Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Работа содержит 1 файл

к.р. налоги4 (Автосохраненный).docx

— 525.47 Кб (Скачать)

4.2. Состав, структура, функции, права и  обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении  эффективного функционирования налоговой  системы РФ отводится налоговым  органам, к которым в соответствии с действующим законодательством  относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения  по всей территории государства.

Система налоговых органов  в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным  делением, принятым в РФ, и состоит  из трех звеньев. Каждый уровень системы  и ее составляющие имеют свои функции  и специфику. Структура налоговых  органов представлена на схеме.

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС  России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов и иных обязательных платежей;

за производством и  оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

за соблюдением валютного  законодательства в пределах компетенции  налоговых органов;

за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим:

государственную регистрацию  юридических лиц, физических лиц  в качестве индивидуальных предпринимателей;

представление в делах  о банкротстве и процедурах банкротства  требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в  ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется  в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми  актами Минфина России, а также  Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов  утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в  вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

 

 Особенностью реформирования  структуры налоговых органов  является создание межрегиональных  и межрайонных инспекций. В  отличие от традиционных инспекций,  осуществляющих контроль в зависимости  от территориальной принадлежности  налогоплательщика, межрегиональные  и межрайонные инспекции строят  свою работу исходя из категории  налогоплательщика и его отраслевой  принадлежности.

Межрегиональные инспекции  по федеральным округам занимают промежуточное положение между  федеральной налоговой службой  и территориальными управлениями ФНС  России.

Межрегиональные инспекции  ФНС России по федеральным округам  созданы:

 для осуществления  взаимодействия с полномочными  представителями Президента РФ  в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;

для контроля за соблюдением  законодательства РФ о налогах и  сборах на территории соответствующего федерального округа;

для проведения налоговых  проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных  инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти  и нефтепродуктов;

разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;

производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья  алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

электроэнергетика, в том  числе производство, передача, распределение  и реализация электрической и  тепловой энергии;

производство и реализация продукции металлургической промышленности;

 оказание транспортных  услуг; 

 оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов  РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;

обеспечивают поступление  налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает  руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций  Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;

инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими  налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов  в соответствии со ст. 31 НК РФ:

• требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);

проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество  налогоплательщиков в порядке, предусмотренном  НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления  налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих  о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда  имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);

осматривать (обследовать) любые  используемые налогоплательщиком для  извлечения дохода либо связанные с  содержанием объектов налогообложения  независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным  путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также  данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным  путем в случаях отказа налогоплательщика  допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений  и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных  с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более  двух месяцев налоговому органу необходимых  для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налого-

обложения или ведения  учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности  исчислить налоги);

взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц  недоимки по налогам и сборам, а  также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции  взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных  поручений налогоплательщиков (это  требование реализуется в порядке  контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в  соответствующий бюджет);

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов  и переводчиков (порядок привлечения  для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);

заявлять ходатайства  об аннулировании или приостановлении  действия выданных юридическим и  физическим лицам лицензий на право  осуществления определенных видов  деятельности (данное право реализуется  в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно  квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);

предъявлять в суды общей  юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный  суд).

Обязанности налоговых органов  в соответствии со ст. 32 НКРФ:

соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная  обязанность налоговых органов  и их должностных лиц (законодательством  предусмотрено, что при нарушении  закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные  их неправомерными действиями);

осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и  нормативными актами);

вести в установленном  порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета  налогоплательщика и т.д.;

проводить разъяснительную  работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных  правовых актов, бесплатно информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах, представлять формы  установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения  о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь  в виду, что налоговый орган  обязан ответить на запрос налогоплательщика  в течение 30 дней);

осуществлять возврат  или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);

соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает  с момента постановки налогоплательщика  на налоговый учет и заключается  в том, что налоговый орган  обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его  учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы. Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают  налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими  федеральными законами, а также с  учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы  Российской Федерации существенно  различаются, в том числе в  отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все  обязанности должностных лиц  налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

Характеристика

 Налог. органы РФ  явл. пост. действ. контрольно-проверочным  гос-м органом испол. власти, надел.  особым комплексом полномочий  для решения гос-х задач в  сфере н/о.

 Налоговые органы составляют  единую централизованную систему  контроля за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты (перечисления) в бюджетную  систему Российской Федерации  налогов и сборов, а в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты (перечисления) в бюджетную  систему Российской Федерации  иных обязательных платежей.

 Федеральная налоговая  служба находится в ведении  Министерства финансов Российской, является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, кроме указанных выше функций  осуществляют: государственную регистрацию  юридических лиц, физических лиц  в качестве индивидуальных предпринимателей  и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в  делах о банкротстве и в  процедурах банкротства требований  об уплате обязательных платежей  и требований Российской Федерации  по денежным обязательствам.

Налоговые органы РФ, принципы их построения

Налоговые органы Российской Федерации  представляют собой единую систему  контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных  законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением  валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Информация о работе Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов