Становление и развитие налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

В истории налогов и налогообложения как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта налоги известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим в истории налогов и налогообложения о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Возникновение налогообложения и его развитие…..……………............5
Становление налогообложения в XVI -XVIII вв…………………….…11
Формирование современных налоговых систем мира в XIX - XX вв...14
Заключение…………………………………………………………………….…18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Задачи…………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Реферат 1-Становление и развитие налогообложения.rtf

— 168.01 Кб (Скачать)

В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль - отчисления от казенной питейной продажи)

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н.Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…». 5

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775--1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723--1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Основные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям. Так в России примером могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича.

Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4 заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I "Об учреждении министерств" было создано Министерство Финансов и определена его роль.

3. Формирование современных налоговых систем мира в XIX-XX вв..

 

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета (система контроля). Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

На протяжении XIX в главным источником доходов оставались государственные прямые  и косвенные налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал). В России к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала первая мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства. Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.6

Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после первой мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.7

Можно сделать вывод, что революционное правительство отменило все налоги, возникшие при монархическом режиме, но постепенно эти налоги были восстановлены, только в измененном виде, и распространились на всех граждан без каких-либо изъятий и привилегий.

На этом третий период развития налогообложения завершается. Наступление XIX столетия знаменует следующий этап в истории взимания и уплаты налогов - в направлении формирования международных отношений в налоговой сфере. Основное предназначение налогообложения в этом периоде - пополнение государственной казны, и в этом смысле начало своего развития оно может вести с момента появления в человеческом обществе первых публичных политических и финансовых структур. Развиваясь на протяжении многих столетий, налогообложение в случае эффективной и справедливой его организации способствовало укреплению и процветанию государства, при неумелом и узкокорыстном его использовании вызывало финансовые кризисы и (или) радикальные общественно-политические трансформации.

Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем. В 80-е гг. XX в. получила признание бюджетная концепция А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления - это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов и стимулирование деловой активности.

Финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость", Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц».

В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

В настоящее время система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство РФ, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Основные принципы налоговой системы РФ:

- каждый налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги;

- налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования государства;

- не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства;

- не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система -- один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

Однако до настоящего времени не существует идеальных налоговых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыскания в отношении эффективной и справедливой методики налогообложения. Именно поэтому во всех странах налоговые механизмы постоянно трансформируются и изменяются (зачастую в более совершенную форму регулирования общественных взаимоотношений).

В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права -М., 2004.
  2. Демин А.В. Государство или налоги: что раньше? (Об историко-генетической связи государственности и налогообложения)//Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - N 8.
  3. Егер О. Древний мир//Всемирная история. Т.I. - СПб.: Специальная литература, 1997.
  4. Елинский А.В. Из истории налогообложения зарубежных стран: от Древних времен до XVIII века//Финансовое право. - 2006. - N 5.
  5. Иловайский С.И. Учебник финансового права. - Одесса: Издательство "Типохромолитография", 2004.
  6. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  7. Налоги и налоговое право: Учебное пособие под ред. А.В. Брызгалина. - М: "Аналитика-Пресс", 2008.
  8. Налоги: Учеб. Пособие / под ред. Д.Г. Черника. - Финансы и статистика, 2007 г.
  9. Петти В. Трактат о налогах и сборах. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
  10. Тарасов П.И. Очерк науки финансового права. Введение: Общая часть, особенная часть. - Ярославль: Статут, 2003.
  • 1 Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    2 Демин А.В. Государство или налоги: что раньше//Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - N 8.

    3 Демин А.В. Государство или налоги: что раньше//Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - N 8.

    4 Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    5 Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    6 Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    7 Налоги: Учеб. Пособие / под ред. Д.Г. Черника. - Финансы и статистика, 2007 г


    Информация о работе Становление и развитие налогообложения