Установление равновесной цены по А.Маршалу

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

А.Маршалл (1842-1924), англичанин, основатель кембриджской школы в политической экономии, с именем которого связывают становление неоклассического направления в экономической теории. В 1890 году он опубликовал работу "Принципы политической экономии", которая легла в основу экономического образования вплоть до 40-х годов двадцатого столетия. Длительное и мощное воздействие работы А.Маршалла отчасти связывают с компромиссным объединением в своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналисткого направления, в частности, "австрийской школы". Он пишет, что "...самым устойчивым стимулом хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату.

Содержание

Введение
Связь стоимости с ценой в нормальный период по А.Маршалу
Связь спроса и предложения с ценой по А.Маршалу
Значение «Теории цены» А. Маршала в экономике
Равновесная цена
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Анализируя  ситуацию мгновенного и краткосрочного равновесия, Маршалл делает вывод, что  в этих условиях приоритет получает спрос, потому что предложение в  большей степени инерционно и  не успевает за колебаниями первого. Это понятно, поскольку для изменения предложения требуется время для создания дополнительных производственных мощностей. На данном временном отрезке повышение спроса ведет к росту цен. Предприниматель в этих условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту - по определению Маршалла) которая представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара и издержками производства. Однако она носит временный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новых товаропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и в долгосрочном периоде квазирента исчезает.

     Следует отметить, что в "Принципах политической экономии" анализируется стихийное  регулирование цен в условиях свободной конкуренции. В то же время  в период написания работы Маршалла происходило быстрое развитие производственных монополий, и он, естественно, не мог обойти вниманием проблему монополии и ее влияния на процессы ценообразования. В данном вопросе Маршалл опирался на теоретическое наследие французского экономиста А. Курно (1801-1877), который еще в 1838 г. в работе "Исследование математических принципов богатства" исследовал проблему установления цен в условиях монополий. Курно с помощью математической модели рассмотрел ценообразование для случая, когда одна фирма концентрирует производство и предложение какого-либо товара и показал, что подобная фирма устанавливает цену значительно выше той, которая, при тех же условиях производства, установилась бы при наличии конкурентов. Превышение монопольной цены над конкурентной Курно объяснил тем, что повышение первой цены встречает только единственное ограничение в виде спроса, в то время как повышение второй цены имеет и другое ограничение в виде политики цен конкурентов. Маршалл также допускает, что монополия будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем при таком уровне цены, который обеспечит ей максимальное расхождение между валовой выручкой и валовыми издержками. Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если будет производить такое большое количество, при котором его цена предложения будет равняться цене спроса; количество, которое обеспечит максимальный монопольный доход, всегда значительно менее этого. Однако Маршалл рассматривает монополию как частный случай на общем фоне неограниченной конкуренции, закономерности ценообразования в условиях которой остаются господствующими. Другими словами, теория Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях.

     Говоря  о других аспектах теории ценообразования  Маршалла важно упомянуть о "ренте  потребителя", которую Маршалл  ввел в свою теорию спроса. Эта рента представляет собой избыток общей полезности покупаемых товаров над фактически заплаченной за них суммой денег, то есть разницей между тем, что готовы заплатить покупатели и фактической ценой товара. Маршалл определил этот род потребительского излишка как "...излишек сверх цены, уплачиваемый потребителем в действительности, который он скорее уплатит, чем останется без данной вещи". Маршалл приводит следующий пример: коробок спичек стоит 1 пенс, но для курильщика он столь дорог, что за удовольствие закурить немедленно он готов заплатить значительно дороже. Разница между тем, что готов заплатить курильщик за спички и тем пенсом, который он действительно платит, и есть, по мнению Маршалла, выигрыш или "рента потребителя".

     Маршалл формулирует не только закон убывающей предельной полезности, но и закон убывающей предельной производительности, рассматривая его в качестве теории спроса на факторы производства, в частности утверждая, что заработная плата имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда. В то же время, отдавая дань классической политической экономии, он пишет, что одновременно заработной плате присуща тенденция находится в тесном, хотя и весьма сложном соотношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников. Что касается предложения труда, то здесь Маршалл разделяет концепцию У. Джевонса (1835-1882), которого считают основоположником английского варианта теории предельной полезности. Напомню, суть концепции Джевонса в том, что человеческие усилия обладают положительной ценностью, и труд будет предлагаться до тех пор, пока человек ощущает превышение удовлетворенности над неудовлетворенностью. Именно тяготы труда, по мнению как Джевонса, так и Маршалла, управляют предложением производственных усилий. Интересно отметить, что Маршалл распространяет действие второго закона Госсена на процесс производства, где распределение инвестиций между альтернативными возможностями он рассматривает как иллюстрацию равенства отношений предельных полезностей к ценам.

     В целом работа Маршалла внесла значительный вклад не только в разработку теории цены равновесия, но также в исследование теории процента, прибыли и ренты. В частности, прибыль Маршалл  приписывает четвертому фактору  производства - организации, и включает ее в нормальную цену предложения, в отличие от квазиренты. В теории процента он рассматривает его со стороны спроса и предложения капитала, где ставка процента со стороны предложения капитала зависит от предпочтения настоящих благ будущим, а со стороны спроса на капитал - от его производительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Равновесная цена.

Цена  в ситуации равновесия устанавливается  соотношением спроса и предложения. Маршалл настаивал на том, что  равновесная цена имеет смысл  только применительно к определенному периоду. Он различает четыре класса периодов: рыночный день, краткосрочный период, долгосрочный период, и очень долгий период.

