Теоретические аспекты акцизного налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.
Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:
1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
4. анализ структуры акцизов;
5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.

Содержание

Введение
I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. Развитие законодательства об акцизах в Российской Федерации 5
1.2. Развитие акцизного налогообложения за рубежом 10
1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ 15
II. Современное состояние системы акцизного налогообложения в РФ 20
2.1. Планирование поступления акцизов 20
2.2. Анализ собираемости и структуры акцизов 22
2.3. Проблемы акцизного налогообложения 24
III. Пути совершенствования системы акцизного налогообложения в РФ 35
3.1. Акцизы на нефтепродукты 35
3.2. Акцизы на алкогольную продукцию 36
3.3. Акцизы на табачные изделия 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 47

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВОЙ!!!!!.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

3. Установление минимальной цены на водку, ликёроводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %.

Это должно максимально  затруднить продажу в легальных магазинах (в том числе в крупных сетях) водки по ценам ниже возможных с учётом всех налогов, себестоимости производства, оптовой наценки. Необходимо лишить «теневиков» конкурентного преимущества в цене, достигнутого за счёт уклонения от уплаты акцизов и НДС и широко используемого при продаже через легальные каналы.

Применение минимальных  цен сделает экономически нецелесообразной продажу продукции ниже рыночных цен, включающих в себя налоги. Предполагается, что минимальная цена на спиртные напитки должна содержать сумму обязательных налоговых платежей на единицу продукции, надбавку оптового звена, надбавку розничной торговли и себестоимость (минимально возможную для производства продукта эконом – класса).

Введение минимальной  цены будет служить запретом на продажу нелегальной продукции и ликвидирует экономические предпосылки для подобных махинаций. [5]

Со ставками акцизов  на алкогольную продукцию на 2009-2011 года можно ознакомиться ниже в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Ставки акцизов на алкогольную продукцию за 2009-2011 года.

Виды подакцизных товаров 

Налоговая ставка (в процентах  или рублях на единицу товара)

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец  из всех видов сырья)

с 1 января по 31 декабря 2009 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно

27,70 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта

30,50 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта

33,60 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

191,00 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

210,00 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

231,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно

121,00 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

133,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

146,00 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением  шампанских, игристых, газированных, шипучих  вин)

2,60 руб. за 1 литр

2,90 руб. за 1 литр 

3,20 руб. за 1 литр 

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

10,50 руб. за 1 литр 

11,55 руб. за 1 литр 

12,70 руб. за 1 литр 

Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 0,5 и до 8,6% включительно

3,00 руб. за 1 литр 

3,30 руб. за 1 литр 

3,60 руб. за 1 литр 

Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 8,6%

9,80 руб. за 1 литр 

10,80 руб. за 1 литр 

11,90 руб. за 1 литр 


                                                                                                                         [29]

3.3. Акцизы на табачные изделия

Политика налогообложения  табачных изделий, проводившаяся в России в 2001-2009 годах, хотя и привела к некоторому повышению доходов государственного бюджета, имеет ряд существенных недостатков, так как она:

    • не приводит к сокращению потребления табачных изделий;
    • поощряет начало курения среди молодежи;
    • стимулирует потребление сигарет без фильтра;
    • стимулирует контрабанду сигарет из России;
    • способствует ухудшению внешнеторгового баланса России.

Уровень табачных акцизов в России ниже, чем в  соседних странах как в относительном (доля акцизов в розничной цене сигарет), так и в абсолютном выражении (сумма акцизного сбора на одну сигарету).

Министерство  финансов РФ предложило повысить ставки акцизного сбора на табачные изделия  в 2011 году на большую величину, чем  предусмотрено действующим законодательством. Такое повышение является прогрессивным, но недостаточным шагом, так как почти не способствует решению ни одной из вышеуказанных проблем.

Для рассмотрения предлагается еще два варианта повышения  ставок акциза на табачные изделия:

1) умеренный  (в среднем в 2,2 раза), который  исходит из двух параметров: выравнивание  ставок акциза с Украиной и приведение средних цен на сигареты в 2010 году до того уровня, какими они должны были быть, если бы эти цены в 2001–2010 году повышались бы в соответствии со средним уровнем инфляции;

2) существенный (в среднем в 3,5 раза), исходя  из установления минимального уровня акциза в размере 12 рублей за пачку и выравнивание акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра.

