Способы уклонения от уплаты налогов и проблемы их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства, благодаря которым оно выполняет возложенные на него задачи. Поэтому в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........ 3
Налоговая политика государства:
Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления…………………………………………………………… 5
Налоговое бремя и налоговая нагрузка……………………………....... 9
Основные способы уклонения от уплаты налогов:…………………………. 12
Некриминальное уклонение от уплаты……………………………….. 15
Криминальное уклонение от уплаты………………………………….. 17
Методы борьбы государства с уклонением от уплаты налогов в современных условиях в РФ…………………………………….…………… 19
Заключение. ………………………………………………………………………. 23
Список использованной литературы……………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ !!!.docx

— 48.04 Кб (Скачать)

     Показатель  налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин  и ликероводочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции  велика доля акцизов; сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое  бремя, не достигающее и 10%.

     Один  из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы - это  проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей  всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии  компенсации выпадающих доходов.

     Экономической наукой доказано, что при увеличении налоговой нагрузки или иного  негативного влияния на экономический  субъект в виде увеличения ставок налогов, роста количества налогов  или отмены льгот, эффективность налоговой системы сначала резко повышается и быстро достигает своего максимума, а затем начинает так же резко снижаться. При этом основной проблемой для государственной бюджетной системы становятся невосполнимые потери доходов, поскольку часть налогоплательщиков сокращает производство или вовсе становится банкротом, а другая часть находит способы минимизации налогов, в т.ч. незаконные. При последующем снижении налоговой нагрузки в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуется значительное количество лет. 2

     Различают фактическую и номинальную налоговую  нагрузку. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

     Налоговая нагрузка значительно варьируется  по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы  социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка. Так, в Швеции значительная доля доходов, как граждан, так и организаций поступает в бюджет, но вместе с тем в этой стране очень развито социальное обеспечение, в связи с чем для такой системы не характерно уклонение от уплаты налогов.

       В России налоговая нагрузка немного ниже среднего уровня развитых стран. Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. Так, в 2008 году по данным Росстата, удельный вес налогов и сборов в ВВП страны составил 38,41%. 3

     При планировании бюджета государство  обычно ориентируется на показатель номинальной налоговой нагрузки, который показывает долю налогов, сборов и таможенных платежей в ВВП в  случае полного следования организациями  нормам налогового и таможенного  законодательства. Но реально в бюджет может поступить меньше ожидаемых  средств, на основании которых рассчитывается фактическая налоговая нагрузка. Уклонение от налогов, ведение "теневого" бизнеса в первую очередь связано  с высокой номинальной налоговой  нагрузкой, которую устанавливает  государство. Поэтому государственные  органы также заинтересованы в расчете  налоговой нагрузки для оптимизации  налогообложения, вывода бизнеса из "тени", развития всех отраслей производства. Некоторые эксперты считают, что в России можно снижать налоговую нагрузку без одновременного сокращения бюджетных расходов, поскольку Минфин получит незапланированные, дополнительные доходы за счет более высоких цен на нефть по сравнению с планируемыми в бюджете. 

 

  1. Основные  способы уклонения  от уплаты налогов.
 

     Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе  и незаконными, стремится сэкономить на налогах.

     Противодействие налогам, как социально-экономическое  явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить  их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление  объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых  законов и общественной морали.

     Пока  есть государство, пока есть частная  собственность государству будет  требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов, а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому  противостоять посредством попыток  уменьшить свое налоговое бремя.

     К концу 2001 года в России накоплен значительный опыт у налогоплательщиков по уклонению  от уплаты налогов. Способы уклонения  или снижения налогового бремени  многочисленны и зависят от многих факторов, в том числе от самого вида налога. 4

     Однако  принципиально все способы можно  подразделить на две самостоятельные  категории.

     Главное отличие между этими видами налоговой минимизации нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно выделить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов.

     Уклонение от уплаты налогов представляет собой  форму уменьшения налоговых и  других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.5

     В современных условиях нарушения  налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

     Известный специалист в области финансового  права П. М. Годме выделял среди причин налоговых правонарушений экономические (сравнение последствий уплаты и неуплаты налогов), политические (несовершенство налогового законодательства), технические (несовершенство контроля со стороны налоговых и других государственных органов) и моральные (реакция налогоплательщика на рост налогового бремени и на понимание необходимости уплаты налогов).

     Как показывают опросы общественного мнения, в России наблюдается полный набор выявленных причин уклонения от налогов. По мнению опрошенных в конце 2007 г. россиян, есть ряд случаев, когда налоги можно не платить6:

1) когда  налогоплательщику «нечем кормить семью» и у него низкий уровень жизни – 13% – причины фискального характера;

2) «когда  законы о налогах плохие», т.е., если некто считает налог несправедливым, незаконным или завышенным, уклониться от него не грех – 9% – правовые причины;

3) если  предприятие находится в стадии  становления или испытывает финансовые  проблемы – 3% – причины регуляторного  характера;

4) с  «халтуры», разового заработка  – 1% – моральные причины;

5) если  есть основания полагать, что  «налоги идут не на дело, не  туда, куда нужно» - 4% – моральные причины;

6) если  знать, что не будешь наказан  за неуплату – 1% – организационные причины и другие.

     В России, как и в большинстве  стран мира, уклонение от налогов  является негативным явлением и преследуется по закону.

     Уменьшение  налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или  налоговая оптимизация, вызывает активное и жесткое противодействие государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Некриминальное  уклонение от уплаты.
 

     Некриминальное  уклонение от уплаты налогов - это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.7

     Исходя  из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении уклонения от уплаты налогов некриминальными  способами, можно выделить: 
- налоговые правонарушения; 
- таможенные правонарушения (при уплате налога на таможне).

     Некриминальное  уклонение от уплаты налогов обозначено главой 16 Налогового кодекса РФ (ст. 116 – 129.1) «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение»  и представляет собой: 
1.    Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

2.    Уклонение от постановки на учет в налоговом органе; 
3.    Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; 
4.   Непредставление налоговой декларации; 
5.    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; 
6.   Неуплата или неполная уплата сумм налога; 
7.    Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; 
8.    Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; 
9.    Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и др.

     Налогоплательщик  при этом несет ответственность  в виде штрафа, размер которого указан в статьях, содержащих в себе налоговое  правонарушение. 

 

      1. Криминальное уклонение от уплаты.
 

     Криминальное  уклонение от уплаты налогов совершается путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.

     Незаконное  уменьшение налогов – уклонение, влечет негативные последствия для  экономики страны и для государства  в целом. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, и, следовательно, ему приходиться ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.

     Кроме того, уклонение от уплаты налогов  может серьезные экономические последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от налоговых платежей. 8

     В соответствии с действующим уголовным  законодательством для организаций  уголовная ответственность за уклонение  от уплаты налогов путем включения  в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или  расходах либо иным способом, а равно  от уплаты страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном  или особо крупном размере. При  этом уклонение признается совершенным  в крупном размере, если сумма  неуплаченных налогов и (или) страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

     Для примера, криминальными способами уклонения от   уплаты налогов являются: подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование   денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за "наличку"), фиктивный прием на работу "мертвых душ". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Способы уклонения от уплаты налогов и проблемы их устранения