Теория  равновесия при различных периодах Маршалл рассматривает на примере  рынка свежей рыбы.

Рыночный  день.

Каждый  день на рыбном рынке складывается специфическая ситуация, главным образом из-за случайных колебаний улова. Улов, т.е. величина предложения рыбы, не изменяется в течении дня. Этим и определяется временное равновесие спроса и предложения в данный рыночный день. Соответственно будут наблюдаться случайные ежедневные колебания цен на рыбу. Издержки производства не играют в этих колебаниях никакой роли, цена на рыбу определяется соотношением ее наличия (предложения) и спроса на нее.

Согласно  Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра, который он называет «нормальной ценой». Эта «нормальная цена» складывается в течение «стационарного периода».

Краткосрочный (стационарный) период.

В этот период возможны изменения, как спроса, так и реагирующего на него предложения. Загрузка мощностей может возрасти, но их величина остаетсянеизменной. В качестве примера Маршалл приводит случай, когда спрос на рыбу увеличивается вследствие падежа крупного рогатого скота и повышения цен на мясо. Краткосрочный период характеризуется тем, что предложение рыбы может быть увеличено, но в ограниченном размере. Количество рыбаков и количество их производственных мощностей остается фиксированным, но их загрузка увеличивается. Рыбаки будут чаще выходить в море или начнут использовать старые лодки. Это произведет к увеличению удельных издержек, но вызванное ростом спроса увеличение цены должно его компенсировать. В данной ситуации кривая спроса сдвигается вверх и пересекает кривую предложения в более высокой точке. Устанавливается новая «нормальная цена», которая соответствует, по мнению Маршалла, «реальным издержкой производства» (включая нормальную прибыль) «типичного предприятия».

В этом периоде в определении равновесной  цены играют роль изменения, как спроса, так и издержек.

Долгосрочный  период.

Предположим вслед за Маршаллом, что рост спроса на рыбу вызван более долгосрочным фактором: изменением вкусов «Силы, которыми регулируется предложения, развернутся в полной мере», т.е. в отрасль будут притекать дополнительный труд и дополнительный капитал. Что произойдет в этом случаи с удельными издержками производства, заранее сказать трудно. С одной стороны, истощение природных ресурсов заставит в поисках рыбы совершать более дальние плавания, т.е. скажется действие закона убывающей отдачи. С другой стороны, отрасль кораблестроения увеличит масштабы производства и будет достигнута экономия на масштабах или возрастающая отдача. Все зависит от соотношения этих противоположных тенденций. Если сильнее окажется тенденция к убывающей отдаче, долгосрочная кривая предложения будет возрастающей и «нормальная цена» в дальнейшем периоде повысится (гр.3а). При противоположной ситуации кривая предложения будет убывающей и «нормальная цена» в итоге понизится (гр.3б). Наконец, если тенденции окажутся равносильными, кривая предложения будет горизонтальная и цена не изменится (гр.3в). Естественно, равновесный выпуск продукции во всех трех случаях увеличится. Таким образом, в долгосрочном периоде определяющую роль в формировании равновесной цены начинают играть издержки, которые в долгосрочном периоде все становятся переменными.

Очень долгие периоды.

   О них Маршалл упоминает мельком,  говоря об «очень постепенных  или вековых движениях нормальной  цены, порождаемых постепенным ростом  знаний населения и капитала, изменениями условий спроса и предложения от поколения к поколению». В течении этого периода приспособиться к изменению спроса должны уже и «факторы производства факторов производства», т.е. речь идет о принципиально новых технологиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В XIX веке проблемы теории стоимости - нахождение конечного основания цен и конечного источника доходов - занимали центральное место в работах большинства буржуазных экономистов, в то время как проблемы зависимости цены от изменений спроса и предложения - второстепенное место. Иное положение сложилось в XX веке. У Маршала теория стоимости была сведена к теории, относящейся либо к гипотетическим, либо к редко проявляющимся условиям развития. На центральное место выдвинулась теория цены, изучающая через изменение предложения и спроса комплексное взаимодействие различных ценообразующих факторов как на рынок товаров, так и на рынок факторов производства. Начиная с работ Маршалла, подобный подход быстро завоевал в буржуазной политэкономии господствующее положение1.

     Высокой популярности Альфред Маршалл добился созданием теории цены.

Прежде  всего, необходимо отметить новую взаимосвязь, которую установил Маршалл между  стоимостью (реальными издержками) и ценами товаров. У предшествующих буржуазных теоретиков, будь то сторонники теории факторов производства или предельной полезности, стоимость без каких-либо оговорок рассматривалась как конечная причина цен. Поэтому основная задача указанных теорий состояла в показе той большей или меньшей цепи взаимозависимостей, через которую стоимость (в виде предельной полезности, жертв или производительного вклада факторов производства) определяет цены. Альфред Маршалл поставил проблему иначе. Основное внимание он обратил на те ограничения, которые препятствуют пропорциональности цен реальным издержкам. 
 

Литература

  1. Костюк В.Н. История экономических учений – М.: Центр, 1998.
  2. Сурин А.И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод. пособие – М.: Финансы и статистика, 2000.
  3. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
  4. История экономических учений: Учебное пособие./ Под ред. В.Автономова, О.Ананьин, Н.Макашевой – М.: ИНФРА-М, 2000.
  5. В.З.Баликаев, В.А.Ковалев, В.А.Семенихина Курс общей экономической теории: Учебное пособие – Новосибирск: НГУ, 1993.

Информация о работе Установление равновесной цены по А.Маршалу