Статистический анализ и моделирование налоговых поступлений в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги — это плата за цивилизацию. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723—1790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). И по сей день актуальны следующие принципы:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Статистический анализ и прогнозирование налоговых поступлений……...4
2.Основные факторы, определяющие динамику поступлений налогов в бюджет РФ. ………………………………………………………………………6
3.Моделирование налоговых обязательств……………………………………..9
3.1 О моделях прогнозирования налоговых поступлений……………..……...12
3.2 Математическая модель зависимости поступлений в бюджет от величины налоговой ставки………………………………………………………………...14
4. Поступление доходов, администрируемых УФСН России по г.Москва в бюджетную систему……………………………………………………………..16
5.Налоговые поступления в бюджет России…………………………………..19
6. Налоговая стратегия и ее составляющие…………………...….…………....21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статистический анализ и моделирование налоговых поступлений в бюджет.docx

— 375.10 Кб (Скачать)

Для роста  налоговой базы требуется либо дальнейший активный рост цен на нефть и газ, либо развитие новых направлений  экономики в России, например в  области инновационных технологий. Первое условие сложно предсказать, второе, очевидно, потребует значительного  времени. Собираемость налогов в 2011 году будет зависеть от цен на сырье, которые, в случае стагнации или  рецессии в мировой экономике, вряд ли будут находиться выше текущих  уровней. Однако, в 2011 году скорее всего дефляция в мире может смениться инфляцией, а значит, сырьевые рынки смогут значительно увеличить цены на сырьевые активы. Существует вероятность того, что нефть дойдет до докризисных значений в $150 за баррель, вполне возможно даже до $200, по причине обесценения мировых валют, в том числе доллара. В этом случае можно ожидать роста налоговых поступлений в бюджет России в долларовом исчислении пропорционально росту цен на сырье.2 
 

6.Налоговая стратегия и ее составляющие.

Насущная  необходимость подлинной налоговой  реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей , поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

В ходе налоговой реформы очень важно  поддерживать стабильность налогового законодательства. Корректировку налоговой  системы нужно осуществлять безболезненно  для налогоплательщиков. Недопустимо  каждый месяц вносить изменения  в налоговое законодательство. Целесообразно  накапливать необходимые изменения  и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить  с первого января следующего года и ни в коем случае - задним числом.

Представители Министерства финансов РФ и Федеральной  налоговой службы РФ исходят из необходимости  сохранения действующей системы  налогообложения, предполагая постепенно вносить изменения в те или  иные ее подсистемы и блоки в зависимости  от проявления в них явных сбоев. Однако при этом практически неизменными  остаются отношения собственности, принципы государственного устройства, технологическое состояние производства, система распределения материальных и финансовых ресурсов, оплата труда  и т. п. Следствием этого являются неизбежно возникающие через  определенное время новые диспропорции в системе налогообложения.

Гипотетически возможен выбор другого пути - создание системы налогообложения классического  образца и попытка встроить ее в ту же неизменную институциональную структуру общества. Однако достижение желаемого результата - урегулирование финансовых интересов разных собственников (субъектов сфер "бизнес" и "бюджет") - при данном подходе представляется также маловероятным.

Более перспективен третий путь: изменение  структуры налогового потенциала и  системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и  разработкой программы их устранения. Одновременно требуются жесткий  мониторинг системы распределения  доходов государства, усиление контроля за движением финансовых потоков в стране.

В числе  наиболее актуальных направлений налоговой  реформы можно выделить следующие.

1. Комплексность  проведения реформы налоговой  системы: все предусмотренные  в ней механизмы должны запускаться  одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два  принципиальных политических решения:

- существенно  (примерно на треть) уменьшить  налоговую нагрузку, в основном  путем снижения налоговых ставок  и в первую очередь для товаропроизводителей;

- одновременно  с этим обеспечить уплату всех  налогов каждым налогоплательщиком  в соответствии с законом.

2. Повышение  уровня справедливости налоговой  системы за счет:

- выравнивания  условий налогообложения для  всех налогоплательщиков (прежде  всего, на основе отказа от  необоснованных льгот и исключений);

- отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов;

- исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание.

3. Упрощение  налоговой системы путем установления  исчерпывающего перечня налогов  и сборов при сокращении их  общего числа и максимальной  унификации действующих режимов  исчисления и порядка уплаты  различных налогов и сборов.

