Сущность и функции налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

Содержание

Теоретический вопрос
Сущность и функции налогов и сборов. Принципы налогообложения……...3
Задача 1…………………………………………………………………………..11
Задача 2…………………………………………………………………………..11
Тестовые задания……………………………………………………………..…12
Список использованной литературы…………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Вариант 1.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Вариант 1.

Теоретический вопрос

Сущность и  функции налогов и сборов. Принципы налогообложения……...3

Задача 1…………………………………………………………………………..11

Задача 2…………………………………………………………………………..11

Тестовые задания……………………………………………………………..…12

Список использованной литературы…………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и функции налогов и сборов. Принципы налогообложения.

   Общая  теория налогов существует и  эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

  Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

-  хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

   Экономическое содержание налогов выражается :

взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны - по поводу формирования государственных доходов.

      По  своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемую с целью реализации функций государства, в том числе: для финансирования социальных программ поддержки незащищенных слоев населения - детей, одиноких и многодетных матерей, пенсионеров, инвалидов; экономических программ, направленных на приоритетную поддержку отдельных отраслей экономики, предприятий; на содержание армии, служащих социальной сферы - здравоохранения, образования, органов охраны правопорядка, управления. В микроэкономическом аспекте налог - это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

     Наиболее  полное определение налога дано в  первой части НК (НК) РФ. Статья 8 НК определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Иными словами, налог основывается:

  • на обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. В данном случае можно говорить и о принудительном характере налога;
  • на индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
  • на безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;
  • на отчуждении доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

  Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

   Налоговая система включает в себя различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам.

   Группировка налогов по уровню власти и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

   По уровню управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
1. Налог  на добавленную стоимость 1. Налог на имущество  организаций 1.Земельный налог
2. Акцизы 2. Налог на игорный  бизнес 2. Налог на имущество  физических лиц
3. Единый  социальный налог 3. Транспортный налог  
4. Налог  на прибыль     
5. Налог  на добычу полезных ископаемых    
6. Водный  налог    
7. Государственная  пошлина    

 

  По целевому назначению налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные.

  К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете

  В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.

  Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития той или иной страны.

  В зависимости от характера налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.

  Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество  и ряд других налогов. 

  Косвенные  налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем (НДС, акцизы и т.д.).

  По субъектам налогообложения налоги бывают: с юридических лиц; с физических лиц; с юридических и физических лиц.

  По объекту обложения налоги разделяются на налог на доходы; налог на имущество; налог на действия и  ресурсные налоги.

  В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

      Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную.

      Фискальная  функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает «корзина».

      Через фискальную функцию государство  обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

      Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.

      С помощью регулирующей функции осуществляются: регулирование спроса и предложения;  стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп;  развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование научно-технического прогресса.

      Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства финансов РФ, Федеральная таможенная служба, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.

Налоговые системы  разных стран отличаются друг от друга  по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

К таким принципам  относятся, прежде всего, классические принципы, предложенные Адамом Смитом.

Принцип справедливости. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Принцип определенности. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью». Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его». Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

      К основным принципам построения налоговой системы РФ следует отнести:

  • принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
  • принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ;
  • принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства;
  • принцип конституционности актов налогового законодательства;
  • принцип гибкости налоговых платежей, как инструмент внешнеторговой и инвестиционной;
  • принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня;
  • принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами;
  • принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом;
  • принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов;
  • принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени;
  • принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях;
  • принцип социальной ориентированности налоговой политики;
  • принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов