Способы и методы взимания налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:23, доклад

Описание работы

В любом современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Вообще, налогами можно считать платежи, которые уплачивают юридические и физические лица в обязательном порядке в доход своего государства. Хоть и платить их вынуждены все, однако не каждый получает от этого отдачу. Но в то же время уже сложно представить нашу жизнь без налогов – ведь именно с помощью них государство воздействует на многие процессы нашей жизни.

Содержание

Введение 3
Методы взимания налогов 4
Анализ действующей налоговой системы 7
Пути совершенствования налоговой системы РФ 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.27 Кб (Скачать)

 

Оглавление 

 

Введение 3

Методы взимания налогов 4

Анализ действующей  налоговой системы 7

Пути совершенствования  налоговой системы РФ 8

Заключение 11

Список использованной литературы 12

 

Введение

В любом  современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Вообще, налогами можно считать платежи, которые уплачивают юридические  и физические лица в обязательном порядке в доход своего государства. Хоть и платить их вынуждены все, однако не каждый получает от этого отдачу. Но в то же время уже сложно представить нашу жизнь без налогов – ведь именно с помощью них государство воздействует на многие процессы нашей жизни. Например, помощь или наоборот, сдерживание определенной деятельности, воздействие на активность предпринимателей, регулировка денег в обращении и т.д. И хотя многие спорят о неважности налогов, хочется отметить, что мы уже не можем представить свою жизнь без них.

Что касается общих принципов построения налоговой системы, самих налогов, сборов, а также пошлин и других обязательных платежей, то они определены Законом РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации». В России налоговая система основана на базе, которая включает в себя законодательные акты государства. В них прописаны конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определены элементы налога. К ним можно отнести:

а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, которое по закону обязано выплачивать налог (однако зачастую налоговое бремя перекладывается на другое лицо или носителя налога);

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог   (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т д.).

 

 

 

 

 

 

 

Методы  взимания налогов

Исходя  из самого определения, то методы взимания налогов – это некая совокупность правил, которая в состоянии определять последовательность действий по взиманию налогов от момента исчисления налога до его уплаты.

Однако  перед тем как начать непосредственное освещение выбранной темы, хочется  внести некие базовые знания согласно классификации налогов в России.

  1. По уровню бюджета, в который поступают  налоги – это федеральные, региональные, местные;
  2. По способу взимания – прямые и косвенные;
  3. По целевой направленности ведения – абстрактные (формируют доходную часть бюджета), целевые (направляются на целевые мероприятия государства);
  4. По субъектам плательщика – налоги с юридических лиц, с физических лиц и смешанные налоги;
  5. По объектам обложения – налоги с прибыли, налог с имущества, налог с выручки от реализации товаров и услуг, с фонда оплаты труда, платежи за пользование природными ресурсами и прочие налоги;
  6. По сроку уплаты – срочные (уплачиваются к установленному сроку) и периодично-календарные (ежемесячные, ежеквартальные, годовые);
  7. По порядку ведения – общетерриториальные (на всей территории РФ) и факультативные (находятся в ведении субъектов федерации);
  8. По методу исчисления – регрессивные (чем выше доход плательщика, тем ниже ставка налога), пропорциональные (ставка растет пропорционально доходу), твердые (уплата в абсолютном размере, как пример – акциз с алкогольной продукции) и кратные МРОТ1 (такие как гос.пошлина, налог на наследство).

 

Сам подсчет налога может быть произведен тремя способами:

  1. Самим налогоплательщиком (так налог на прибыль предприятий считает само предприятие на основе своей отчетности);
  2. Налоговым органом (так налог на имущество физических лиц подготавливают сами работники налоговых органов – собирают необходимые сведения, составляют извещения);
  3. Третьим лицом (к примеру, неким сборщиком налога или фискальным агентом).

Кроме того существует несколько способов исчисления налогов – это некумулятивная (обложение налоговой базы по частям), кумулятивная (подсчет налогов нарастающим  итогом) системы и сочетание этих двух способов. Что касается некумулятивного  способа, то здесь каждый так называемый «доход» облагается отдельно без  учета ранее полученных значений суммы. Второй способ наоборот позволяет  определить сумму дохода, а также  общую сумму льгот на выбранную  дату. Сравнивая эти два способа, можно отметить, что первый способ довольно прост в ведении учета, однако из-за возникающего пересчета  в конце налогового периода нарушается некая равномерность поступлений  средств в бюджет. Кумулятивный же способ не требует точного учета источников выплат доходов, поэтому часто удобен на налогоплательщиков, которые имеют доход из одного источника. Последний способ, который является комбинацией первых двух, зачастую используется в том случае, когда налогоплательщик получает доход из нескольких источников и, к тому же, не имеет возможности регулярного подсчета доходов.

Все вышеперечисленные налоги взимаются  различными способами. Всего существует 6 способов взимания налогов:

  1. Кадастровый
  2. Изъятие налога до или в сам момент получения дохода владельцем (так называемый, «у источника»)
  3. Изъятие налога после получения владельцем дохода (по декларации)
  4. Изъятие налога в момент расходования средств
  5. Изъятие налога в процессе потребления и использования имущества
  6. Административный

О каждом из перечисленных способов имеет  место сделать пояснение. Итак, исходя из своего названия, первый способ предполагает использование кадастра – систематизированная опись, в котором регистрируются все объекты, подлежащие налогообложению. Исходя из этих объектов, выделяют домовой, земельный, имущественный и другие кадастры. Хотя на первый взгляд этот способ довольно прост, тем не менее, он требует немалых расходов от государства на регулярное составление кадастров, из-за чего зачастую применяется довольно редко. Момент уплаты налога здесь никак не связан с моментом его получения. Так, например, земельный налог выплачивается двумя равными долями – 15 сентября и 15 ноября текущего года2.

Изъятие налога у источника подразумевает собой то, что плательщик получает часть дохода за вычетом налога, который к этому времени уже рассчитан и удержан бухгалтерией предприятия. Стандартный пример – подоходный налог. Иначе говоря, налог удерживается до выплаты налога, а перечисляется в бюджет в день получения наличных в банке для выплаты заработной платы – так называемый, безналичный способ. Основным преимуществом данного способа является неуклоняемость налогоплательщика от выплат, так как человек, ответственный за своевременность удержания или перевода налога, чаще всего главный бухгалтер, несет за это уголовную ответственность.

Уплата  налога по декларации предполагает, что налогоплательщик должен предоставить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. В декларации указаны доходы, расходы, их источники, льготы и т.д., на основе чего налоги рассчитываются и плательщик извещается об их уплате. Однако чаще всего декларация подается только для того, чтобы зафиксировать размер налога, который плательщик подсчитал самостоятельно. Так, например, расчет налога на прибыль предприятий и организаций – плательщики предоставляют налоговым органам свои балансы и расчеты суммы налога. Эта сумма вносится ими же в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным3. Если же проверка покажет, что сумма налога была занижена, то уплата недостатка должна быть произведена в пятидневный срок со дня сообщения об этом. Зачастую устанавливается обязательство выплаты промежуточных взносов налога, чтобы приблизить момент уплаты налога к моменту получения дохода. Исходя из этой схемы, логично заметить, что налогоплательщику выгоднее предположить меньший доход, чем тот, что получится в действительности. Так он сохраняет деньги в обороте, получая еще и дополнительный доход.

Четвертый способ взимания налога – в момент расходования доходов – чаще используется в косвенном налогообложении, то есть когда налог включен в  цену товара, работы или услуги. Таким  образом, конечный потребитель выплачивает  его в момент приобретения товаров. Считается, что это один из самых  эффективных способов взимания налога.

Уплата  налога в процессе потребления или  использования имущества (может  быть как движимое, так и недвижимое) имеет место быть, когда происходит уплата из дохода налогоплательщика, обычно ежегодно и в установленном порядке. Примером можно выделить налог с  владельцев автотранспортных средств. И последний, шестой способ – административный – предполагает, что налоговые органы сами определяют вероятный размер ожидаемого дохода, на основе чего вычисляют подлежащий к уплате налог (как часть этого дохода). Как пример можно привести налог на вмененный доход предприятий.

Анализ действующей налоговой  системы

 

В данный момент существует очень много людей, которые чем-то недовольны в существующей налоговой системе – кому-то кажется, что налоги слишком высокие, некоторые  считают, что свобода предпринимательства  распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу скрываю. Но так или иначе все нарекания и обвинения, по большей части предъявляются Правительству – если задержали заработную плату работникам бюджетных учреждений или не вовремя выплачивается государственный заказ. Однако, как мне кажется, низкие налоги должны напрямую сочетаться с постоянным финансовым обеспечением всех государственных расходов. И все же большое количество обывателей постоянно озвучивает подобные проблемы – чрезмерное налогообложение дохода, низкое налогообложение имущества, высокое налогообложение физических лиц, слишком жесткие финансовые санкции к тем, кто уклоняется от уплаты налога и т.д.

