Сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:25, реферат

Описание работы

Определение понятия налога и выявление его признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть сущность и характерные особенности правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ 4
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАЛОГА 4
1.2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 9
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
ГЛАВА 3. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 14
3.1. ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОТ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ 14
3.2. ОПАСНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 16
3.3. ПРЕДЕЛЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Налоги.doc

— 97.00 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

 

Введение              2

Глава 1. Сущность налогов              4

1.1. Понятие и признаки налога              4

1.2. Функции налогов              9

Глава 2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации              12

Глава 3. Налоговое планирование              14

3.1. Понятие и отличия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов              14

3.2. Опасности налогового планирования              16

3.3. Пределы налогового планирования              17

Заключение              20

Список использованной литературы              22

 


Введение

 

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов". Это означало, что за годы социалистического строительства в СССР отсутствовала мотивация и востребованность научных разработок в области налогообложения.

Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы и связанных с ней теоретических исследований, в том числе принятия налогового законодательства.

Одна из первых проблем, которую надо было решать, - это уточнить содержание категории "налог".

Хотя этот вопрос до сих пор остается дискуссионным в силу двойственной (экономической и правовой) природы налога, но можно утверждать, что определенное продвижение по данному направлению есть.

При утверждении законодательным образом конкретных налоговых форм, под которыми в первую очередь понимается состав и структура налоговой системы, особое значение имеет трактовка понятий "налог", "пошлина", "сбор". Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку различия между ними оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределения налоговой нагрузки.

Различия также важны и для осуществления юридических доктрин в рамках единой налоговой системы.

В российской практике эти понятия часто смешиваются либо подменяются, что недопустимо при решении проблем создания объективной системы взаимоотношений плательщиков с государством, которые базируются на равенстве экономических интересов и паритете разных форм собственности.

Определение понятия налога и выявление его признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть сущность и характерные особенности правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения.

Кроме того, в отличие от остальных видов платежей налог не имеет установленных и предусмотренных законом особенностей, чем и определяется особый механизм его взимания. Поэтому в понятие "налог" должны быть заложены отличительные элементы, позволяющие определить его место среди других платежей в бюджет.

 


Глава 1. Сущность налогов

 

1.1. Понятие и признаки налога

 

Налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Налоги - одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Являясь обязательными платежами в государственную казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.

Налоги - одно из основных проявлений суверенитета государства и необходимое условие его проявления. Этим налоги отличаются от доходов государственного имущества и займов. Право взыскивать налоги, всегда было одним из суверенных прав государства.

В зависимости от сущности, предназначения, порядка взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины. Различать эти понятия необходимо еще и потому, что к ним применяются различные правовые режимы.

Так, в ст.17 НК РФ определены общие правила установления налога, существенно отличающие его от сборов и других платежей. Действующий в настоящее время Налоговый кодекс РФ содержит в ст.8 определение налога и сбора: "налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований".

При поиске различий между сборами и налогами следует помнить, что определение понятия "налог" было позаимствовано составителями Налогового кодекса РФ из решений Конституционного Суда РФ. В свою очередь, Конституционный Суд РФ давал определение налога с учетом тех проблем, решить которые ему предстояло в конкретном деле. Поэтому понятие "налог", сформулированное Конституционным Судом РФ, с одной стороны, отражало не всю гамму конституционных характеристик налога, а, возможно, только некоторые наиболее важные, сущностные. С другой стороны, не исключается, что присущие налогу качества могут быть характерны и для других платежей.

Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на его уплату. С этой позиции изучается правовая природа налога.

Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Например, согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 10.01. 1995 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете.

Тем самым главная черта налога - односторонний характер его установления. Налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. С этой позиции налог является индивидуально безвозмездным. Государство, взимая налоги, не дает за них непосредственного вознаграждения плательщику. Именно поэтому из понятия "налог" следует исключить всякий элемент взаимности услуг.

Отметим, что налог является экономической категорией. Следовательно, необходимо учитывать, что данные односторонние, индивидуально безвозмездные пожертвования являются экономическими. Налог является не только экономической, но и финансовой категорией. Любая финансовая категория характеризуется тем, что движение стоимости происходит на безвозвратной основе. Следовательно, налог как финансовая категория должен удовлетворять условию безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.

"О налогах не договариваются" - главный принцип налогового права. Таким образом, методом налогового права является метод властных предписаний. Приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

Налог определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных требований казны.

Законодательное определение налога дается с целью указать признаки данного платежа и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических потенциалов.

В определении отмечается, что налог обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога. Строго говоря, любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого устанавливаются налоговые льготы либо ужесточается режим налогообложения.

Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти, т.е. для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из определения налога видно, что целью его взимания является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

До вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 г) фактически все обязательные платежи в бюджеты объединялись законодателем понятием "налоговая система". Статья 2 Закона РФ от 27.12. 1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Таким образом, действовавшее до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.

С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были нормативно отделены от иных (неналоговых) платежей. В частности, п.1 ст.41 БК РФ четко разграничены налоговые и неналоговые платежи. При этом к налоговым доходам отнесены все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

В действующем налоговом законодательстве также закреплено определение налога. В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В данном определении уточнено, что налог взимается с организаций и физических лиц и форма платежа обязательно является денежной. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Смысл заключается в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

В определении налога, приведенном в ст.8 НК РФ, не указано, что налог должен быть установлен в законодательном порядке, что является недостатком данного определения.

Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

 

1.2. Функции налогов

 

Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций. Функция налога - это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

В настоящее время в юридической литературе термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права. Существуют следующие признаки функции налога:

- они вытекают из сущности налога и определяются назначением налога в обществе;

- представляют собой направление воздействия налога на общественные отношения, потребность в котором порождает необходимость налога как социального явления;

- отражают наиболее значимые, главные характеристики права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

- выражают направление активного действия права, упорядочивающего налоговые отношения;

Информация о работе Сущность налогов