Сущность государственного регулирования экономики Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими целями в переходный период являются:
1. Развитие реального рынка товаров и услуг, причём как производственного, так и непроизводственного назначения, со свободным ценообразованием, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе;
2. Формирование финансового рынка. Здесь речь идёт о незнакомом ранее для нашего бытия рынка ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Обладатели ценных бумаг (а их в развитом рыночном хозяйстве миллионы) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками; это серьёзно снижает и социальную напряжённость в обществе;
3. Создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости. Теперь вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон (рабочего и руководителя) в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением – вещь довольно болезненная.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.………………….………………………………………………3


Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики Украины………………………………………………..………………..…..6

1.Необходимость государственного регулирования экономики в Украине……………………..………………..…6
2.Законодательно-нормативная база государственного регулирования……….....……………………………………12
3.Особенности и специфика государственного регулирования в экономике Украины…………………….…………………14


Глава 2. Налоговая политика как один из важнейших рычагов государственного регулирования в Украине…………..……………...21

2.1. Налоги и решение проблемы бездефицитного бюджета………………………………………………..…………...21

2.2 Совершенствование налоговой системы как составная часть решения проблемы совершенствования государственного регулирования экономики в Украине…….…………………………………….…..…………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………...…30

ЛИТЕРАТУРА………………………..…………………………...….…….37

Работа содержит 1 файл

Налоги.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

       По  моему мнению, в практику подоходного  налогообложения следует ввести понятия первичных и вторичных  доходов. Налогообложению должны подлежать  только первичные доходы – от работы по найму, от предпринимательской деятельности, от капитала. Вторичные доходы следует облагать налогом только в порядке исключения. Например, неоправданным является налогообложение от реализации имущества. Ведь это всего лишь возврат расходов, которые раньше осуществлялись за счёт первичных доходов, из которых уже изъят налог. Такой порядок налогообложения позволит установить принцип однократности взимания налога на доходы физических лиц.

       Рост  роли и места индивидуального  подоходного налогообложения должен происходить не за счёт повышения  налоговых ставок и расширения объекта налогообложения, а за счёт роста налоговой базы – доходов населения, а это процесс достаточно продолжительный и зависит, прежде всего, от обеспечения роста ВВП и повышения удельного веса в нём оплаты труда. С точки зрения проблем бюджетного дефицита, повышение доходов населения имеет очень большое значение: подоходный налог с граждан является одним из наиболее стабильных и надёжных видов бюджетных доходов, поэтому повышение его удельного веса стабилизирует доходную базу бюджета.[8, с. 22 – 25]

       Спецификой налоговой системы Украины является выделение платежей за ресурсы и компенсационные доходы, однако, они не являются определяющим фактором в формировании доходов бюджета.

       Достаточно  существенные различия существуют и  в сфере местного налогообложения, однако это характерный признак всех стран, поскольку местные налоги всегда отражают региональную специфику и могут не регламентироваться общегосударственным законодательством.[8, с. 21 – 22]

       В нынешней ситуации целиком уместным является пересмотр состава местных налогов и сборов. При этом важным является обеспечение их надёжности, целевого использования и эффективности. С этих позиций будет целиком обоснована (как это предлагается в проекте Налогового Кодекса) отмена трёх видов сборов: которые берутся на скачках, на ипподромах и за выдачу ордера на квартиру.

