Сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.
Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает два основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговые системы зарубежных стран. Здесь проводится сравнительная характеристика налоговых систем США, Канады, Германии, Франции, Испании.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы . . . 5
1.1. Понятие и определение налога.
Налоги и другие государственные изъятия и платежи . . . . 5
1.1.1. Понятие налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1.2. Определение налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.3. Налоги и другие государственные изъятия и платежи . 9
1.2. Классификация налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Состав налоговой системы. Принципы построения
налоговых систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3.1. Состав налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3.2. Принципы построения налоговых систем. . . . . . . . . 17
1.4. Функции налоговых систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2. Налоговые системы зарубежных стран. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1. Налоговая система США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2. Налоговая система Канады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Налоговые системы некоторых европейских стран . . . . . . . . 31
2.3.1. Налоговая система Германии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3.2. Налоговая система Франции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3.3. Налоговая система Испании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.4. Налоговая система России. Сравнительный анализ
современных систем налогообложения промышленно
развитых стран и России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Работа содержит 1 файл

анализ налоговых систем в различных странах 2.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Налоги на собственность в рассматриваемой системе в целом находятся на среднем уровне, а их особенностью является применение налога на передачу имущества, в том числе в порядке продажи и аренды, и высокая ставка прогрессивного налога на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования, - до 34% стоимости.

Высокое значение для формирования государственных бюджетных доходов в системе налогообложения Испании имеют акцизные налоги, при этом НДС составляет приблизительно 25% поступлений, а акцизы на отдельные виды товаров и услуг – более 13%.

 

3. Сравнительный анализ современных систем налогообложения зарубежных стран и России

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (налоговый кодекс Российской Федерации, НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной.

Приведем краткие результаты анализа российской налоговой системы.

Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются.

Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и,  во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Региональный потенциал системы налогообложения России следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политике, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

Отраслевой потенциал как элемент российской системы налогообложения представлен фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла.

Конкурентный потенциал данной системы следует признать весьма низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Фискальная функция системы налогообложения России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение нельзя признать благополучным.

Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в России первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.

Налогообложение собственности, которое в условиях тотальной приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.

Главным источником государственных доходов в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.

Сведем общие результаты сравнительного анализа систем налогообложения различных государств в следующую таблицу:

 

Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа современных систем налогообложения промышленно развитых стран и России

 

Название страны

Уровень реализации

экономической (регулирующей) функции

Уровень реализации

фискальной функции

Инвестиционный потенциал

Региональный потенциал

Отраслевой потенциал

Конкурентный потенциал

Доходы физических лиц

Доходы юридических лиц

Собственность (имущество)

Акцизные платежи

США

средний

средний

низкий

высокий

высокий

средний

средний

низкий

Канада

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

низкий

средний

Германия

высокий

высокий

низкий

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

Франция

средний

низкий

низкий

высокий

средний

высокий

средний

высокий

Испания

средний

высокий

средний

низкий

высокий

средний

средний

высокий

Россия

низкий

средний

низкий

низкий

низкий

высокий

низкий

высокий

 

Степень реализации той или иной функции или ее отельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ:

1) Вследствие большого налогового давления у предприятий изымается почти вся сумма накоплений (прибыли), используется многократное обложение доходов предприятий (например, прибыль облагается трижды – через налог на прибыль, налог на имущество предприятий и через НДС. Все это ведет к большому сокрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций. Если использовать опыт зарубежных стран (США, Канада, Испания), то в данной ситуации необходимо снизить ставки налогов – НДС и налога на прибыль, а также социальных платежей с соответствующим переносом налогового бремени на физических лиц через систему акцизов, налогов на имущество и др. В целом эта мера должна повысить инвестиционную заинтересованность предприятий. Но надо учитывать, что уровень платежеспособного спроса населения падает и предлагаемые еры сократят его еще в большей степени, что отрицательно скажется на развитии производства.

2) В виду того, что инвестиционный потенциал российской системы налогообложения недостаточно высок, следует ввести особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.

3) использование специальных ставок налога для особо высоких, спекулятивных доходов с целью уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе (США, Германия, Франция).

4) льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления и, соответственно, стоимость рабочей силы как например льготы по НДС для поощрения производства продуктов питания во Франции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                  Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д.Г.  – М.: Финансы и статистика, 2008.-205с.

2.                  Налоги и налогообложения: Учебник/ под ред. Юриновой Л.А., 2009

3.                  Налоги и налоговая система Российской Федерации./ Пансков В.Г. - М.: Финансы и статистика, 2009.

4.                  Налоговые системы зарубежных стран./ Князев  В.Г.  - М.: Закон и право,  ЮНИТИ, 2010.-191с.

5.                  Финансы, налоги и кредит: Учебник / Под общ. ред. М.В. Романовского. - М.: 2008. – 486 с.

6.                  Ф.Е. Банхаев Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налоговый вестник №2 2007 С. 135 – 137; №3 2007 С. 93 – 97.

7.                  “О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации” // Финансы./ Горский И.В.  - 2008. – 9.

 

 

3

 



Информация о работе Сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России