Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе­мы налогообложения, для ограниченных категорий нало­гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент­ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли­чество других налогов и сборов, заменить которые еди­ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз­можно.

Содержание

1.Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса
2.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
3.Упрощенная система налогообложения
4.Система налогообложение в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности
5.Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 506.50 Кб (Скачать)


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Специальные налоговые режимы»

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса

2.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

3.Упрощенная система налогообложения

4.Система налогообложение в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности

5.Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса

 

В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный нало­говый режим".

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе­мы налогообложения, для ограниченных категорий нало­гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент­ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли­чество других налогов и сборов, заменить которые еди­ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз­можно.

Специальный на­логовый режим, по сравнению с общим режимом нало­гообложения, можно рассматривать в качестве особого ме­ханизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].

Специальный налоговый ре­жим следует рассматривать с двух методологических по­зиций: как организационно-финансовую категорию уп­равления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специ­альный налоговый режим также имеет две субстанции:

- с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;

- с другой стороны, — это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым про­цессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную сущность специального на­логового режима составляют налоговые отношения, сле­дует определиться в таком вопросе, как функции нало­гов. Наиболее общепризнанными в научной среде счи­таются две функции налогов: фискальная и регулирую­щая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют ре­гулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная систе­ма налогов, определяющих особенности, индивидуаль­ность и общность специальных налоговых режимов.

Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограничен­ного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продук­ции, служащей основанием для перевода на специаль­ный налоговый режим, а также в силу особой значимо­сти, специфики и строго целевой направленности на­логов.

К такого рода налоговым платежам следует отне­сти следующие:

- налоги, взимаемые субъектами в качестве налого­вых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);

- акцизы на отдельные виды товаров;

- государственная пошлина;

- таможенные платежи;

- взносы (платежи) на обязательное государствен­ное пенсионное страхование;

- лицензионные и регистрационные сборы;

- налоги, уплачиваемые физическими лицами с лич­ного или иного имущества, не связанного с производ­ством и реализацией базовой продукции;

- экологические налоги;

- другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.

Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации про­дукции и прибыли или доходов от деятельности, не свя­занной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических на­логовых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.

Та­кие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с пла­тельщиков единого налога. В противном случае, пропа­дает экономический смысл введения специального на­логового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и ре­гулирующей отдачи[28, c. 51]..  

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых  требований лежат известные общие принципы налого­обложения — справедливости, эффективности, нейт­ральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточ­но четко реализуются в специальных налоговых режи­мах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налого­вые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, на­правленных на создание условий для минимизации на­логов, зачастую, в нарушение принципов налогообло­жения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принци­пов через единый налог в той или иной форме. Он мо­жет предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого эконо­мического и фискального эффекта.

Налоговое регулирование в форме специального на­логового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообло­жения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реаль­ного снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.  

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложе­ния единым налогом. Объект обложения единым нало­гом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улуч­шение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

Однако на практике такой ре­гулирующий подход не всегда применим в связи со спе­цификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды пред­принимательской деятельности.

Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы до­ход малого предприятия или натуральный объем про­изведенного продукта другого налогоплательщика.

С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специ­альный налоговый режим» и соответствующие им гла­вы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):

1.      Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" – с 1.01.2002 г.

2.      Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения"  -  с 1.01.2003 г.

3.      Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налого на вмененный доход для отдельных видов деятельности"  - с 1.01.2003 г.

4.      Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" -  с 1.01.2004 г.          

Единый сельскохозяйственный налог и Упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.

 

2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

 

Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается гл. 26.1 НК РФ (с 1 января 2004 г. глава действует в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ «О внесении изме­нений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»).

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном гл. 26.1 НК РФ порядке.

 

 

 

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;

3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

 

Порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения

 

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении НДС вычету не подлежат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Упрощенная система налогообложения

 

Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется на основании гл. 26.2 части второй НК РФ, введенной с 1 января 2003 г. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Приказом МНС РФ от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 утверждены формы документов, рекомендуемые для применения организациями и индивидуальными предпринимателями УСН.

 

Общая характеристика УСН

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признают налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Информация о работе Специальные налоговые режимы