Система ответственности за совершение налоговых правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим вопросам юридической ответственности за налоговые правонарушения в соответствии с принятым Налоговым Кодексом РФ.

Уместно отметить, что именно суровость мер ответственности за нарушения российского налогового законодательства до принятия первой части Налогового Кодекса РФ стала одним из самых серьезных оснований для начала кампании по реформированию всей налоговой системы России в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. …..3

Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности …….. ….4

1.1 Налоговое право в системе российского права ……………… ….4

1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности ………........10


Глава 2. Понятие налоговых правонарушений, ответственность

за их совершение ……………………………………………………………19

2.1 Понятие и виды налоговых правонарушений ……………….. ….19

2.2 Условия привлечения к ответственности ……………………….. .22

2.3 Ответственность банков, как агентов правительственного

контроля ……………………………………………………………… . . . 29

Заключение ………………………………………………………………… . 32

Источники и литература …………. …………………… ………… … … ..33


Приложения

Работа содержит 1 файл

Система ответственности за совершение налоговых правонарушений.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

   Своеобразным  аспектом обоснованности налоговой  ответственности является установление законодателем трехлетнего срока  давности, по истечении которого наказание  утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому истечение сроков давности согласно п.4 ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.

   Соразмерность наказания означает, что размеры  налоговых санкций должны соответствовать  тяжести правонарушений и причиненным ими вредным последствиям, то есть наказание должно соответствовать содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности должна быть адекватна правонарушению.

   Требование  дифференциации ответственности предполагает нормативное установление различных видов ответственности и налоговых санкций за различные налоговые правонарушения. Таким образом, дифференцирование ответственности осуществляется по двум направлениям:

   - установление за те или иные  нарушения налогового законодательства налоговой, административной, уголовной либо дисциплинарной ответственности;

   - нормативное определение разновидности  и масштаба налоговых санкций,  устанавливаемых за тот или  иной состав налогового правонарушения.

   Как видим, дифференциация, и индивидуализация налоговой ответственности различаются, прежде всего, по сфере их применения и субъектному критерию. Требование дифференциации реализуется в сфере правотворчества, оно обращено к законодателю, формулирующему нормативные модели налоговых правонарушений и соответствующие им санкции. Индивидуализация же реализуется на стадии правоприменения судами, налагающими санкции за конкретные налоговые правонарушения.

   Индивидуализация  налоговой ответственности состоит  в учете всех существенных обстоятельств дела при назначении наказания.

   Принцип индивидуализации состоит в том, что при определении наказания  должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Справедливое наказание - это наказание индивидуализированное.

   Важнейшей составляющей принципа справедливости налоговой ответственности является ее неотвратимость. Каждое нераскрытое налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем.

   Требование  гуманизма в литературе иногда называют еще принципом "экономии мер принуждения" или "нерепрессивностью" налоговой ответственности. На необходимость гуманизации сферы государственно-правового принуждения неоднократно обращал внимание КС РФ. Разумеется, степень гуманизации правового регулирования всегда носит конкретно-исторический характер и обусловливается общим материально-духовным уровнем развития общества. "Суровость санкции нормы, хотя и определяется общественной опасностью посягательства, все же ограничена господствующими гуманистическими представлениями общества о возможном и должном наказании".

   Необходимость снисходительного, гуманного отношения  к налоговым правонарушениям  вытекает, на наш взгляд, из самого существа налоговых правоотношений. Речь здесь  идет не о всепрощении, но о понимании  глубинных мотивационных факторов налоговых деликтов. Дело в том, что частная собственность является не просто важнейшей социально-правовой ценностью современной цивилизации, но и древнейшим инстинктом, причем инстинктом врожденным, а не приобретенным в процессе социальной адаптации.

   Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод, что цели налоговой ответственности  выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.

   На  наш взгляд, закрепление в качестве основания освобождения от налоговой ответственности малозначительности деяния целесообразно как по принципиальным соображениям, так и по мотивам бюджетной экономии. Во многих случаях судебные издержки значительно превышают размеры налоговых санкций. Это относится, в частности, к налоговым санкциям, предусмотренным ст.ст.128, 129, 129.1 НК РФ. Да и относительно определенные санкции, выраженные в величинах, кратных сумме неуплаченных налогов, при незначительной недоимке и соответственно незначительном размере санкций теряют свое штрафное назначение.

   Таким образом, взыскание налоговой санкции  должно заставить нарушителя понять, что жить по закону выгоднее. Если уплата штрафных санкций будет означать для последнего резкое снижение доходов или даже перспективу банкротства, налогоплательщик может вовсе отказаться от объекта налогообложения, что не выгодно ни ему, ни государству.

