Социально-экономическая сущность налогообложения физических лиц в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:56, реферат

Описание работы

Выявление социальных аспектов и функций налоговой системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических и правоведческих. Налоговая система является объектом исследования не только экономики, но и социологии, так как субъектами любых налоговых правоотношений (прямо или косвенно) является население страны.

Содержание

Введение. 3
Социально-экономический аспект налогообложения физических лиц 4
Пути совершенствования налоговой системы 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 133.00 Кб (Скачать)
="justify">       Вот почему требуется точечная поддержка  не только малообеспеченных граждан, но и тех, кто относится к переходному  слою. Обеспечить ее может лишь государство, проводя глубоко продуманную  социальную политику. Задача двуединая - способствовать более быстрому росту среднего класса и минимизировать возможность сползания неустойчивых домохозяйств в бедность.

       Справедливо отметить тот факт, что государство, понимая серьезность проблемы, активно  наращивает темпы жилищного строительства. Так, например, по данным Росстата, в январе - сентябре 2007 г. введено в эксплуатацию 375,9 тыс. квартир общей площадью 34 млн кв. м, или 131,3% к соответствующему периоду предыдущего года (для сравнения: в январе - сентябре 2006 г. темп роста жилищного строительства к аналогичному периоду 2005 г. составлял лишь 111,6%).[16]

       Среди субъектов РФ наибольшие объемы жилищного  строительства достигнуты в Московской области, где введено 11% от сданной  в эксплуатацию общей площади  жилья по России в целом, Москве - 10,5%, Краснодарском крае - 7,6%, Республике Татарстан - 4,2%, Санкт-Петербурге - 4,1%, Республике Башкортостан - 3,8%, Ростовской области - 3,5%, Тюменской области - 2,9%. Суммарный объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах РФ составил 47,6%.[14]

       Однако  не стоит забывать, что социальная функция налога проявляется через  механизм предоставления налоговых  льгот и установления налоговых  ставок, а регулирующая - в возможности  регулирования инвестиционной деятельности и предпринимательской активности физических лиц.

       Важнейшим принципом налогообложения доходов  физических лиц является справедливость. Принцип справедливости в налогообложении  означает равномерность налогового бремени, которая достигается путем  предоставления льгот определенным группам физических лиц с учетом их фактической платежеспособности.

       Поэтому социальная значимость существующих имущественных  вычетов по сравнению с остальными (стандартными, социальными) выглядит достаточно проблематично. Имущественный  налоговый вычет, предоставляемый  по факту приобретения жилья, в основе своей лишен какой-либо социальной направленности, так как противоречит требованию справедливости налогообложения.

       На  практике вычет можно назвать  вычетом для богатых: чем больше доход, тем проще приобрести жилье  и тем больше сумма возврата, которую можно получить.

       Ипотечное кредитование также рассчитано на достаточно обеспеченные слои населения. При действующих  процентных ставках получить ипотечный  кредит может лишь гражданин с  ежемесячной средней заработной платой (без налога) не менее 30 000 руб. По причине отсутствия таких средств большая часть населения со средним достатком (и особенно молодое поколение) не может самостоятельно решить жилищные проблемы. Их надежды только на государственное социальное жилье.

       Таким образом, при налогообложении доходов физических лиц необходимо вернуть льготам на приобретение жилья (имущественным вычетам) их социальную направленность, а именно:

       - ввести ограничение по сумме  совокупного дохода для предоставления  вычета. Так, нет основания оказывать материальную помощь в виде имущественного вычета физическим лицам, которые могут получить возврат налога за 1 год в размере 130 тыс. руб., т.е. годовой доход которых более 1 млн руб.;

       - предоставлять имущественный вычет  на основании заключенного договора участия в долевом строительстве жилья на сумму фактически произведенных расходов, причем начиная с того налогового периода, в котором заключен соответствующий договор, т.е. не откладывая предоставление вычета до момента сдачи строительного объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности. Единственное условие - внесение первого взноса. Это позволит стимулировать участие всех слоев населения в долевом строительстве собственного жилья;

       - в целях поддержания системы  ипотечного кредитования предоставлять имущественный вычет также на суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за весь период оплаты процентов. Это позволит заинтересовать все слои населения (особенно средний и переходный) в инвестировании средств на решение жилищной проблемы как своей, так и подрастающего поколения.

