Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги в совокупности, образовав налоговую систему, во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...3
1 Экономическая сущность налоговой системы и её роль в развитии государства...5
1.1Экономическая сущность налоговой системы, ее типы и принципы построения....5
1.2 Роль налоговой системы в развитии государства....11
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран....14
2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь....14
2.2 Зарубежный опыт построения и функционирования налоговой системы....20
2.3 Сравнительная оценка налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных государств....25
3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь....30
3.1 Основные тенденции развития налоговой системы Республики Беларусь и оценка их влияния на изменение налоговой нагрузки.....30
3.2 Направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь.....35
Заключение.....39
Литература.....42

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 223.53 Кб (Скачать)

     Кроме того, исключаются два самостоятельных  налоговых платежа за счет включения  в состав:

  • экологического налога – сбора при ввозе на территории Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
  • государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений  на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.
  • плательщика предоставлено право принимать без ограничений к вычету «входной» НДС, уплачиваемы при приобретении инвестиционных товаров.

       Также налог на прибыль будет  уплачиваться ежеквартально,  по  НДС и акцизам  отменены  «авансовые платежи» и  другие  изменения, вступившие в силу  в соответствии с законом Республики  Беларусь «О внесении изменений  и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» с 1 января 2011 года.

     Вышеперечисленные изменения, несомненно, отразились на уровне налоговой нагрузки.  Рассмотрим налоговую нагрузку  на экономику  Республики Беларусь в первом квартале 2011 года представленную в таблице 3.1. В январе-марте 2011 года величина налоговой нагрузки на экономику составила 30 процентов к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на один процентный пункт. В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта. 

Таблица 3.1 - Величина и структура  налоговой нагрузки на экономику 

Республики  Беларусь в первом квартале 2010 и 2011 гг

 
Показатели 
1 квартал 2010 г. 1 квартал 2011 г. Отклонение, п. п., (+/-)
в % к ВВП
 
Налоговая нагрузка

в том  числе:

31,0 30,0 -1,0
косвенные налоги 14,0 11,7 -2,3
прямые  налоги 7,5 10,2 2,7
смешанные налоги 2,9 2,6 -0,3
прочие  налоговые доходы, сборы, пошлины 6,6 5,5 -1,1

Источник: Собственная разработка, составленная на основе изучения данных Национального  статистического комитета. 

     Одновременно  удельный вес прямых налогов и  сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля).  Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 процента, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 процента.

     В общей сумме платежей этого вида 74 процента приходится на налог на добавленную  стоимость. Структура налогов и  сборов приведена на рисунке 3.1. Следует отметить, что Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены очередные меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки, среди которых расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, введение для целей налогообложения по налогу на прибыль механизма переноса убытков, полученных при осуществлении текущей деятельности, на будущие периоды, оптимизация налоговых льгот.          

     

 

Рисунок 3.1 – Структура  налогов в налоговой  нагрузке за 1 квартал 2011 год (справа)  и 2010 гг (слева)

Источник –  собственная разработка, на основе данных  Национального статистического  комитета.

 

     В результате всех изменений основу системы  пополнения бюджета  составляют 7 налогов: НДС, акцизы, налоги на прибыль, на недвижимость, на землю, экологический и отчисления в Фонд социальной защиты населения. Произошли изменения и в структуре  налогов. Наибольший удельный вес в  ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с  первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта. Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.  Последовательное реформирование налоговой системы позволит к концу текущего пятилетия сократить величину налоговой нагрузки на экономику до 26 процентов без учета ФСЗН в ВВП.

3.2 НАПРАВЛЕНИЯ  РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     Совершенствование налоговой системы является обязательным условием на современном этапе. Понятно, что налоговая система – важнейшая  составляющая финансовой системы любого государства, поскольку налоги - основной источник пополнения казны, и соответственно государственных расходов. Автор  опять же возвращается к рейтингу Всемирного банка. Анализ показывает, что в первой двадцатке находятся  только пять европейских государств. Как сказала Герасимова В.: «При этом большинство стран, находящихся  на вершине вполне заслуживают характеристики «налоговый рай», это практически оффшорные зоны. Их налоговая система включает 1-2 налога, а некоторые доходы предприятий вообще не подлежат налогообложению. В ряде таких государств экономика построена на нефти, туризме. А низкие налоговые ставки часто являются способом привлечения иностранного капитала. При этом набольшие островные государства не отличаются высоким уровнем развития экономики» [9, c.13]. Таким образом можно сделать вывод, что системы налогообложения многих государств, находящихся на вершине рейтинга, не соответствуют экономической модели государства в целом и поэтому не могут быть примером для развитых государств, которые имеют иную структуру экономики и макроэкономическую модель.

     Белорусская налоговая система по количеству платежей в настоящее время практически  не отличается от большинства систем налогообложения  стран с развитой рыночной экономикой. Этот же вывод  вполне применим и для налоговых  ставок. С 1 января 2010 НДС увеличился до 20%. Это конечно «не есть хорошо», но такую же меру в условиях мирового экономического кризиса применили  и другие государства. Кроме того, в Беларуси довольно высокая ставка налога на прибыль – 24%, например, в  России – 20%. Вместе с тем у нас  одна из самых низких ставок подоходного  налога – 12%.

     Вывод напрашивается сам собой: последнее  место белорусской налоговой  системы в рейтинге ВБ – результат  не только и не столько количества налоговых платежей и налоговых  ставок. В ряде государств налоговых  платежей даже больше, чем у нас, а ставки налогов выше. Па мнению автора, основные проблемы отечественного налогового законодательства заключаются  в следующем. Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоемкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это касается НДС, налога на прибыль  и экологического. Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается  в нестабильности нашего налогового законодательства. Понятно, что налоговые нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но в государстве довольно часто эти налоговые нормы вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Например, Особенная часть налогового кодекса вступила в силу 1 января 2010 года, а принята только 29 декабря. Автор считает нужным, законодательно закрепить требование, что изменения налоговых норм должны быть приняты не позднее 1 декабря. И вступать в силу с нового календарного года. Это позволит плательщика ознакомиться с новыми нормативно-правовыми актами, решить все неясные вопросы и избежать непреднамеренных ошибок

     Третья  проблема – высокая периодичность  уплаты налогов. А ряде государств так называемым отчетным периодом по налогам является календарный год. Переход к годовым, или как минимум к квартальным срокам уплаты налогов и сборов способствует:

  • существенному упрощению порядка расчетов с бюджетом по налогом и ведению по ним налоговой отчетности;
  • снижению затрат налогоплательщика за счет сокращения количества подаваемых в налоговые органы деклараций и перечислений в бюджет;
  • увеличению прибыли организации благодаря вовлечению в оборот средств, ранее отвлекаемых на уплату налогов;
  • увеличению налоговых поступлений в бюджет за счет увеличения налоговой базы по налогу на прибыль;
  • приведение порядка расчетов с бюджетом в соответствии с мировой практикой.

     Что же Белорусское государства можем  позаимствовать у развитых государств. Налоговые системы стран с  развитой рыночной экономикой имеют  следующие общие черты и тенденции:

  • Нормы налогового законодательства четко и ясно изложены и не допускают противоречивого толкования.
  • Небольшое количество налогов.
  • Невысокие налоговые ставки.
  • Редкая периодичность уплаты налогов.

     В последнее время в органах  госуправления и предпринимательских  кругах много говорят о необходимости  упрощения налоговой системы. Тем  не менее, очевидно, что налоговая  система стран с развитой рыночной экономикой не может быть простой. В  таких странах прибыль для  налогообложения уменьшается практически  на  все понесенные в ходе ведения  бизнеса расходы, если они на прямую связаны с ведением бизнеса. Основные тенденции налогообложения европейских государств подтверждают, что формирование эффективной налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на классических принципах налогообложения, а с другой стороны – учитывать социально-экономическое положение и модель макроэкономического регулирования, которую выбрала страна.

     Налоги  – очень важный и тонкий рычаг  государственного регулирования, поскольку  при их реформировании затрагиваются  интересы широких слоев населения  и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменений в систему налогообложения  требует очень взвешенного подхода, и должно сочетаться с комплексами  других мер, направленных на оздоровление экономики.

     Из  всего вышесказанного следует, что  реформирование налоговой системы  должно осуществляться по следующим  направлениям:

    • снижение налоговой нагрузки с одновременным расширением налоговой базы;
    • работа в области четкости и ясности изложения норм налогового законодательства;
    • упрощение налогового администрирования;
    • увеличение периодичности уплаты налогов. 

     Судя  по намерениям правительства радикально упростив налоговую систему, государству  все же удастся уйти с последнего места в рейтинге ВБ. Но дело ведь не только в рейтинге. Главное –  создать такую налоговую систему, которая бы не тормозила развитие экономики.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Налоговая система – совокупность элементов: законодательной базы, совокупности налогов, плательщиков налогов, которые обеспечивают  существование взаимоотношений с государством, а также для налогового администрирования. Налоговая система является важным элементом политики государства. Она может стать мощным инструментом регулирования экономики. В периоды экономического спада может стать стимулом для развития, а периоды подъема сдержать высокие темпы роста. Роль государства состоит в проведении эффективной налоговой политики, создании системы налогообложения, которая будет способствовать развитию экономики, а не давить своим чрезмерным прессом.

     Белорусская налоговая система имеет свои особенности. Существование  республиканских и местных налогов позволяет говорить о существовании двухуровневой налоговой системы, которые соответствует бюджетному устройству. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

       Из приведенных расчетов следует,  что власти государства стремятся  сократить налоговую нагрузку. В  2010 году  по сравнению с 2009 годом  налоговая нагрузка уменьшилась  на 1,9 п. п.  Однако, для того  чтобы, доходы бюджета не снижались,  налоговую нагрузку необходимо  уменьшать с одновременным расширением  налоговой базы. Несмотря на все  преимущества косвенных налогов, власти занимаются уменьшением из доли.  Так уменьшается доля косвенных налогов с одновременным увеличением доли прямых налогов. В 2010 доля косвенных налогов уменьшалась на 0,2 п. п., и соответственно, доля прямых налогов увеличилась на 0,2 п. п. Основой формирования доходов бюджета должны выступать прямые налоги на доходы и прибыль, подоходный налог. Именно размер поступлений по налогам из прибыли в доходах бюджета характеризует финансовое благополучие предприятий и их готовность "показывать" (формировать) прибыль в данном государстве. Очевидно, что пока доходная часть бюджета не будет сформирована преимущественно из налогов на доходы и прибыль, говорить о благоприятном деловом и инвестиционном климате в государстве не приходится

Информация о работе Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь