Сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Выбранная мною тема является актуальной, поскольку от успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений, а так же применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с

Работа содержит 1 файл

сущность и функции налогов.docx

— 48.09 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки РФ

Московский государственный  университет экономики,

статистики и  информатики (МЭСИ)

 

Курсовая  работа по дисциплине «Финансы »

на  тему: «Сущность и функции налогов »

Руководитель:   

Николаева Т.П.

                           Выполнила: студентка

группы ВНФ-302

Орличеня Е.В.

.

 

 

 

Москва – 2012

 

Содержание  
Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые  базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов.

Выбранная мною тема является актуальной, поскольку от успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность применяемых экономических решений, а так же применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с

 

 

 

1. Возникновение и развитие налогообложения

1.1. Предпосылки  возникновения налогообложения.

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов самого общества.

В условиях жесточайшей борьбы за сохранение одними накопленного материального богатства и власти над другими, выделение в структуре общества этого особого органа являлось объективной необходимостью. Поскольку этот орган не занимался материальным производством, то есть не имел источника для собственного содержания, то общество, в интересах которого он и был создан, находило средства и источники для его содержания.

В различные времена эти  источники зависели от деятельности самого общества, от исторических процессов, происходящих в нем. В мирное время этот особый орган содержался за счет остального общества путем эксплуатации неимущей части населения и изъятия части материальных ресурсов, присваиваемых имущей частью населения в виде налогов, для обеспечения эффективной деятельности этого особого органа – государства. В периоды военных действий и по их завершению основным источником становилось награбленное имущество побежденного народа. Кроме того, сам побежденный народ превращался в рабов, эксплуатация которых обеспечивала победителям большие доходы. Раб представлял собой бесправное существо и дешевую рабочую силу. Процветавшая со временем работорговля приносила большие доходы как самим рабовладельцам, так и рабовладельческому государству в целом.

Важную роль в финансово и материальном содержании государства играла развивающаяся торговля как внутри общества, так и между другими народами. Следует сказать, что для пополнения казны правителя использовались самые разные формы извлечения средств, начиная с обложения непосильной данью собственного и покоренных народов (экономическое закабаление) до похищения правителей соседних народов; за них назначался выкуп, который для последних обходился целым состоянием. Использовались и другие методы. Однако самым надежным и постоянным источником пополнения казны правителя являлась дань, размер которой устанавливался в зависимости от политической и социально-экономической ситуации в обществе. «Дань – прямой налог ( подать), собираемый с населения; военная контрибуция с побежденного народа. Дань была одним из основных источников государственных доходов при рабовладельческом строе и феодализме». Таким образом, возникновению налогообложения как основной формы обеспечения существования общества способствовал целый ряд социально-экономических факторов:

-Углубление разделения труда между членами первобытного общества под влиянием развивающихся производительных сил;

-Функциональное деление членов первобытного общества на занятых материальным производством, собственников и на тех, кто был занят управлением общины;

-Разложение первобытнообщинного строя под воздействием развивающихся внутри общины частнособственнических отношений, разделение общества на богатых и бедных;

-Централизация власти, то есть объединение крупных

собственников, порою не принадлежащих к одной общине, для защиты собственного материального богатства и для сохранения власти над неимущей частью общества;

-Возникновение совершенно отличного от социально справедливого родового общества рабовладельческого общества, где господствует эксплуататорские отношения;

-Создание особого органа ( государства), который стоял на страже защиты интересов рабовладельческого общества.

Эти факторы свидетельствую о том, что формирование налогообложения связано с развитием общества и государства, обусловленным сложившимися производственными отношениями. При этом движущей силой этих отношений были доминирующие в обществе экономические интересы. Анализ факторов, под воздействием которых сложились налоговые отношения, позволяет выделить основные предпосылки возникновения налогообложения, к которым относятся:

1) расслоение общества  на собственников и неимущих под влиянием развития частной собственности и условий для передачи имущества и властных полномочий по наследству;

2) централизация власти, продиктованная желанием собственников сохранить собственное материальное богатство и усилить свою власть над неимущей частью населения;

3) создание на основе централизации власти первых государственных образований.

1.2. Развитие налогообложения в России

Разложение феодальных отношений, развитие товарно-

денежных отношений привело  к установлению капиталистических

отношений. Последние, безусловно, предполагают развитие

налогообложения по законам  капитализма. Единственным

источником уплаты налогов  стала совокупная стоимость вновь

создаваемых товаров и  услуг, производимая на капиталистических

предприятиях. Конкретными объектами налогообложения при этом

становятся прибыль и  заработная плата наемного работника.

Уже в XVIII в. во многих государствах вопросы

налогообложения стали решаться на заседаниях парламентов стран.

Теория и практика формирования налоговой политики в отдельных

странах основывались на теоретическом наследии и накопленном

опыте налогообложения в других странах. Другими словами,

налоговые системы различных  стран все более стали приобретать

одинаковые (идентичные) черты.

Россия не являлась исключением. Здесь также налоговые

отношения вобрали в себя черты наиболее прогрессивного развития

налогообложения, которые складывались под влиянием

наступательного развития капитализма  как общественно-

экономической формации, как способа производства.

После отмены крепостного  права (1861 г.) в России были

проведены мероприятия по упорядочению финансовой системы. В

том числе требовалось  составление смет расходования отдельными

ведомствами ассигнуемых  из казны средств. В 1863 г. винные откупа

были заменены новой, более прогрессивной системой получения

казной доходов от реализации алкогольных напитков — винным

акцизом. В число основных государственных доходов, наряду с

подушной и оброчной податью, вошли такие налоги, как питейный

сбор, таможенный сбор, соляной налог, акциз на табак. « Военные

ассигнования поглощали  около 40% всех расходов, платежи по

государственным долгам — около 36%, содержание органов

управления — 13%». В целях повышения доходной части

государственной казны и  для покрытия расходов государства

земельный налог был повышен  в 1,5 раза, увеличены сборы с

городскогонедвижимого имущества и ставки косвенных налогов на

табак, спирт, вино и сахар. Для сокращения бюджетного дефицита, в

44

целях осуществления денежной реформы в 1895—1897 гг.,

установившей золотой  стандарт, были значительно увеличены

косвенные налоги на предметы массового потребления, повышение

которых продолжалось и в начале XX в. В 1904 г. доля косвенных

налогов всех доходов государственной  казны составляла свыше 3/2. В

их составе на первом месте находились доходы от винной монополии,

а среди прямых налогов  почти 3/4 их составляли подати, сборы и

выкупные платежи.

Косвенные налоги имели основное фискальное значение для

налоговой системы России. Наряду с доходами от винной монополии (в

1909—1913 гг. этот доход составлял 28,6% всех поступлений в

государственный бюджет) высокие доходы обеспечивали акцизы на

товары массового потребления  и таможенные пошлины. Однако

налоговая система Российской империи начала XX в. включала в себя

отдельные сборы, взимавшиеся в национальных окраинах, которые

остались со времен крепостничества. К таким налогам относились

оброчная подать с крестьянства и кочевого населения Сибири, Средней

Азии, Закавказья; сборы с нерусского населения, например ясак,

кибиточная подать. Хотя они уже не определяли ситуацию в

налогообложении, но они продолжали существовать как пережиток

прошлого.

В годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) существенно

сократились поступления  от основных источников налогообложения.

С введением «сухого закона» в бюджет перестали поступать доходы от

винно-водочной монополии. Кроме того, сократились таможенные

доходы, поступления от железных дорог и др. Для поправки дел в

финансовом хозяйстве государства в 1916 г. был принят Закон о

подоходном налоге.

Следует сказать, что Временное правительство, пришедшее к

власти после Февральской  революции 1917 г., фактически продолжало

политику налогообложения  царской России. Более того, оно объявило

об увеличении ставок подоходного  налога и о введении

дополнительного единовременного  налога на высокие прибыли за 1917

г.

После _________победы Октябрьской социалистической революции

РСДРП

Теоретические основы налогообложения

 

Теоретические представления об общественных финансах первоначально формировались в рамках изучения вопросов налогообложения, фактически являясь и оставаясь составной частью общеэкономической теории и ее различных школ (направлений).

Классическое  представление о роли налогов  в экономике было введено А. Смитом. Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов экономических агентов и выдвинул четыре принципа налогообложения: соразмерность, определенность, удобность и дешевизна. Представителями этого направления являются У. Петти, Ж. -Б. Сей, Д. Рикардо, Дж. Милль, считавшие экономику устойчивой и саморегулирующейся системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.

Важными вопросами теории налогообложения  является проблема налогового бремени и перемещения налогов (англ. tax shifting). Экономические агенты, реагируя на налоговые обязательства, стараются минимизировать налоговое бремя. Это осуществимо, во-первых, путем сокращения налоговых обязательств за счет изменения структуры и интенсивности экономической деятельности, и, во-вторых, путем переноса налогового бремени на других экономических агентов. Изучению данных вопросов посвящены работы А. Маршала, П. Самуэльсона, А. Пигу и др.

Постановка  вопроса о том, на каких экономических  агентов ложится налоговое бремя, предполагает проведение анализа преимущественно  в контексте общего равновесия. Вместе с тем понимание ситуации с  позиций общего равновесия невозможно без анализа с точки зрения частичного равновесия, когда внимание фокусируется на конкретном рынке.

Именно  на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой  сферой налоговых обязательств и  экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения  налога лежит взаимосвязь участников рынка. Реакция на налоговое бремя, обеспечивающая его перемещение, состоит  в изменении состава сделок, в  которые вступает его носитель (что  происходит посредством сокращения покупок и продаж).

Из  анализа частичного равновесия теория делает выводы, которые справедливы  и при рассмотрении общего равновесия:

1.  Бремя налога не зависит от того, на какую из сторон рыночного взаимодействия возложены налоговые обязательства.

Информация о работе Сущность и функции налогов