Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы налогового обложения, ознакомиться с такими понятиями как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, рассмотреть права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах……………..4
Налогоплательщики и плательщики сборов. Права и обязанности налогоплательщиков. Взаимозависимые лица. Обособленные подразделения организаций и особенности исчисления и уплаты налогов по месту их нахождения………………………………………5
Налоговые агенты. Права и обязанности налоговых агентов……………………………….11
Представители налогоплательщиков. Их полномочия, права и обязанности.
Налоговые органы и органы, осуществляющие налоговый контроль. Права, обязанности налоговых органов и их должностных лиц…………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогооблажение.doc

— 116.00 Кб (Скачать)
Действие Срок, в который должен быть проинформирован налоговый орган
Открытие  или закрытие счетов В 10-дневный  срок
Участие в российских и иностранных организациях В срок не позднее  одного месяца со дня начала такого участия
Создание  на территории РФ обособленных подразделений В срок не позднее  одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации
Объявление  несостоятельности (банкротства), ликвидация или реорганизация В срок не позднее  трех дней со дня принятия такого решения
Изменение своего места нахождения или места  жительства В срок не позднее 10 дней с момента такого изменения
 

      Плательщики сборов обязаны уплачивать законно  установленные сборы, а также  нести иные обязанности, установленные  законодательством о налогах  и сборах.

      За  невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик или плательщик сборов несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Налогоплательщики или плательщики сборов, уплачивающие налоги и сборы в связи с  перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ. 

      Обособленные  подразделения организаций  и особенности  исчисления и уплаты налогов по месту  их нахождения

      В налоговом законодательстве РФ под  обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (созданные на срок более одного месяца). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

      В порядке предусмотренном НК РФ, филиалы  и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. 

      Взаимозависимые лица

      Для целей налогообложения взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

    1. одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой);
    2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
    3. лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

      Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным  НК РФ, если отношения между этими  лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

      Действующим налоговым законодательством установлено, что при совершении сделок между взаимозависимыми лицами налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам. Если в ходе такой проверки выяснится, что примененные сторонами сделки цены товаров, работ или услуг отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.

 

      Налоговые агенты. Права  и обязанности налоговых агентов.

      Налоговыми  агентами признаются лица. На которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

      Налоговое агентство возникает в тех  случаях, когда в силу определенных причин прямые налоговые взаимоотношения  налогоплательщика и государства  затруднены. В таких ситуациях  в роли налогового агента выступает другое лицо (не сам налогоплательщик), непосредственно связанное с налогоплательщиком деловыми отношениями, порождающими у налогоплательщика объект налогообложения. В действующем налоговом законодательстве РФ указано несколько случаев, когда организация либо физическое лицо должно взять на себя обязанности по налоговому агенту. Все такие случаи можно подразделить на несколько групп:

    • налогоплательщиком является физическое лицо;
    • налогоплательщиком является иностранное физическое или юридическое лицо;
    • налогоплательщиком является государственная либо муниципальная структура.
 

      Наиболее  распространенной является ситуация, в которой налогоплательщиком является физическое лицо. Основная цель введения в этом случае налогового агента – минимизировать затраты государства на сбор налога. Взаимоотношения с организацией, выплачивающей доход в пользу сразу некоторого количества налогоплательщиков, гораздо легче контролировать, да и самих таких налоговых агентов гораздо меньше, чем налогоплательщиков. Следует отметить, что не во всех странах в подобной ситуации требуется налоговое агентство. Однако в РФ в настоящее время принудительное удержание из доходов физических лиц налога на доходы (до выплаты самого дохода) является одним из самых эффективных способов обеспечить уплату этого налога налогоплательщиками.

      В ситуациях, когда налогоплательщиком является иностранное лицо, налоговое  агентство возникает в отношении  лиц, которые не только не являются зарегистрированными налогоплательщиками  в РФ, но и не собираются вступать в налоговые взаимоотношения с РФ. Это могут быть:

    • иностранные организации, связанные деловыми отношениями с российскими контрагентами (например, организации, предоставляющие транспорт в аренду российским организациям; такие организации совершенно необязательно должны иметь представительства на территории РФ; кроме того за все времяделовых отношений такой компании с российским контрагентом может ни разу не возникнуть ситуация, требующая присутствия должностного лица этой компании на территории РФ);
    • иностранные лица (как юридические, так и физические) – держатели ценных бумаг российских организаций и получающие доход по этим бумагам.

      Налоговое агентство, возникающее относительно налогоплательщика – государственной  или муниципальной структуры, призвано облегчить межбюджетные взаимоотношения. Такая ситуация встречается в гл.21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» относительно исчисления и уплаты этого налога по арендным платежам, когда арендодателем является орган государственной или муниципальной власти. В данной ситуации обязанности налогового агента возлагаются на арендатора: перечисляя арендодателю сумму арендной платы, он одновременно перечисляет в бюджет соответствующую сумму НДС.

      Налоговые агенты имеют те же права, что и  налогоплательщики. Различия в обязанностях между налогоплательщиками и налоговыми агентами обусловлены спецификой налоговых взаимоотношений этих двух категорий с государством. Если налогоплательщик только исчисляет и уплачивает налоги, то налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет налоги, а также осуществляет контрольные функции. Для налоговых агентов установлены следующие обязанности: 

    1. правильно и своевременно исчислять соответствующие  налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять  в бюджеты или внебюджетные фонды;
    2. в течение одного месяца письменно сообщать налогоплательщикам в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать свой налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
    3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, налогов, удержанных и перечисленных в бюджеты и внебюджетные фонды, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
    4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
 

      Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в том же порядке, который предусмотрен НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. 

 

       Представители налогоплательщиков. Их полномочия, права и обязанности.

      Налоговое законодательство разрешает налогоплательщику, плательщику сборов и налоговому агенту участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях на лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие.

      Полномочия  представителя должны быть документально  подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

      Законные  представители организации представляют указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (либо бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых отношениях, признаются действиями (либо бездействием) самой организации.

      Законные  представители физического  лица выступают в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

      Уполномоченным  представителем налогоплательщика  признается физическое или юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов или иными участниками налоговых отношений.

      Уполномоченный  представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

      Уполномоченный  представитель физического  лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским кодексом РФ.

      Уполномоченными представителями не могут быть:

    • должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
    • судьи;
    • следователи;
    • прокуроры.
 

      Налоговые органы и органы, осуществляющие налоговый  контроль. Права, обязанности налоговых  органов и их должностных лиц

      Согласно  НК РФ контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов в пределах своей  компетенции осуществляют:

    • налоговые органы;
    • таможенные органы;
    • органы государственных внебюджетных фондов.

      Отдельно  в НК указано положение органов внутренних дел, полномочия которых НК РФ ограничивает следующим:

    • участие вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (такое участие возможно по запросу налоговых органов);
    • при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
 

Информация о работе Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах