Теоретические аспекты проблемы переложения налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются основные проблемные стороны переложения налогов.

Предметом исследования является теории переложения налогов.

С учетом актуальности проблемы была определена цель исследования, которая заключается в выявлении основных теории переложения налогов, анализе проблем переложения налогов в наше время.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач: охарактеризовать существующие теории переложения; рассмотреть проблемы и возможность переложения налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Проблема переложения налогов…………………………………………….. 4

2.Возможность переложения налогов………………………………………….7

3.Теории переложения налогов

3.1 Возникновение теории переложения налогов…………………………....10




3.2 Теории переложения и современность……………………………………15

Заключение……………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

КАФЕДРА НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему

Теоретические аспекты проблемы переложения налогов

Часть I 
 
 

                                                                                 Выполнила: 

                                                                                 студентка группы БУА-31

                                                                                 Зиганшина Ф. И.

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                                  Доцент каф. налоги и налообл.

                                                                                Вязова В. С.   
 
 

Йошкар-Ола

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Проблема переложения  налогов…………………………………………….. 4

2.Возможность  переложения налогов………………………………………….7

3.Теории переложения налогов

3.1 Возникновение теории переложения налогов…………………………....10

 
 

3.2 Теории переложения  и современность……………………………………15

Заключение……………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема переложения налогов - одна из самых сложных в теории и практике налогообложения. Речь идет об определении того субъекта, который в конечном счете покрывает указанные налоги. Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем, если бы налога не существовало.

     В связи с этим, как в отечественной, так и в зарубежной литературе

возникает большое разнообразие подходов к  изучению данного явления, в которых обобщаются фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества. Это отражено в работах Рикардо, Локка, Смита.

      Объектом исследования являются основные проблемные стороны переложения налогов.

       Предметом исследования является теории переложения налогов.

       С учетом актуальности проблемы  была определена цель исследования, которая заключается в выявлении основных теории переложения налогов, анализе проблем переложения налогов в наше время.

        Данная цель обусловила необходимость  решения следующих взаимосвязанных  задач: охарактеризовать существующие теории переложения; рассмотреть проблемы и возможность переложения налогов.

     Структура курсовой работы определена его целью и задачами. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы, состоящего из шести наименований. 

1.Проблема переложения налогов

     Проблема переложения налогов - одна из самых сложных в теории и практике налогообложения. Речь идет об определении того субъекта, который в конечном счете покрывает (оплачивает) указанные налоги. В практике налогообложения предполагается, что прямые налоги полностью оплачиваются владельцами облагаемых доходов и имущества; косвенные же налоги целиком покрываются конечными потребителями продукции, хотя вносят эти налоги в бюджет либо производители, либо продавцы данной продукции.

     В действительности же вопрос о реальных субъектах налогообложения выглядит гораздо сложнее, за исключением прямых налогов с населения. В условиях хотя бы частичного управления рынком своей продукции и нормальной экономической конъюнктуры, компании могут перекладывать если не весь объем своего прямого налогообложения, то хотя бы часть этого объема на покупателей и потребителей своей продукции, т.е., по сути дела, переводить подобные прямые налоги хотя бы частично из разряда прямых в разряд косвенных. И, наоборот, при плохой реализации продукции компании подчас не могут полностью переложить возмещение косвенных налогов на покупателей и вынуждены покрывать их хотя бы частично за счет своей прибыли. Тем самым эта часть косвенных налогов превращается в прямое налогообложение предпринимательства.       

     Введение налога лишает производителя значительной части прибыли и производство становится для него просто невыгодным. Повышение же цен вызывает резкое падение спроса. Тогда производитель может попытаться переложить налог на своих поставщиков, добиваясь снижения цен на ткань, нитки и т. п., или переложить его на своих рабочих, сокращая выплачиваемую им заработную плату. Как правило, сделать это непросто и возможно лишь при низкой эластичности предложения: рабочие не в состоянии найти иного места работы и вынуждены идти на уступки, а поставщики не могут переориентироваться на иного покупателя и их оборудование не позволяет перепрофилировать выпуск на иной продукт. Тогда они, соглашаясь на снижение цен поставляемых товаров или заработной платы, и будут реальными плательщиками налога.

     Возможности для перекладывания налогов различаются в зависимости от вида налога. Все косвенные налоги на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и прочие, чаще всего приплюсовываются к цене и перекладываются на потребителей. Реже они перекладываются на поставщиков или занятых в данном производстве.

     Прямые налоги теоретически перекладыванию не подлежат. Но и здесь возможны исключения. Например, поимущественный налог (на квартиру, автомобиль и т. п.), являясь личным прямым налогом, как правило, оплачиваются собственником. Но если собственник сдаст свое имущество в аренду, он обычно стремится переложить на арендатора и поимущественный налог, включая его в арендную плату. Если тот использует арендованное имущество в предпринимательской деятельности, то он включит арендную плату вместе с входящим в нее налогом в цену производимых изделий или оказываемых услуг. Другими словами, и поимущественный налог окажется переложенным на потребителей.  

     Проблема переложения налогов из-за коммерческой тайны и других причин крайне трудна и сложна для чисто количественного ее определения и соответственно для принятия каких-либо практических мер по ее решению. Поэтому в практике налогообложения в условиях нормального экономического роста ее чаще всего игнорируют. Масштаб переложения налогов особенно велик в дефицитной экономике, где производство не покрывает спроса на многие виды товаров. Теоретический ограничитель -высокая эластичность спроса по цене - здесь практически не действует. По сути, единственным фактором, сдерживающим перекладывание налогов на потребителя посредством увеличения цен, остается ограниченность самих доходов населения.

     Как видим, перекладывание налогов не делает налоговые системы более справедливыми. Основную массу налогового бремени оказываются вынужденными нести отнюдь не самые обеспеченные слои населения. Но, пожалуй, самый серьезный удар по справедливости налогообложения наносит существование в экономике целых секторов, вопреки всем законам налогов вообще не платящих.Другой, более «тяжелый» случай — укрывание доходов от нелегальных видов деятельности, запрещенных законодательством: перепродажи краденого, торговли наркотиками, проституции и т. п.

     Переложение налогов бывает прямым и обратным. Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя в повышенной цене. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

     В действительности переложение больших налогов на потребителя невозможно, т.к. существует реальное ограничение в виде покупательской способности населения. Ярким примером тому являются соляные бунты на Руси, когда безмерно взимался акциз на соль. И напротив, прямые налоги также могут быть переложены на потребителя посредством роста цен.  
 
 
 
 
 
 
 

2. Возможность переложения налогов

     Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем, если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются. Рассмотрим сферу применения некоторых налогов. 
     Сфера применения личного подоходного налога, как правило, фокусируется на отдельных лицах, чьи доходы облагаются налогом. Возможность переложения этих доходов незначительна. Но здесь могут быть исключения. Отдельные лица или группы лиц, которые могут эффективно контролировать цену предоставляемых ими услуг, оказываются в состоянии переложить часть своих налогов. Например, врачи, юристы, и другие специалисты могут поднять ставки за услуги, чтобы компенсировать налоги. Профсоюзы могут рассматривать налоги, как составную часть стоимости жизни и, вследствие этого, вести переговоры о более высоком уровне заработной платы. Если они будут успешными, появляется возможность переложения части налогов от работающих к работодателям, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на народ. В целом, однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что именно те лица, первоначально обложенные налогом, и несут бремя личного подоходного налога. То же самое правомерно в отношении налогов на заработную плату и налогов на наследство.  
 
     Сфера действия налога на прибыль корпорации гораздо менее определена. Традиционная точка зрения состоит в том, что фирма, которая устанавливает на свою продукцию цены, обеспечивающие максимальную прибыль, не имеет оснований менять цену или объем выпуска, когда вводится налог на прибыль корпораций. Такое соотношение цены и объема производства, которое приносит наибольшую прибыль перед вычетом налога, так и останется наиболее прибыльным и после того, как правительство изымет определенный процент из прибыли фирмы в виде налога. В соответствии с этой точкой зрения владельцы акций компаний (то есть собственники) вынуждены потерпеть тяжесть налогообложения в форме более низких дивидендов или меньшей суммы нераспределенной прибыли. С другой стороны, некоторые экономисты утверждают, что налог на прибыль корпораций частично переносится на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через более низкие цены. Обе эти ситуации вполне вероятны. Действительно, тяжесть налога на прибыль корпораций может быть благополучно разделена между владельцами акций, клиентами фирмы и поставщиками   ресурсов. 
     Поскольку диапазон действия акцизов невелик, то у потребителя появляется относительная возможность переориентации на замещающие товары и услуги и “ухода” таким образом, от уплаты этих налогов. К примеру, акцизный налог на театральные билеты, не распространяющийся на другие виды зрелищ, очень сложно переложить на потребителя через повышение цены, потому что подъем цен повлечет за собой использование потребителями альтернативных видов развлечений. Более высокие цены вызовут столь заметное сокращение продаж, что продавец предпочтет скорее нести на себе тяжесть значительной доли акцизного налога, чем допустит резкое падение продаж. Тем не менее, в случае многих акцизов умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж или вовсе не отражается на продажах. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях имеется мало хороших товаров-заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. Продавец этих товаров находится в лучшей ситуации в отношении перекладывания налоговых издержек на потребителя. 
В общем, можно утверждать, что основная масса акцизов обычно перекладывается на потребителей через повышение цен.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

3. Теории переложения налогов

3.1 Возникновение теории переложения

     Первая, более или менее обоснованная абсолютная теория переложения налогов принадлежит знаменитому английскому философу эпохи меркантилизма Д. Локку, который в 1692 г. сделал вывод, что все налоги, в том числе и налоги на потребление, в конечном результате, падают на собственника земли. Локк полагал, что торговцы и посредники перелагают налоги на потребителя — рабочего, который не в состоянии платить налогов, рабочий в свою очередь перебрасывает их на арендатора, последний — на собственника земли, понижая арендную плату.

     Классическая школа приняла эстафету  у физиократов и стала развивать  абсолютную теорию переложения  в том же направлении, с той  же категоричностью. А. Смит  считал, что большинство налогов  перелагаются или на земельного  собственника, или на богатого  потребителя. Он считал непереложимыми  налогами: поземельный, на переход  недвижимости, на роскошь. 
     Д. Рикардо создал теорию земельной (дифференциальной) ренты, из которой им логически выведены условия переложения земельного налога. Его посылка: если бы этот налог взимался с чистой ренты, то он был бы непереложим, но раз он взимается со всех земель, включая худшие, он ведет к повышению цены и, следовательно, перелагается на потребителя.  
     На смену «абсолютным» теориям пришла позитивная теория равномерного распределения налогов, которая была разработана в начале XIX в. французским исследователем Н. Канаром. Согласно которой, все налоги благодаря переложению, распределяются между налогоплательщиками соразмерно их платежеспособности. Но равновесие налогового бремени наступает не сразу. Хотя первый налогоплательщик, уплачивая налог, уплачивает лишь аванс, все же этот аванс является бременем и может быть не скоро будет компенсирован. С годами всякие налоги совершенствуются, может быть, медленно, но изменяются. Поэтому делается вывод, что всякий старый налог хорош, потому что путем переложения он делается равномерным. В противоположность ему каждый новый налог плох, потому что прежде чем будет достигнута известная уравнительность, новый налог будет представлять собой более или менее значительную тяжесть. И, наконец, всякое уменьшение налогов нехорошо, ибо уничтожает источник дохода, к которому население приспособилось, поэтому не следует изменять даже самые жесткие и неуравнительные налоги.  
Политическая борьба в связи с переложением налогов всегда находила свое отражение в теориях переложения. К началу XIX в. оптимистическая теория переложения налогов появилась как потребность, необходимость примирить враждующих налогоплательщиков, т.к. налоги достаточно сильно обременяли неимущие слои населения и не задевали защищенные от них буржуазные слои. Оптимистическая теория выступила в защиту существующей системы налогообложения как выразитель интересов имущих слоев капиталистического общества. 
     Вторая теория, пессимистическая теория, которая была создана защитником интересов неимущих классов П. Прудоном. Он считал, что всякий налог перелагается на потребителя, а главная масса потребителей - бедняки; следовательно, налог обременяет главным образом бедных и потому по необходимости несправедлив. П. Прудон не верит в благотворное влияние государственных расходов на производительность труда, поэтому все налоги, по его мнению, приносят беднейшим классам только вред.  
     Во 2-й половине XIX в. сформировались национальные финансовые школы, а позднее - международная. Германская финансовая школа отказалась от абсолютных (абстрактных) теорий переложения, но не могла претендовать на научное решение ввиду отсутствия к тому времени теории цены. Научному решению проблемы препятствовало представление, что переложение — «вопрос экономической силы»: экономически сильнейший, например капиталист, имеет возможность переложить бремя на слабейшего.  
     Теория цены (стоимости, ценности) австрийской школы (маржиналистов) укрепила научные основы теории переложения. Тория предельной полезности открыла новый период научного толкования проблем переложения. А. Курно в 1838 г. пришел к выводу, что лучше всего облагать продукты в последней стадии — у самого потребителя.  
     Американская финансовая школа. Финансовая литература 20-30-х гг. XX в. по сравнению с вкладом науки конца XIX в. не привнесла нового в разработку проблемы переложения, но более емко и четко сформулировала закономерности переложения налогов: виды переложения, размеры, условия переложения, структуру налогов с точки зрения их переложимости. Поэтому целесообразно познакомиться с этими формулировками и аргументацией. 
Виды переложения, которые различаются механизмом включения налога в цену.

Информация о работе Теоретические аспекты проблемы переложения налогов