- фактур;
  • по выписке счетов-фактур самому себе;
  • на корректность РНН поставщика;
  • на превышение размера оборота по реализации товаров (работ, услуг) над размером минимума оборота по реализации товаров (работ, услуг) не плательщиков НДС с принудительной постановкой на учет в качестве плательщика НДС;
  • на выявление фактов представления налоговой отчетности с нарушением сроков, установленных налоговым законодательством;
  • на выявление налогоплательщиков, не представляющих формы налоговой отчетности и не осуществляющих выписку счетов-фактур с НДС;
  • на выявление представления налоговой отчетности - декларации по НДС без реестра счетов – фактур.

По результатам  камерального контроля, проводимого  в соответствии с пунктом 7 статьи 43 настоящего Кодекса, налоговый орган составляет заключение по форме, установленной уполномоченным органом. При этом датой завершения камерального контроля является дата составления указанного заключения.

Кроме того, осуществление камерального контроля позволяет, помимо выявления ошибок и отбора налогоплательщиков для  проведения проверок, выявить «проблемных» налогоплательщиков, на которых необходимо обратить внимание в ходе плановых или внеплановых проверок .

В случае выявления нарушений по результатам  камерального контроля оформляется  уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Уведомления за нарушения по результатам камерального контроля для самостоятельного устранения не вручаются во время проведении комплексных и тематических проверок, а также при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах  налоговой проверки. Так как эти  нарушения будут учтены в ходе проверки или обжалования.

Вручение  налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления производится лично  под роспись или посредством  почтовой связи.

При этом уведомление, направленное по почте  заказным письмом с уведомлением, считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) - с даты отметки  налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи.

Исполнение  уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 рабочих  дней со дня его вручения (получения).

В случае согласия с указанными в уведомлении  нарушениями налогоплательщик (налоговый  агент) представляет в органы налоговой  службы налоговую отчетность (первоначальную или дополнительную) за период, к  которому относятся выявленные нарушения.

В соответствии с Правилами составления налоговой  отчетности, утвержденными приказом уполномоченного органа, изменения  и дополнения в налоговую отчетность на основании полученных уведомлений  налогоплательщиками вносятся путем  составления дополнительной налоговой  отчетности с отметками ячеек  «Дополнительная» и «По уведомлению» с обязательным заполнением строки «Номер и дата уведомления». При  этом в дополнительной налоговой  отчетности по соответствующим строкам  указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее  представленной налоговой отчетностью.

В случае несогласия с указанными в уведомлении  нарушениями налогоплательщик представляет в органы налоговой службы пояснение  по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе. При  этом налогоплательщик вправе к пояснению, указанному в настоящем пункте, представить  в органы налоговой службы документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой отчетности.

Неисполнение  в установленный срок уведомления  об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных  операций по банковским счетам налогоплательщика  в соответствии со статьей 611 Налогового Кодекса.

С приостановлением расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) налоговые органы проводят налоговое  обследование в соответствии со статьями 558 – 559 Налогового кодекса для подтверждения  фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по юридическому адресу, указанному им в регистрационных  данных ИС ИНИС.

Налогоплательщик, не отреагировавший на уведомление  налогового органа, несет также и  административную ответственность, и  включается в список рекомендованных  к проверке налогоплательщиков, а  также проводятся розыскные мероприятия  и материалы, имеющих признаки лжепредпринимательства передаются в органы финансовой полиции  для принятия процессуальных решений.

При проведении камерального контроля налоговые  органы также осуществляют:

  1. при выявлении неплательщиков НДС, у которых произошло превышение размера оборота над минимумом оборота:
    • не позднее 5-ти рабочих дней со дня выявления направить такому налогоплательщику Уведомление ;
    • - неплательщиком НДС, не позднее 10-ти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота, подается в явочном порядке в налоговые органы по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС;
  2. в случае выявления по результатам камерального контроля налогоплательщика, не представляющего налоговую отчетность по НДС по истечении 6 месяцев после установленного срока ее представления, а также выявления фактического отсутствия плательщика НДС по месту нахождения, снимает таких плательщиков с регистрационного учета по НДС;
  3. в случае выявления органами налоговой службы по результатам камерального контроля нарушений по вопросам определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием, и (или) по сделке (сделкам), совершение которой (которых) признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, внеплановые налоговые проверки по данным вопросам за налоговый период, в котором совершены такие операции и (или) сделка (сделки), не производятся до направления налогоплательщику уведомления об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, и истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 608 Налогового кодекса (30 рабочих дней).

Административные  взыскания применяются согласно части 1 ст.219 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее КоАП РК) за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов налоговой службы.  
Частью 1 статьи 219 КоАП РК невыполнение налогоплательщиком законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц влечет штраф на физических лиц в размере 8, на должностных лиц - в размере 15 месячных расчетных показателей.

Информация о работе Система оценки рисков и последствия камерального контроля