Социально-экономическое значение налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Налог на имущество является существенным компонентом многих систем налогообложения. Подобный налог отвечает многим принципам налогообложения, таким как достаточность (даже при относительно низких ставках этот налог способен принести достаточно доходов), стабильность, равенство (благосостояние в виде имущества отражает способность платить, а стоимостью имущества измеряются услуги, оказываемые по имуществу), эффективность администрирования (от уплаты этого налога трудно уйти, он налагается на имущество, которое в другом случае можно было бы не заметить). Во многих странах мира налог на имущество является основным источником дохода для органов местного самоуправления.

Содержание

Социально-экономическое значение налога на имущество физических лиц...3
Элементы налога на имущество физических лиц……………………………....4
Льготы по налогу на имущество физических лиц………………………………6
Особенности налога на имущество физических лиц…………………………...8
Перспективы реформирования налога на имущество физических лиц……...10
Задача№1…………………………………………………………………………12
Задача №2………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

.

Содержание: 
 
 

Социально-экономическое  значение налога на имущество физических лиц...3

Элементы  налога на имущество физических лиц……………………………....4

Льготы  по налогу на имущество физических лиц………………………………6

Особенности налога на имущество физических лиц…………………………...8

Перспективы реформирования налога на имущество физических лиц……...10

Задача№1…………………………………………………………………………12

Задача №2………………………………………………………………………...14

Список используемой литературы……………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Социально-экономическое  значение налога на имущество физических лиц.

   Налог на имущество является  существенным компонентом многих  систем налогообложения. Подобный  налог отвечает многим принципам  налогообложения, таким как достаточность  (даже при относительно низких ставках этот налог способен принести достаточно доходов), стабильность, равенство (благосостояние в виде имущества отражает способность платить, а стоимостью имущества измеряются услуги, оказываемые по имуществу), эффективность администрирования (от уплаты этого налога трудно уйти, он налагается на имущество, которое в другом случае можно было бы не заметить). Во многих странах мира налог на имущество является основным источником дохода для органов местного самоуправления.

      В  соответствии с Налоговым кодексом Российской  Федерации часть 1, к так называемым поимущественным налогам относятся налоги, устанавливаемые на различных уровнях, из них:

   -   федеральные  налоги - налоги, служащие  источником  образования   дорожных  фондов   (налог   с   владельцев транспортных  средств) и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

-    местные  налоги  - налоги на имущество  физических  лиц и земельный       налог.

         Налог на имущество физических  лиц – вид прямого налога, относящийся к местным налогам. 
 
 
 
 
 
 

     Элементы  налога на имущество  физических лиц

     Плательщиками налогов на имущество  физических лиц (далее – налоги) признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

     Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

     Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. 
 

     Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

     Налог уплачивается с указанного имущества  независимо от того, эксплуатируется данное имущество или нет.

     Налог исчисляется налоговым органом  по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения, при этом выписывается платежное поручение и вручается плательщику налога. 
 

     Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

     Инвентаризационная  стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

     Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. 
 

     Ставки  налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в следующих пределах:

№п/п Стоимость имущества Ставка налога
1 До 300 000 рублей (включительно) До 0,1 процента
2 От 300 000рублей до 500 000 рублей         (включительно)   От 0,1 до 0,3 процента
3 Свыше 500 000 рублей От 0,3 до 2,0 процента
 

     Налоги  зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта  налогообложения. 

Льготы по налогу на имущество физических лиц

   От уплаты налогов на все виды имущества, освобождаются следующие категории граждан:  
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней; 
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; 
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан. 
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; 
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более ; 
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; 
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; 
- лица, пострадавшие от радиационных воздействий. 
     Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: 
- пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации ; 
- гражданами, уволенными с военной службы или призывающимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия; 
- родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; 
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования ; 
- собственниками жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан ; 
- судьями, работниками аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, и проживающими с ними членами их семей в размере 50 процентов.

  
 
 

Особенности налога на имущество  физических лиц

   Исчисление налогов производится налоговыми органами. 
 Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. 
 Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. 
 За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. 
 За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях. 
 Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. 
 Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно. 
 По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. 
 За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. 
 В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. 
 При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности . 
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. 
 В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

   В соответствии  с п.9 Закона №2003-1 уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября следующего за годом, за который исчислен налог. При этом налоговое уведомление об уплате налога вручается плательщикам налоговым органом в порядке и сроки, установленным НК РФ, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа. 
 Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. 
    Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года. 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перспективы реформирования налога на имущество физических лиц

  Несмотря на объективно высокую стоимость недвижимости, в частности квартир и жилых домов, налог на имущество физических лиц в современных условиях стремительно теряет способность аккумулировать соответствующий объем доходов в местных бюджетах и в преобладающем числе случаев даже не покрывает административные расходы на организацию его взимания. В связи с этим Минфин РФ планирует усилить фискальное значение этого налога. По мнению финансового, ведомства, обеспечить уверенный рост доходов от налога на имущество физических лиц, возможно, было бы путем сокращения налоговых льгот с одновременным переходом к исчислению налоговой базы на основе рыночных цен на недвижимость. При этом как один из вариантов стабилизации социальной составляющей налоговых изменений предлагается установить пониженную ставку налога для подавляющего числа граждан и зафиксировать высокий необлагаемый минимум стоимости имущества в размере 300 – 500 тыс. рублей. 
   Подтверждая в своих комментариях крайне незначительную фискальную долю налога на имущество физических лиц в бюджете, Минэкономразвития России подготовило свой вариант реформирования системы имущественных налогов. В рамках проводимой налоговой реформы главное экономическое ведомство предлагает внести определенные изменения в механизм расчета налога на имущество физических лиц, смысл которых заключается в исчислении базы этого налога с учетом сложившихся рыночных цен на жилую недвижимость. При этом предлагается установить пропорциональную налоговую ставку 0,1% в едином размере для всех категорий налогоплательщиков. 
Подводя итог предлагаемым изменениям, следует отметить, что в качестве основной цели модификации механизма исчисления налога на имущество физических лиц поставлено увеличение доли этого налога в структуре налоговых доходов бюджета. Так как доходы, получаемые в виде налога на имущество физических лиц, не покрывают расходы, направляемые на организацию его взимания, предлагается увеличить общий уровень обременительного эффекта этого налога путем использования при его расчете рыночных цен на недвижимость и отмены части налоговых льгот.            При этом планируются меры по дифференциации обременительного эффекта в виде пониженной налоговой ставки для отдельных категорий объектов налога и необлагаемого минимума стоимости имущества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социально-экономическое значение налога