       Важным  представляется и постепенное увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц. На сегодняшний день предусмотрено увеличение имущественного вычета до 2 000 000 руб.

       По  расчетам М. Е. Антоновой, исполняющей  обязанности начальника Управления имущественного страхования ОАО  «РАСО», на сегодняшний день имущественный налоговый вычет исходя из реально складывающихся цен на жилье должен составить не менее 4 500 000 руб.[15]

       Рассматривая  вопрос о налоговом механизме  решения социальных проблем, важно  сегодня затронуть и аспект, связанный  с возможной отменой льготной ставки налога на добавленную стоимость в 10% по ряду товаров детского ассортимента и первой необходимости. Сейчас высказываются часто в том смысле, что для создания конкурентных преимуществ нашей экономики и привлечения зарубежного бизнеса в нашу страну необходимо уменьшить ставку по налогу на добавленную стоимость с 18% до 12%. При этом указанную льготную ставку по данному налогу на социально значимые товары часто предлагают отменить. Во-первых, для упрощения расчета налога на добавленную стоимость. Во-вторых, для компенсации выпадающих доходов бюджета при снижении базовой ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 12%.

       По  указанной льготной ставке, как известно, отчисления по данному налогу производят предприятия пищевой и легкой промышленности, выпускающие социально значимые товары. Понятно, что в первую очередь единый уровень налога на добавленную стоимость в 12%, если бы он был установлен, при отмене одновременно льготной ставки негативно отразился бы именно на этих предприятиях. Увеличение их отчислений в казну может привести к росту цен на соответствующие виды продовольствия и услуг, что скажется прежде всего на повышении потребительских расходов наиболее социально уязвимых слоев населения.

       Очевидно, что нежелательно с позиции социальной защиты населения отменять существующую льготную ставку по налогу на добавленную стоимость. К тому же, как представляется, ощутимо резкое снижение базовой ставки на этот налог с 18% до 12% вряд ли приведет к такому стимулированию роста инвестиций и выходу экономики из тени, что позволило бы покрыть выпадающие при указанном снижении ставки доходы бюджета.

 

       Пути  совершенствования  налоговой системы 

       Сегодня в проводимой в нашей стране налоговой  политике в ущерб экономическому и социальному развитию остаются в силе две основные тенденции налогообложения: концентрация налоговых сборов в сфере материального производства и несправедливое распределение общего налогового бремени между получателями низких и высоких доходов. В этом отношении налоговые органы Российской Федерации заметно отходят от западной модели налогообложения, которая носит ярко выраженный социальный характер и сохраняет акцент на повышенном обложении "незаработанных" и "непроизводственных" доходов.

       Опираясь  на мировой опыт и принимая во внимание практику налогово-бюджетной политики последних лет в России, можно сделать вывод, что без крутого и решительного поворота в реальном распределении налогового бремени между плательщиками в сфере производства и распределения вновь произведенной стоимости (не ограничиваясь просто снижением налоговых ставок некоторых налогов) у страны нет шансов выстоять в конкурентной борьбе на мировом рынке.

       Наша  налоговая система не отвечает современным  требованиям. Сегодня она выполняет  лишь фискальную функцию. И то неудовлетворительно: значительная часть экономики находится в "тени". И совсем неудовлетворительно российская налоговая система выполняет распределительную, стимулирующую и социальную функции: не способствует росту производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения.

       Тяжесть налогового бремени для разных экономических  агентов в нашей стране существенно  различается, что нельзя признать справедливым и целесообразным.

       Оценим  налоговую нагрузку на типовых налогоплательщиков: наемных работников, мелких розничных торговцев, рантье, крупных предпринимателей ("олигархов").

       Заработная  плата наемного работника "отягощается" тремя видами налогов: НДФЛ - ставка 13%, единый социальный налог - ставка для  заработков в низшей категории - 26% и  НДС - 18%. Итого все отчисления и начисления на заработную плату составляют примерно две трети от суммы заработка.

       Поскольку речь идет о людях, живущих "на зарплату", вполне резонно предположить, что  свои доходы они тратят на приобретение предметов потребления. Тогда они  еще раз облагаются НДС (по ставкам 10% или 18%), и если они приобретают подакцизные товары (спиртные напитки, табак, пиво, и т.д.) и предметы импорта, то нужно прибавить еще акцизы и таможенные пошлины.

       Кроме того, если работник имеет какое-либо облагаемое налогом имущество, то он будет платить еще за автомобиль, квартиру, дачу и т.п.

       По  самым осторожным подсчетам, суммы  собираемых государством налогов и  суммы полученных на руки заработанных доходов примерно равны. Получается, что половину времени наемный  работник работает на государство, а половину - на себя.

       Другой  экономический агент - мелкий розничный  торговец, который живет на перепродаже  купленных на оптовом рынке товаров. Поскольку у него нет необходимости  приобретать производственные активы (кроме, возможно, автомобиля) и держать штат легальных работников, то он не платит налоги на имущество и налоги (со всеми начислениями) с выплачиваемой заработной платы.

       Если  такой торговец удерживает свой годовой  оборот в пределах 15 млн руб. (что  не сложно, поскольку с ростом оборотов он имеет возможность делить свой бизнес с другими членами семьи, использовать подставных лиц и т.п.), то он может применять так называемую упрощенную систему налогообложения, при которой он должен платить либо 6% с оборота, либо 15% с чистого дохода. При этом официальные налогооблагаемые обороты и доходы существенно снижаются при продаже неучтенных контрафакта и контрабанды, доля которых может быть достаточно велика.

       К тому же при применении упрощенной системы торговец освобождается  от всех обязанностей не только по уплате других налогов (налога на прибыль, социального налога, налога на имущество и НДС), но и от ведения отчетности, представления деклараций и т.п.

       Третий  случай - рантье, выгодно вложивший  свои капиталы и живущий на доходы от них. Если он держит все свои деньги на банковских счетах и норма получаемых им процентов не превышает уровни, установленные Центральным банком РФ (в последние годы - 9 - 11%), то налогов он не платит вообще.

       Если  же он держит свои капиталы в ценных бумагах, то он должен платить только налог на дивиденды в размере 9%.

       Если  же собственник капиталов ведет  более активные операции - на фондовой бирже, на валютном рынке, с объектами  недвижимости, то его доход облагается налогом по ставке в 13% (и только по чистому доходу, т.е. исключая все убытки от неудачных операций и сделок).

       Для сравнения: учредитель компании, вложивший  в дело свои капиталы и рискующий  ими, с получаемой им прибыли должен заплатить 24% налога на прибыль (а также  НДС) либо 6% (15%) при упрощенной системе налогообложения.

       И наконец, четвертый случай: крупный  предприниматель, получивший предприятие  в порядке реализации приватизационных схем и миновавший этап накопления заработанных доходов (или прибылей), с которых все остальные граждане уплачивали полную сумму соответствующих налогов.

       Чтобы положить "живые деньги" в свой карман, он может разными способами  перевести средства в банки какого-либо офшорного центра, где с него не удержат никаких налогов. Если он предпочтет получать свои доходы в  виде дивидендов, то должен будет заплатить налог на дивиденды 9%. А если этот олигарх организует получение таких дивидендов на счет своей фирмы в другой стране, то можно найти варианты, когда размер удерживаемого в России налога не превысит 5% (такая возможность существует, например, для переводов на Кипр, в Германию, Италию, Финляндию и т.д.).

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогообложения физических лиц в России