4. Обеспечение  стабильности налоговой системы,  а также предсказуемости объемов  платежей для налогоплательщиков  на длительный период. Реализации  этой цели, в частности, должно  способствовать установление на  федеральном уровне исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов и сборов, а также предельных  значений их ставок.

Вместе  с тем необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной  перестройки экономики и стимулирования инвестиций. Подобные льготы должны иметь  временный и направленный характер, причем, что особенно важно, их следует  предоставлять участникам экономической  деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

5. Изменение  структуры налогов за счет  постепенного отказа от тех  из них, которые дополнительно  облагают прирост доходов и  прибыли, заработной платы, объемов  производства, инвестиций, занятости.  Это создаст мощные стимулы  для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних  инвестиций.

6. Совершенствование  системы налоговых ставок, определяющих  сумму налогового изъятия. Это  относится в первую очередь  к налогу на прибыль. Можно  ввести (сначала в отдельных регионах) его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. В этом случае бюджетные поступления не сократятся.

7. Отмена  всех налогов, прямо или косвенно  связанных с заработной платой.

8. Существенное  снижение ставок НДС, акцент  на налогах, удерживаемых при  выплате доходов, а также замена  налога на чистую прибыль налогом  на выводимые из предприятия  доходы. К их числу следует  отнести: распределяемую часть  прибыли (дивиденды); любые другие  выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая предоставление ссуд  и кредитов; возвраты капитала  в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы и т. д. высшим  руководителям компаний.

9. Установление  в качестве базы Пенсионного  фонда налога с оборота. Это  единственный налог, который увеличивается  прямо пропорционально инфляции  и росту товарооборота и уплаты  которого при легальных операциях  нельзя избежать.

10. Переход  от налогообложения факторов  производства к обложению природных  ресурсов и различных форм  природной ренты.

11. Отказ  от налогообложения малого бизнеса.  Разумеется, подобная мера должна  распространяться лишь на настоящие  малые предприятия, где: их  учредители не только вкладывают  деньги, но и работают и участвуют  в управлении; среди учредителей  нет юридических лиц; число  наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5 - 10 человек, а оборот не превышает установленного максимума.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Заключение.

Статистический анализ не может обойти стороной налоги и налоговые системы. Сейчас эта сфера ввиду своей неразвитости очень редко становится объектом количественного анализа. Использующиеся для анализа показатели (чаще всего простые индексы, приросты и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применяются различные алгоритмы и различная выборка.

Актуальность  развития методологии статистического  анализа налогообложения в Российской Федерации обусловлена не только возрастанием роли налогов в формировании бюджета каждого региона в  современном обществе, но и слабой разработанностью статистической методологии  в изучении проблем налогообложения. Налогообложение, как объект статистики, имеет свои особенности, которые  связаны с нарастающими итогами  в отчетности, с наличием инфляционной составляющей в ней и действием  разнонаправленных тенденций изменения  налоговых поступлений на макро- и микро-уровне. Особенную актуальность проблеме исследования налогообложения  в России придает отсутствие в  экономике командно-административных регуляторов и постепенное зарождение рыночных самонастраивающихся процессов  с участием государства, определяющих приоритеты в перераспределении  ресурсов. Центральным рычагом регулируемого  рынка исторически выступает  налоговая политика государства,разработка которой невозможна без всесторонней количественной оценки современной ситуации и моделирования последствий реформ.

Сложность и многогранность проблемы налогообложения  вызывает потребность использования  при изучении данных вопросов современных  статистических методов. Вместе с тем, их практическая реализация связана  с рядом тонкостей. Их учет и разработка методов статистического анализа  налоговых поступлений, структуры налогов и взаимосвязи суммы налогов с основными макроэкономическими показателями развития регионов представляет значительный научный и практический интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Литература: 

1. Кугаенко А.А. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования их

развития. - М., 2008.

2. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование . Налоговый вестник – 2010г.

3. Чибисова А.В. О налоге на доходы физических лиц . Налоговый вестник. – 2008 г.

4. Налоговый практикум: Система налогов и сборов РФ (под ред. проф., д.ю.н. А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ, 2009 г.

5. Газета.ru-Новости, бизнес, финансы – 2011 г.

6. . Исмиханов З.Н. Моделирование влияния изменений в налогообложении на налоговые поступления и величину налоговой нагрузки, РОСПАТЕНТ 2009 г.

Информация о работе Статистический анализ и моделирование налоговых поступлений в бюджет