Анализ последствий  предложенных вариантов показывает, что они не только приведут к снижению распространенности курения в России, но и принесут в 2011 году дополнительный доход в государственный бюджет в размере 50–90 млрд рублей. При этом умеренный вариант приведет к сокращению контрабанды сигарет из России и практически не допустит увеличения контрабанды сигарет в Россию.[16]

Уровни акцизного налогообложения табачных изделий в Российской Федерации должны быть повышены с целью решения следующих задач:

  • Сокращения потребления табачных изделий.
  • Повышения доходов государственного бюджета.
  • Снижения уровней нелегального ввоза и вывоза табачных изделий.

Также должна быть изменена и структура акцизных налогов с целью:

  • Уравнивания ставок акциза на сигареты с фильтром и без фильтра.
  • Установления работающей ставки минимального акцизного налога.
  • Равномерного повышения ставок акциза на все виды табачных изделий.

Ознакомиться со ставками акцизов на табачные изделия можно  в таблице 5 приведенной ниже.

Таблица 5

Ставки акцизов на табачные изделия за 2009-2011 года

Виды подакцизных  товаров 

Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу  товара)

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный

300,00 руб. за 1 кг 

300,00 руб. за 1 кг 

330,00 руб. за 1 кг 

Сигары

17,75 руб. за 1 штуку

17,75 руб. за 1 штуку

19,50 руб. за 1 штуку

Сигариллы

255,00 руб. за 1000 штук

281,00 руб. за 1000 штук

309,00 руб. за 1000 штук

Сигареты с фильтром

150,00 руб. за 1000 штук + + 6% расчетной стоимости, исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, но не менее 177,00 руб. за 1000 штук

180,00 руб. за 1000 штук + + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 216,00 руб. за 1000 штук

216,00 руб. за 1000 штук + + 7% расчетной стоимости, исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, но не менее 260,00 руб. за 1000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы

72,00 руб. за 1000 штук + + 6% расчетной стоимости, исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, но не менее 93,00 руб. за 1000 штук

92,00 руб. за 1000 штук + + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, но не менее 118,00 руб. за 1000 штук

120,00 руб. за 1000 штук + + 7% расчетной стоимости, исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, но не менее 154,00 руб. за 1000 штук


                                                                                                                          [29]

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. существующая система исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты себя не оправдывает, поэтому есть смысл вернуться к существовавшей ранее системе, т.е. перенести налоговую нагрузку на организации-производители;
  2. необходимо пересмотреть механизм распределения доходов от поступления акцизов по субъектам РФ;
  3. необходимо реализовать комплекс мер взимания акциза с оборота спирта, чтобы снизить экономическую мотивацию и возможность для нелегального производства неучтенного спирта и водки;
  4. необходимо ввести государственную монополию на транспортировку спирта - это позволит контролировать базу по акцизному налогу – оборот / отгрузка спирта;
  5. необходимо введение минимальной цены на водку, ликёроводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % - это будет служить запретом на продажу нелегальной продукции, ликвидирует экономические предпосылки для подобных махинаций и сделает экономически нецелесообразной продажу продукции ниже рыночных цен, включающих в себя налоги.

 

 

 

 

 

Заключение

Фактически, акцизное налогообложение  носит регрессивный характер, когда  налогообложение равным образом  ложится как на обеспеченные, так  и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей  части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько  к регулированию производства и  потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Система акцизного налогообложения нуждается в реформировании.

Основная проблема системы  налогообложения – это её сложность. Очень большое число налогоплательщиков усложняет налоговый контроль и, соответственно, работу налоговых органов. Постоянно увеличивается документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками. Увеличение количества налогоплательщиков и документооборота привело к росту числа привлеченных специалистов налоговых органов по обработке деклараций, многократно возросшего объема информационных ресурсов для осуществления налогового контроля. Действующая система в значительной степени осложнила деятельность бухгалтерских служб налогоплательщиков. Они вынуждены для получения налоговых вычетов составлять ежемесячные реестры, которые содержат более 300 счетов-фактур. Значительно усложнилась форма налоговой декларации. Ежемесячные декларации по акцизам, представленные в налоговые органы, содержат с приложениями несколько тысяч листов. При этом акцизы платят, в основном, относительно мелкие организации, которые вынуждены привлекать дополнительную численность работников для составления этого огромного количества документов. Сложна работа администраций субъектов РФ по расчету поступлений данного налога в соответствующие бюджеты, а также по определению расходов и объемов дорожного строительства.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия  государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование  налогообложения в сфере акцизов  является одним из важнейших условий  улучшения экономической ситуации,  пополнения федерального и региональных бюджетов. 

Список используемой литературы

  1. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор – Пресс, 2009. – 192 с.
  2. Блинов М. История «водочного» акциза в России // Акциз. – 2009. - №7. – с. 18 – 26.
  3. Блинов М. В. Международный опыт регулирования, контроля и налогообложения алкогольного рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. - №16. – с. 69 – 79.
  4. Блинов М. Международный опыт системы контроля производства алкоголя и обеспечения уплаты акцизов – 2010. - №14. – с. 32 – 39.
  5. Блинов М. О мерах регулирования алкогольного рынка // Налоги и налогообложение. – 2009. - №2. – с. 27 – 30.
  6. Блинов М. В. Особенности государственного регулирования и налогообложения алкогольного рынка // Налоги и налогообложение. – 2009. - №8. – с. 15 – 26.
  7. Блинов М. Как изменить ситуацию на алкогольном рынке? // Налоги и налогообложение. – 2009. - №9. – с. 25 – 27.
  8. Блинов М. Система контроля и регулирования алкогольного рынка в США // Налоговая политика и практика. – 2010. - №12. – с. 67 – 72.
  9. Герберштейн С. Записки о Московитских делах//Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Лениздат, 1986. – С. 84.
  10. Давыдова И. Об освобождении от уплаты акциза налогоплательщика, осуществившего операцию по передаче нефтепродуктов, произведённых им из давальческого сырья собственнику сырья // Бухгалтерский учёт. Официальные материалы. – 2010. - №8. – с. 34 – 35.
  11. Давыдова И. О праве на вычеты // Бухгалтерский учёт. Официальные материалы. – 2010. - №12. – с. 32 – 33.
  12. Землянская И. С. Косвенное налогообложение товаров, работ, услуг: приоритеты и методы оптимизации // Финансы и кредит. – 2008. - № 27. – с. 44 – с. 48.
  13. Крупский А. Фискальная система Испании: виды и ставки налоговых платежей – 2009. - №7. – с. 21 – 29.
  14. Лермонтов, Ю. Уплата акцизов // Аудит и налогообложение. – 2009. - №9. – с. 40 – 44.
  15. Малов В.Н. Ж.Б. Кольбер. – С.90.
  16. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: МУФЭР, 2008. – 385-389 с.
  17. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 117-ФЗ (часть вторая)
  18. Нечипорчук Н.А. Новое в исчислении акцизов на нефтепродукты // Российский налоговый курьер. – 2008. - №16
  19. Паскачёв А.Б. Использование зарубежного опыта в сфере налогообложения нефтепродуктов – 2009. - №13
  20. Петти В. Трактат о налогах и сборах. // Петти В., Смит. А., Рикардо Д. Антология экономической классики. – М.: «Эконов-ключ», 2007. – С.77-78.
  21. Подгорная Т.К. Акцизы в налоговой системе Федеративной Республики Германия  // Российский налоговый курьер. – 2010. - №18
  22. Подгорная Т.К. Зарубежный опыт: акцизы в налоговой системе Швеции  // Российский налоговый курьер. – 2009. - №10
  23. Сорокина Е.Л. Совершенствование акцизного налогообложения нефтепродуктов // Экономическое развитие. – 2008. - № 2, с. 80 – с. 83
  24. Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 года. – М.: Прогресс, 1979. – С.170.
  25. Шокарова Л. Х. Зарубежный опыт государственного регулирования развития регионов // Региональная экономика и управление. – 2010. - № 14
  26. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. - С.-Пб.: Тип. М. Стасюлевича, 2008. - 504 c.
  27. www.bankir.ru - история налогов в России
  28. www.dit.perm.ru – из истории акцизов в России
  29. www.gks.ru – федеральная служба государственной статистики
  30. www.nalog.ru – федеральная налоговая служба

Информация о работе Теоретические аспекты акцизного налогообложения