Сущность и организация налогового аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:18, курс лекций

Описание работы

Реформирование экономики Украины обусловило изменения в сфере налогообложения. При современных условиях субъекты предпринимательской деятельности платят в бюджет и государственные целевые фонды значительное количество налогов и сборов. Информация о состоянии начисления и уплаты налогов и сборов формируется в налоговом учете.
Оперируя налогами, государство влияет на процесс перераспределения доходов, инвестиций и экономическое развитие страны. Однако современный финансовый учет не предоставляет полной, исчерпанной информации пользователям, которые заинтересованы вопросами относительно начисления и взыскания налогов и сборов. Функции определения сумм налогов и контроля за их уплатой выполняет налоговый учет.

Содержание

Сущность, принципы и функциональные основы налогового аудита
Методы и специальные приемы налогового аудита
Документальные методы аудита

Работа содержит 3 файла

Лекция 2 рус.doc

— 89.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3 рус.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1 рус.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Лекция №1. Тема «Сущность и организация  налогового аудита»

 

  1. Сущность, принципы и функциональные основы налогового аудита
  2. Методы и специальные приемы налогового аудита
  3. Документальные методы аудита

 

1. Сущность, принципы  и функциональные основы налогового  аудита

 

Реформирование экономики  Украины обусловило изменения в  сфере налогообложения. При современных  условиях субъекты предпринимательской  деятельности платят в бюджет и государственные  целевые фонды значительное количество налогов и сборов. Информация о состоянии начисления и уплаты налогов и сборов формируется в налоговом учете.

Оперируя налогами, государство  влияет на процесс перераспределения  доходов, инвестиций и экономическое развитие страны. Однако современный финансовый учет не предоставляет полной, исчерпанной информации пользователям, которые заинтересованы вопросами относительно начисления и взыскания налогов и сборов. Функции определения сумм налогов и контроля за их уплатой выполняет налоговый учет.

Налоговый учет – система налоговых записей, которые дают возможность в полном объеме определить базу налогообложения в разрезе каждого налога и платежа, которые вносятся предприятием в бюджет и государственные целевые фонды.

Современное состояние  контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет субъектами ведения хозяйства предусматривает улучшение системы администрирования налогов с целью постоянного наполнения доходной части бюджета. Основным источником его наполнения должна быть добровольная уплата налогов, а основной функцией налоговых органов – мониторинг налогового процесса. Высокая вероятность нарушения предприятиями налогового законодательства предопределяет необходимость высокоэффективной организации налогового аудита.

Государственная налоговая  служба призвана постоянно контролировать соблюдение предприятиями налоговой дисциплины. Информированность налоговых органов о возможностях нарушения налогового законодательства на начальной стадии дает возможность налоговой службе реагировать на них надлежащими действиями, в частности предусматривать и предубеждать их возникновение.

Важной составляющей целостной системы экономического контроля является налоговый аудит, который основан на таких функциях, как профилактическая, информационная та мобилизирующая.

Налоговый аудит – проверка работниками Государственной налоговой службы полноты начисления и своевременной уплаты налогов и сборов плательщиками налогов в бюджеты всех уровней.

Объекты налогового аудита — плательщики налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты всех уровней и государственных целевых фондов.

Субъекты налогового аудита — должностные лица контролирующих органов, уполномоченных на проведение налогового аудита.

Методы налогового аудита следует понимать как способы исследования аудитором (с применением статистической, учетно-отчетной, нормативной документации, компьютерной техники, инструментов средств информации) объектов налогового аудита, сбора, обработки и аккумуляции фактических данных, которые отображают законность источников и объемы доходов, расходов налогоплательщика, начисления и уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), накопления материалов проверки, формирования оценки и обоснование выводов, которые отображают состояние выполнения плательщиком обязательств перед государством.

Целью современного налогового аудита в Украине является постоянное наполнение доходной части государственного бюджета, а его предметом – проверка полноты формирования базы налогообложения деятельности субъектов ведения хозяйства налогами и сборами и своевременности их перечисления в бюджет. 

Задания налогового аудита четко очерчены в Законе Украины  «О государственной налоговой службе в Украине» (от 24.12.93р. №509ХІІ). Основным заданием органов Государственной  налоговой службы является осуществление  контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговые доходы, установленные законодательством.

Налоговый аудитор — это должностное лицо контролирующего органа, уполномоченное им на проведение налогового аудита (проверки).

Налоговый аудит должен обеспечивать выполнение таких заданий:

    • проверку полноты начисления и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет и государственные целевые фонды;
    • контроль правильности определения базы налогообложения;
    • проверку правомерности применения налоговых льгот по налогам и сборам;
    • контроль своевременности представления в органы ГНИ налоговой отчетности по налогам и сборам;
    • анализ налоговых поступлений;
    • выявление, устранение и предупреждение нарушений действующего налогового и валютного законодательства.

Экономический контроль основывается на принципах экономичности, эффективности, действенности, гласности, соответствия, всеобъемлющей, научности, которые в полной мере касаются и налогового аудита, хоть и частично интерпретируются, в частности действенности и гласности.

Налоговый аудит нуждается  в соблюдении ряда дополнительных принципов: оперативности обработки информации, сотрудничества между налогоплательщиками и работниками налоговой службы, привлечение к ответственности, ориентация на налогоплательщиков (табл. 1)

Таблица 1

Принципы налогового аудита

Название принципа

Содержание

Принцип оперативности обработки  информации

Он достигается посредством применения АРМ налоговой службы и заключается не только в выявлении нарушений налогового законодательства, но и в своевременном возвращении предприятиям избыточно оплаченных в бюджет средств. Реализация этого принципа в известной мере зависит от своевременности поступления деклараций и отчетов от субъектов ведения хозяйства.

Принцип действенности

Его соблюдение предусматривает активное влияние налоговых органов на налогоплательщиков путем принятия управленческих решений, направленных на устранение выявленных нарушений требований  законодательства, профилактики и предупреждения их возникновения в последующей деятельности предприятия. Такое влияние достигается путем применения ряда штрафных и финансовых санкций как к предприятию, так и к должностным лицам, а в отдельных случаях – привлечение виновных лиц к криминальной ответственности.

Принцип гласности

Он тесно связан с предыдущим принципом. Информация о нарушителях  налогоплательщиков периодически появляется в СМИ и на дайджестах налоговой службы в сети Интернет. Принцип гласности имеет двоякий характер: с одной стороны – это информация о результатах проверки, а с другой – предупредительное мероприятие для недисциплинированных налогоплательщиков.

Принцип сотрудничества

Этот принцип в первую очередь  касается дисциплинированных налогоплательщиков. Это партнерские отношения между субъектами и объектами контрольного процесса.  В отдельных случаях субъекты бизнеса могут рассчитывать на помощь работников налоговой службы, которую предоставляют консультационные отделы (заполнения налоговых деклараций, отчетов и тому подобное).

Принцип привлечения к ответственности

Достигается этот принцип через  оперативное разоблачение в процессе проведения проверок нарушений налогового и валютного законодательства, привлечение  к ответственности лиц, которые уклоняются от уплаты налогов и сборов

Принцип ориентации на рискованных налогоплательщиков

Принцип предусматривает контроль за субъектами ведения хозяйства, которые  при значительных объемах валовых  доходов платят небольшие суммы налогов. Контроль дает возможность увеличить количество налогоплательщиков на добровольных началах.


 

 

2. Методы и  специальные приемы налогового  аудита.

 

В процессе контроля за выполнением плательщиком налоговых обязательств могут применяться разные методы налогового аудита. В практике осуществления процедур проверки, оценки объекта налогообложения, состояния уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) из источников информации относительно объекта налогообложения получаются и применяются разные первичные, промежуточные и обобщенные виды данных, по которым налоговый аудитор может формировать доказательства и предложения соответственно заданиям аудита. Эти данные формируются разными способами выполнения учетных, расчетных и других процедур аудита.

Методы получения и обработки данных, обобщения результатов проверок, обоснования выводов и осуществления других операций исследований налогоплательщиков следует разделить на две группы: общенаучные и прикладные.

К общенаучным относятся методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирование, абстрагирование, конкретизации, аналогии и другие. К прикладным методам аудита принадлежат документальные, аналитические наблюдения, запить о налогоплательщике, метод инвентаризации активов, метод обзора физического состояния объекта аудита, метод достоверных утверждений, повторное выполнение проверки и другие.

В процессе выполнения процедур проверки аудитор может получить различные данные, применять соответствующие методы получения конкретных данных, проверки фактической информации, что отображает базу налогообложения.

 

3. Документальные  методы аудита

 

Документальные  методы аудита - это методы ревизионной проверки документов и неформальных записей налогоплательщика для того, чтобы подтвердить информацию, которая есть либо должна быть включена в налоговую отчетность, либо которая используется в процессе анализа состояния поступлений платежей.

Документы, которые проверяет налоговый  аудитор, - это записи соответствующие определенным требованиям их выполнения, которые используются налогоплательщиком для того, обеспечить информацией службы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Так как каждая хозяйственная, информационная процедура или операция в организации деятельности предприятия обычно подтверждаются хотя бы одним документом, то всегда есть большой объем доступных доказательств относительно определения доходов, базы налогообложения, состояния уплаты налогов и тому подобное. Например, предприятие накапливает платежки, расчетные, налоговые документы, финансовую отчетность. Такие документы не только проверяются, но и могут быть полезными доказательствами для осуществления выводов по результатам проверки.

Внешние документы - это документы, созданные за пределами предприятия, которое проверяется, то есть другим предприятием, которое является участником осуществления операций, что были отображено в конкретных документах, но которые в настоящее время находятся у плательщика налога и являются доступными. В некоторых случаях внешний документ начинает создаваться за пределами предприятия, а дооформляеться у последнего и наоборот. Примерами такого типа документов являются акты сверки, соглашения и тому подобное.

Налоговый аудитор может принимать  внутренний или внешний документ как достоверное доказательство, если убежден, что документ создан и обработан в условиях надежного внутреннего контроля.

Внутренние документы, сложенные  и обработанные в условиях слабой исполнительской дисциплины, могут  и не служить средством достоверного доказательства. Внешние документы  расцениваются, как более достоверное доказательство, чем внутренние документы, поскольку как при их подготовке у контрагента, так при рассмотрении на предприятии им уделяют больше внимания.

В зависимости от содержания, сути и правильности составления документы могут быть качественными и не качественными.

Качественные - это такие документы, которые после их ревизионной проверки оказались правильно оформленными и обоснованно отображают сущность законной и экономически целесообразной финансово-хозяйственной операции.

В отличие от качественных документов во время налогового аудита есть и некачественные документы как по сущности и содержанию некачественного отображения в них финансово-хозяйственных операций, которые характеризуют недостатки, нарушения, злоупотребления, незаконные и нецелесообразные операции, так и за формальными признаками составления и оформления этих документов, что характеризует нарушение установленных правил их составления и оформления. Чаще всего такие виды некачественных документов оформляются по:

1. формальным признакам:

- (при условии, что  документы отображают законную  и хозяйственную целесообразную  операцию не в искаженном виде и объеме):

- документы, которые составлены по неустановленной форме;

- документы, в которых  отсутствуют необходимые реквизиты, а также резолюции, штампы  и печати;

- документы, которые  имеют подчистки, помарки и  другие подобные дефекты.

2. по сущности отображенных хозяйственных операций:

(независимо от качества  оформления документов):

- документы поддельные (сфальсифицированны);

Информация о работе Сущность и организация налогового аудита