       Итак, Украина имеет достаточно несовершенную  налоговую систему, которая теперь уже остро нуждается в совершенствовании.  Налоговая система является одним  из важнейших рычагов государственного регулирования экономики в Украине вообще и переходных процессов в частности. Государство должно осуществлять переход к цивилизованному рынку используя, в основном, экономические стимуляторы, из которых налоговая политика занимает первое место. Поэтому без совершенной налоговой системы невозможен переход к цивилизованному рынку таким образом, каким он был в западных странах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Налоговая система и нормативная база являются необходимым условием, без которого невозможен переход к развитому цивилизованному рынку в принципе. Однако даже наличие этого необходимого условия вовсе не означает, что переход к рынку будет когда-либо осуществлён. Существует ещё ряд факторов, которые существенно тормозят переходные процессы в Украине. Наиболее важный из них – низкая конкурентоспособность наших предприятий и, как следствие этого, ежегодный спад ВВП. Принимая во внимание ежегодный спад ВВП, единым источником пополнения доходной части бюджета остаются налоговые поступления, поскольку неналоговые поступления не имеют существенного  значения:  в  последнее время они составляли не более 10 % от общей суммы поступлений. В краткосрочной перспективе неналоговые поступления не имеют тенденции к росту даже при условиях наирадикальнейшей трансформации налоговой системы. Нужна коренная структурная перестройка экономики. Именно поэтому все последние годы разработчики проекта бюджета находятся не просто в сложном, а в безвыходном положении, потому что сбалансировать доходы и расходы бюджета невозможно в принципе: объёмы производства и ВВП уменьшаются, доходы в бюджет не могут быть увеличены цивилизованным путём.

       Сосредоточение  внимания на внутренних проблемах бюджетного процесса, которое достигает апогея во время рассмотрения очередного проекта  бюджета в парламенте, не должно отрывать его от действительных проблем бюджетной политики и экономической стратегии государства. Бюджет как инструмент экономической и социальной политики зависит от экономических условий, и, в свою очередь, должен влиять на эти же экономические условия.

       Переход к цивилизованному рынку в Украине невозможен только при условии решения проблем налоговой системы и создания совершенного законодательства. Необходимо решить комплекс проблем, как оставшихся в наследство от Советского Союза, так и порождённых кризисом. Налоговая система – это лишь одна из таких проблем. Очень важными являются ещё и проблемы теневой экономики, эффективной приватизации и смягчения социальной дифференциации в обществе. Именно этим, а не «борьбой за кресла», и должно заниматься государство.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Бадыда  М.П. «Украине нужна эффективная  система налогообложения» // Финансы  Украины (журнал). – 1999 г. – № 8. – 158с.
  2. Безматерных В.Г. «Государство в рыночной экономике» // лекционный материал. – Симферополь, КЭИ КНЭУ. – 2000 г.
  3. Богиня Д., Волынский Г. «Государственное регулирование переходных процессов» // Экономика Украины (журнал). – 1999 г. – № 5. – 96 с.
  4. Бородюк В., Турчинов О., Приходько Т. «Методы рассчёта масштабов теневой экономики» // Экономика Украины (журнал). – 1997 г. – № 5ю – 96 с.
  5. «Вводный курс по экономической теории» / под ред. Журавлёвой Г.П. – М., изд-во «Инфра-М», 1997 г. – 368 с.
  6. «Курс экономической теории» / под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. – Киров, изд-во «АСА», 1995 г. – 623 с.
  7. Кучерявенко Н.П. «Налоговое право»: учебник. – Харьков, изд-во «Консум», 1997 г. – 320 с.
  8. Левочкин С.В. «Налоговая структура в Украине и пути её совершенствования» // Экономика Украины (журнал). – 1999 г. –  № 8. – 96 с.
  9. Мельничук С.И. «Государственному бюджету – экономическое обоснование» // Финансы Украины (журнал). – 1999г. – № 11. – 156 с.
  10. « Основы экономической теории» / под ред. Мочерного С.В.  – Тернополь, АО «Тарнекс», 1993 г. – 688 с.
  11. «Политэкономия»: учебник / под ред. Видятина В.И., Журавлёвой Г.П. – М., 1995г. – 328 с.
  12. «Справочник предпринимателя Украины по правовым формам предпринимательской деятельности». – Колл. авт. – М., изд-во «Луч», 1993 г. – 88 с.
  13. Федосов В.М., Левочкин С.В. «Проблемы постройки налоговой системы Украины» // Финансы Украины (журнал). – 1999 г. – № 6. – 158 с.
  14. «Экономика»: учебник / под ред. Булатова А.С., 2-е изд. – М., изд-во «БЕК», 1997 . – 816 с.

Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики Украины