Сущность, функции и виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

В современной России налоговый вопрос занимает особое место. Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1.Сущность, функции и виды налогов………………………………………… 4
1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………………….4
1.2. Функции налогов…………………………………………………………….7
2.Федеральные налоги и сборы: состав и структура…………………………..10
2.1. Общая характеристика основных федеральных налогов………………....10
2.2. Налог на добавленную стоимость..………………………………………...12
2.3. Акцизы………………………………………………………………………..15
2.4. Налог на доходы физических лиц…………………………………………..18
2.5. Взносы во внебюджетные фонды………………………………………..…22
2.6. Налог на прибыль организации……………………………………………..24
2.7. Налог на добычу полезных ископаемых…………………………………...27
2.8. Водный налог………………………………………………………………...35
2.9. Государственная пошлина…………………………………………………..41
2.10. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биологических ресурсов……………………………….…………….46
3. Состав региональных и местных налогов и сборов…………………….……49
3.1. Региональные налоги…………………………………………………...….…49
3.2. Местные налоги………………………………………………………….……53
4. Проблемы современной налоговой системы…………………………………55
4.1. Противоречивость законодательной базы………………………………….55
4.2. Уклонение от уплаты налогов……………………………………….......….58
4.3. Неполнота выполнение налоговой системой основных функций………...59
4.4. Причины необходимости реформ………………………………..…………60
Заключение…………………………………………………………………………61
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Местные  налоги

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.

Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся  следующие виды налогов:

  1. Налог на имущество с физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
  2. Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
  3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.  Сумма сбора по налогу зачисляется в бюджет по месту их регистрации.
  4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица – размера 3% от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами власти – местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах – на собраниях и сходах жителей.
  5. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% стоимости услуг по рекламе.
  6. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы. Ставка налога – не выше 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

 

 

 

4. Проблемы современной налоговой системы.

В настоящее время налоговая  система Российской Федерации находится  в кризисе.

4.1 Противоречивость законодательной базы.

Одна из основных бед Российской налоговой системы заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб.

Нарекания по поводу слишком  частых изменений в налоговом  законодательстве примерно 1 раз в полгода в принципе, справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно было бы обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагировании со стороны государства-все эти причины требовали, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Другое дело, что не все новшества

были оправданы. Наиболее спорным на сегодняшний  день является вопрос о тяжести налогового бремени. В ответ на постоянную критику о якобы избыточном, невыносимом налоговом прессе, надо отметить, что налоговая система РФ строилась по образу и подобия западных стран, и в целом величина налогообложения в нашей стране не так уж сильно отличается от зарубежной. Это касается и общего объема налоговых платежей в процентах к валовому внутреннему продукту, и основных налоговых ставок. В некоторых случаях они вообще не отличаются от принятых в других странах.

Следует отметить, что Россия является одной из стран  с самыми низкими в мире ставками налогов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Налог на прибыль

п/п

Страна

Ставка

1.

Россия

20 %

2.

Страны  Евросоюза

24,2 %

3.

Страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития

27,8 %

4.

Страны  Латинской Америки

28 %

5.

Страны  Азиатско-Тихоокеанского региона

30,1 %

6.

Норвегия, Дания и Швеция

28 %

7.

США

40 %

8.

Япония

40,7 %


 

Косвенные налоги (НДС)

№ п/п

Страна

Ставка

1.

Россия

18 %

2.

Страны  Евросоюза

19,5 %

3.

Страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития

17,7 %

4.

Страны  Латинской Америки

14,2 %

5.

Страны  Азиатско-Тихоокеанского региона

10,8 %

6.

Норвегия, Дания и Швеция

более 25 %

7.

США

на федеральном  уровне налог не установлен, но разные штаты самостоятельно взимают установленные  ими налоги с продаж по разным ставкам

8.

Япония

5


 

Но в основном проблема состоит в неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Что здесь имеется в виду? В принципе,

налоговая система  построена так, что перед ней  все равны. Не существует

какой-либо дискриминации  налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному признаку. Однако весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Уклонение от уплаты налогов. Причины.

Главной проблемой налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги. 
Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

4.3 Неполнота выполнения налоговой системой основных функций.

            Главный же недостаток Российской налоговой системы состоит в том, что сегодня налоговая система страны не выполняет своей главной функции, а именно, не обеспечивает полноты поступлений в бюджет, поэтому одной из основных целей налоговой реформы является коренное улучшение формирования доходной базы бюджетов всех уровней. Имеется в виду осуществление мер, относящихся к налоговому администрированию и улучшению налогового контроля, цель которого состоит в обеспечении собираемости налогов.

Другим серьезным недостатком  действующей налоговой системы  является ее явно выраженная, фискальная направленность, это проявляется в достаточно высоких ставках налогов на добавленную стоимость и прибыль.

 

 

 

4.4 Причины необходимости реформ.

Подводя итоги, можно сказать, что имеются основания  и причины для некоторого усовершенствования и реформирования налоговой системы России. Также, эти причины можно рассмотреть несколько в другом ракурсе:

              1. Политические - к политическим следует отнести следующие: принятие новой Конституции, большая самостоятельность региональных и местных властей и связанной с этим перераспределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня, необходимость демократических преобразований, в том числе и во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками.

               2. Экономические - дальнейшее развитие рыночных отношений, появление финансового, фондового, рынка, рынка страховых услуг, нарастание процесса интегрирования российской экономики в мировую.

                 3. Правовые - появление новых правовых институтов, изменение правовых отношений, избыток и частое несоответствие "налоговых" и "неналоговых" законов и подзаконных актов, отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность налоговых документов, нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве, создающая возможности легального и нелегального ухода от налогообложения, практически полное отсутствие механизмов и процедур и, как следствие, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений, чрезмерно жесткий подход к наказаниям за налоговые правонарушения при отсутствии четкого определения состава этих нарушений и т. д.

 

 

Заключение.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления Федерального и территориального в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных.

И всё же даже новое налоговое  законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям.

Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.   Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесение их в собственное дело.   Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов.

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая  система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

И это не случайно, ибо  оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность, функции и виды налогов