Несомненно, налоговая система нуждается  в неком совершенствовании. России во многом не хватает собственной  научной школы в области налогообложения, которая помогла бы усовершенствовать  действующую налоговую систему, которая могла бы предвидеть некоторые социальные и экономические последствия введения тех или иных мероприятий. Если смотреть историю развития налоговой системы России, то очевидно, что она начала свое существование в условиях экономического кризиса. В наиболее тяжелых ситуациях она способна сдерживать нарастание бюджетного дефицита, обеспечивать функционирование хозяйственного аппарата страны в целом, а также часто финансировать неотложные государственные потребности (пусть и не всегда). То есть она старается соответствовать переходу к рыночной экономике.

То, что большинство населения только и говорит о снижении налогов, никак не соотносится с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. Однако если посмотреть на это с другой стороны, то величина налога должна определяться не только насущными потребностями, а именно условиями расширения налоговой базы. В свою очередь, эта база может расти в том случае, если учитываются интересы товаропроизводителей. Но, как мне кажется, нельзя и чрезмерно снижать налоги. Все-таки налоги играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Поэтому, исходя из этой роли, слишком низкие налоги могут привести к резкому росту предпринимательской активности, что в свою очередь естественно приведет к негативным последствиям. И все-таки налоговая система по большей части должна противостоять экономическому и финансовому кризису. Как известно, налоговая реформа продолжается и по сей день, так как все действия обуславливают необходимость введения ряда изменений, дополнений и поправок.

Пути совершенствования налоговой  системы РФ

 

Исходя  из того, что процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, и каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, можно смело заявить о том, что все это требует адекватного решения проблемы, пусть и непрямого, взаимодействия с государством. В наши дни налоговая система содержит немалое количество плохо собираемых налогов, которые в свою очередь, усложняют общую хозяйственную деятельность. Как мне кажется, довольно медленно происходит процесс инвентаризации государственного имущества, хотя если заметить, то за названиями простых бюджетных организаций очень часто встречаются обычные коммерческие.

Но все  же недобросовестные плательщики находят  пути уклонения от обязательств перед  государством. Все это, как мне  кажется, происходит из-за недостатков  в инструментарии исчисления и уплаты налогов, что и приводит соответственно к существенным потерям для бюджета. К тому же, если разобраться в действующем налоговом законодательстве, то можно понять, что большой недосбор налогов происходит из-за нехватки определенных норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков. Согласно статистике4, то в среднем в нашей стране около 4 % предприятий и организаций, которые официально зарегистрированы и не стоят на налоговом учете, то есть не платят налогов. Более того, около 40% налогоплательщиков ежегодно не торопятся предоставлять годовую отчетность, а часть их них если и предоставляет ее, то она оказывается нулевой.

И все-таки хочется разобраться с целями совершенствования существующей налоговой политики в России. Если взять за основу среднесрочную перспективу, то это конечно снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, создание эффективной системы управления финансами государства. Налоговая реформа и признана снизить налоговое бремя, выровнять условия налогообложения и упростить налоговую систему. В свою очередь, налогоплательщики должны быть защищены от налоговых инспекторов (к примеру, с помощью судебных механизмов). И, естественно, нужно ужесточить наказания за неуплату налога, то есть увеличить ответственность за налоговые правонарушения.

Чтобы как-то обобщить вышесказанное, можно выделить направления по совершенствованию  налоговой системы:

  1. Обеспечение стабильности налоговой системы
  2. Некое послабление давления с помощью снижения налоговых ставок и установления разумного уровня налоговых изъятий
  3. Стремление к упрощению налоговой системы – сделать все законы, нормы, инструкции наиболее понятными, а где имеется неоднозначное толкование – подробная расшифровка
  4. Усиление роли имущественных налогов (так как они имеют устойчивую налогооблагаемую базу)
  5. Сделать полным соответствие тех законов законодательству, в которых описывается порядок исчисления и уплаты налогов
  6. Стараться максимально учитывать реальные затраты субъектов, которые связаны с производством
  7. Изменить подоходное налогообложение (чтобы появилась возможность расчета в связи с инфляционным процессом)

Информация о работе Способы и методы взимания налога