   И, наконец, все принципы налоговой  ответственности взаимосвязаны  и взаимозависимы. Закономерность установление принципов налоговой ответственности обеспечивает правильное практическое применение законодательства о налогах и сборах, способствует стабильной финансовой политики государства, соблюдения прав и имущественных интересов всех субъектов, налоговых отношении. 

 

    Глава 2. Понятие налоговых  правонарушений, ответственность  за их совершение. 

   2.1 Понятие и виды налоговых правонарушений 

   Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

   Общие налоговые правонарушения именуют  также налоговыми правонарушениями налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов.

   Такие налоговые правонарушения направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполнения возложенных на них законодательством функций (например, для налогоплательщиков это неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, а для экспертов, переводчиков уклонение от выполнения экспертиз, перевода и т. д.).

   В настоящее время НК РФ предусмотрено 12 видов налоговых правонарушений этих субъектов:

   нарушение срока постановки на учет в налоговом  органе;

   уклонение от постановки на учет в налоговом  органе;

   нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

   непредставление налоговой декларации;

   грубое  нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

   неуплата  или неполная уплата сумм налога;

   невыполнение  налоговым агентом обязанности  по удержанию и (или) перечислению налогов;

   несоблюдение  порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

   непредставление налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля;

   неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный  отказ свидетеля от дачи показаний  или дача заведомо ложных показаний;  

   отказ эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного  перевода;

   неправомерное несообщение сведений налоговому органу.  

   Специальные налоговые правонарушения именуют иначе налоговыми правонарушениями банков.

   Банки (кредитные организации) - особые субъекты налогового

   правонарушения. С одной стороны, кредитные организации - такие же налогоплательщики, как  и другие юридические лица. С другой стороны, кредитные организации участвуют в системе национального хозяйства страны в роли финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами. Поэтому НК РФ возлагает на них (кроме общих для всех налогоплательщиков обязанностей по уплате законно установлен­ных налогов) специальные обязанности:

   открывать клиентам банковский счет только после  предъявления ими свидетельства  о постановке на налоговый учет;

   в срок исполнять поручения своих  клиентов (налогоплательщиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;

   по  решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика  или налогового агента);

   в течение одного операционного дня  исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем счете) клиента банка - недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая пеню).  

   Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена  отдельно и закреплена в гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".

   Предусмотрено пять видов налоговых правонарушений этих субъектов:

   нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

   нарушение срока исполнения поручения о  перечислении налога или сбора;

   неисполнение  банком решения налогового органа о  приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента;

   неисполнение  банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

   непредставление налоговым органам сведений о  финансово хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

 

    2.2 Условия привлечения  к ответственности

    

     Для классификации налогового  правонарушения в РФ, кроме факта  нарушения законодательства, необходимо доказать виновность налогоплательщика в совершении противоправного деяния, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии. Важно отметить, что по НК РФ признания состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика недостаточно для привлечения его к ответственности, поскольку дополнительно должен быть соблюден целый ряд условий.

   Ответственность за совершение налогового правонарушения

 

       Законодательство устанавливает,  что в случае, предусмотренном НК, ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. При этом физическое лицо, согласно статье 107 НК РФ, может быть привлечено к налоговой ответственности лишь с шестнадцатилетнего возраста. Касательно выводов налоговых органов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений, надлежит отметить следующие моменты:

  • В отношении правонарушений, выявленных по результатам выездной налоговой проверки, выводы и решения налоговых (таможенных) органов могут считаться окончательными только при согласии привлекаемого к ответственности лица с выводами проверяющих и его желании добровольно уплатить сумму штрафных санкций. В противном случае проводящие проверку органы обязаны обратиться в суд.
  • Нарушения налогового законодательства, совершаемые банками, «не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве своего рода «агентов правительства», через которые производятся платежи в бюджет или внебюджетные фонды…выделены в специальную категорию нарушений и выведены в отдельную главу»

      

       Юридически небесспорной является  норма привлечения к ответственности  физических лиц с шестнадцатилетнего  возраста, поскольку УК РФ допускает  привлечение граждан к уголовной ответственности с 14 лет. Это открывает возможность проведения противоправных операций по уклонению от уплаты налогов через несовершеннолетних граждан. 

   Общие условия привлечения  к ответственности  за совершение налогового правонарушения. 

       В статье 108 НК РФ устанавливаются следующие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Информация о работе Система ответственности за совершение налоговых правонарушений